Создание предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
презентация на тему
Один из принципов ФГОС ДО - основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса. В результате одна тема планируется на одну или две недели, а итоговым мероприятием планируются культурные практики такие как: конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, досуги, в процессе которых дети применяют полученные знания.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми позволяет развивать творчество, то есть выращивать у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_t.g.sozdanie_predmetnoy_sredy_v_dou.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы организации детских видов деятельности Виды деятельности Формы работы Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале Продуктивная Мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии Коммуника-тивная Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги Трудовая Поручения(вт.ч. Подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный труд)
Виды деятельности Формы работы Познавательно-исследователь-ская Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры Музыкально-художественная Слушание, исполнение, игра на детских муз. инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале Чтение художественной литературы Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.) Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные)
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровая деятельность - главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Поэтому необходимое требование к предметной среде ДОУ - создание материальных условий для ее полноценной реализации. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, выделим формы игровой деятельности. Каждая из них предполагает специфические игрушки и игровые материалы. Режиссерская игра - создание воображаемого пространства, разворачивание сюжета с помощью игрушек Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркеры «кукольного пространства»). Ролевая игра - создание и проигрывание сюжетов от имени персонажа - требует атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркеры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста. Игры с правилами , которые, в свою очередь, делятся на подвижные со специальным оборудованием (мячи, кегли и пр.) и настольные (лото, домино, игры-бродилки типа «лабиринтов» и пр.).
Центр сюжетно-ролевых игр «Кухня» «Семья» Боль ница Пожа Р ные
Продуктивная деятельность , т.е. активность, направленная на получение определенного результата, в дошкольном возрасте способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности, настойчивости и пр. Выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности: • конструирование - создание построек из различного вида конструкторов и строительного материала; • изобразительная деятельность - рисунок, живопись, аппликация, лепка; • составление картинок - построение целостных сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности разработан специальный игровой материал (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы); • ремесло - создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.
Много уделяется внимания созданию условий для организации продуктивной деятельности – приобретены различные конструкторы.
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. На протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность существенно преобразуется, проходя путь от экспериментирования с предметами к оперированию знаковыми системами.
В рамках данного вида выделим следующие типы познавательной деятельности и, соответственно, обеспечивающие их материалы: • детское экспериментирование - практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, со вкладышами, с магнитами и пр.). С возрастом сложность объектов повышается; • восприятие детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы) - важнейший тип деятельности. Способствует не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно необходимо обеспечить ДОУ - качественно и количественно - художественной литературой, что является важным показателем его материальной среды; • познавательные действия с наглядно-образным материалом , включающим набор тематических картинок для классификации (с изображением видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серию картинок для установления последовательности событий, набор парных картинок для сравнения и пр.; • учебная деятельность , предполагающая освоение учебных материалов (буквы, цифры, схемы, модели) и действий с ними. Предпосылки освоения данного типа деятельности формируются в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Их претворение предполагает специфический материал: всевозможные азбуки, магнитные с доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.
Одной из инновационных и адекватных форм работы с детьми согласно ФГОС ДО является проектная деятельность. Проект позволяет интегрировать все образовательные области и виды детской деятельности. Позволяет на практике применять принципы креативности, открытости, системности. В 2014- 2015 учебном году начата работа по проекту «Музей народного творчества». Прежде всего были определены цели и задачи, составлен перспективный план работы с детьми по проекту, который объединил следующие виды деятельности: Познавательно-речевая Художественно-творческая Игровая деятельность Взаимодействие с родителями
Результаты совместной деятельности по проекту
Кокошники для дежурства, салфетки.
Успешно ведется работа по проекту «Космос» Модель солнечной системы
«Космос»
Двигательная деятельность Для двигательного развития дошкольников также требуется соответствующее материальное обеспечение, цель которого - стимулировать и развивать различные виды движения (лазанье, прыжки, бег и пр.). Речь идет о необходимом спортивном оборудовании, предназначенном для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты, кегли и пр.).
При организации двигательной деятельности детей используются все адекватные формы работы с детьми, разработанные с учетом ФГОС ДО Оздоровительный бег
День здоровья
Эстафеты, соревнования
Двигательные минутки
Один из принципов ФГОС ДО - основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса. В результате одна тема планируется на одну или две недели, а итоговым мероприятием планируются культурные практики такие как: конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, досуги, в процессе которых дети применяют полученные знания. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми позволяет развивать творчество, то есть выращивать у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей "Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для воспитателей ДОУ по орнизации развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО...
Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО
Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, с учетом их воз...
Консультация для педагогов на тему: "Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС саНПиН".
Консультация для педагогов ДОУ...
«Создание предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Развивающую предметно-пространственную среду старшей группы мы организовывали опираясь на основные принципы ФГОС ДО и основной образовательной программе ДО, чтобы дать возможность наиболее эффективно ...