Обобщение опыта. Тема «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Софрыжова Лариса Аркадьевна

Обобщение опыта по сенсорному развитию детей 1 младшей группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta_2018.docx69.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Сказка»

Калейдоскоп методических идей

Номинация «Обобщение опыта»

Тема «Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические  игры».

Выполнила воспитатель МБДОУ д/с №3 «Сказка»

Софрыжова Лариса Аркадьевна

1 квалификационная категория

Стаж работы 25 лет

г.о.г. Шахунья

2018г

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть.

         1.1 Обоснование выбранной темы

         1.2. Результаты изученной литературы

2.Цель и задачи педагогического опыта

         2.1 Методы исследования

         2.2 База исследования

         2.3 Сроки работы

3. Практическая работа.

         3.1 Методы и приёмы организации работы

         3.2 Формы организации работы по проблеме

         3.3 Этапы работы по проблеме

4. Заключение  

         4.1 Эффективность проведённой работы по результатам диагностических исследований.

         4.2 Степень реализации поставленных задач.

         4.3 Адресная направленность опыта

         4.4 Трудоёмкость опыта

5. Литература

6.Приложения

1. Введение

Мир входит в сознание человека лишь

через дверь органов внешних чувств. Если

она закрыта, то он не может войти в него,

не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Малыш стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит ,мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки (башенки, пирамидки, неваляшки, вкладыши, матрёшки и др.). Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями.

Необходимыми  для умственного развития маленьких детей являются и дидактические игры.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

 

1.1 Обоснование выбранной темы

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

Ребенок в своей жизни сталкивается с многообразием  красок , форм и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Ребенок даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без  педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие малыша  с первых дней его жизни является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат  в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством зрения, осязания, мышечного чувства, ребёнок начинает различать форму, величину, цвет предметов.  

Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие  планомерно, систематически включалось в  жизнь ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет огромное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей дошкольного возраста  является игра. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение.  

На мой взгляд, эта тема - наиболее актуальна, т.к мы идём в «ногу со временем». Процесс образования  идет вперед, появляются новые  программы, разработки,   в следствии меняется и потребность школ в умных, любознательных детях. Поэтому,  должен меняться и сам  воспитатель - вносить что- то новое, яркое.  Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические  (развивающие)  игры. Любая дидактическая игра содержит  познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия. Предпосылками  возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе дидактических игр.

Именно поэтому я выбрала  тему: «Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические  игры».

1.2 Результаты анализа изученной литературы

Я начала свою работу со сбора и анализа информации по данной теме, изучила исследования ученых, психологов, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики  (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и  педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Т. В. Башаева, Э. Г. Пилюгина) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

М.Монтессори (конец 19 века)  рассматривала воспитание сенсорной культуры главной задачей. Она предложила использовать систему сенсорных упражнений для развития правильного самостоятельного мышления ребенка. Для развития органов чувств разработала предметы из различного материала. «Педагогика  М.Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям.  

 Наши отечественные ученые А. В. Запорожец и его ученик Л. А. Венгер тоже внесли свой вклад в изучение психологии сенсорного развития детей раннего возраста.

Л.А.Венгер (середина 20 века) считал, что «сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств  предметов.  

  Сенсорные способности развиваются посредством  дидактических игр считали: (В. Н. Аванесова, О. И. Бобылева, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковская, И. Б. Теплицкая, Е. А. Янушко и др.) ,  в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Н. П. Сакулина, Н. А. Курочкина и др.), конструктивной (В. Г. Нечаева, Э. Л. Фрухт и др.), в процессе речевого развития (Д. Б. Эльконин, Е. И. Радина и др.), в ходе музыкального воспитания (Н. А. Ветлугина и др.).

М. Б. Медведева,  Т. П. Бабич,  Е. А. Янушко (21 век) разработали дидактические и обучающие игры для детей раннего возраста, способствующие развитию восприятия цвета, формы и величины, предметных представлений, окружающей ориентировки, характеризующиеся четкой последовательностью.

Кроме этого я читала статьи из журналов. Например, в журнале  «Обучение и воспитание: методика и практика» №11/2014 год (статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», И. В. Комарова Л. Л. Махина) главная идея состоит в том, что сенсорное воспитание детей раннего возраста имеет место в педагогике как - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в психологии. Основное внимание акцентируют на саморазвитии восприятия, как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями.

Очень интересной для меня  была статья «Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Д. Н. Избекова в журнале «Детский сад. Все для воспитателя!» №8/2015 год . Основная идея статьи- сенсорное развитие является базой умственного, эстетического, нравственного развития. Для успешной работы надо повышать компетентность родителей, педагогов, создавать предметно-развивающую среду, подбирать игровой материал.

Также я прочитала статьи в журналах «Современная дошкольная педагогика. Теория и практика» №3/2012 год, «Психология, социология и педагогика» №2/2016 год по данной проблеме. Для себя я сделала вывод:  для сенсорного развития детей раннего возраста очень важными условиями являются -  предметно- развивающая среда в группе,  компетентность педагога, правильный подбор дидактических игр по теме.  

Проанализировав программы дошкольного образования  («Детство»,  «От рождения до школы», «Истоки», «Первые шаги», «Детский сад по системе Монтессори» для выявления основных задач сенсорного развития , можно сделать выводы: во–первых, сенсорное развитие детей раннего возраста является фундаментом умственного, нравственного и физического развития, во–вторых, необходимо создавать благоприятные условия

 ( предметно – развивающая среда в группе, дидактический материал и др.) ,  в–третьих, в   парциальных программах дошкольного воспитания, таких как «Детский сад по системе Монтессори», «Детство», «От рождения до школы», «Первые шаги» и др. представлены практические результаты труда.  

2.Цель и задачи педагогического опыта

Цель : Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр по сенсорному развитию.  

Задачи ( по работе с детьми) :

1. Побуждать детей узнавать и называть основные цвета спектра.

2. Побуждать детей различать и называть контрастные размеры предметов

3.Учить детей  различать предметы по форме и называть их.

4. Учить различать и называть количество предметов.

5.Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.

6.Воспитывать  волевые черты характера в процессе овладения  действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Задачи ( по работе с родителями):

1.Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.

2.Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной теме.

Задачи (по самообразованию):

1.Выявить значение сенсорного развития  для детей раннего возраста.

2.Подобрать  дидактические игры , составить картотеку, изготовить пособия по теме.

3.Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.

Ожидаемые результаты

Дети 2-3 лет знают и умеют:

1.Узнают и называют основные цвета спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный)

2.Различают и называют величину предметов (большой - маленький)

3.Различают предметы по форме и называют их (кубик, кирпичик, шар, др)

4.Различают и называют количество предметов (один – много).

5.Частично развита мелкая моторика рук, тактильные ощущения.

6. Воспитаны  волевые черты характера в процессе овладения  действиями с предметами.

Родители:

1.Расширились знания родителей о значимости  сенсорного развития   детей раннего возраста.

2. Принимают активное участие по данной теме.

3. Более внимательное и ответственное отношение родителей к жизни детей, их интересам и потребностям.

По самообразованию:

Я овладела не только глубокими знаниями о сенсорном развитии детей раннего возраста, но и методической системой обучения. Мною  подобраны и изготовлены  дидактические игры, картотеки, пособия  по данной теме. В группе создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорных способностей детей.

 

 

2.1 Методы исследования

Для решения поставленных задач в своей работе я использовала следующие методы:

1. Аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий – для изучения, анализа методической литературы и опыта коллег.

2.Проблемный, частично поисковый, исследовательский – для постановки темы, цели, задач деятельности.

Только в комплексе эффективно использованные методы работы смогли привести к положительному результату.

2.2 База исследования

Исследования проводились поэтапно на базе МБДОУ д/с №3 «Сказка», работающего по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Работа проходила на базе 1 младшей группы « Ладушки» данного детского сада.

Всего в экспериментальной деятельности на разных этапах принимали участие  42   дошкольника в возрасте 2-3 лет и их родители.

2.3 Сроки работы

 

Выполнение  экспериментальной деятельности было рассчитано на два учебных года и осуществлялось в три этапа с  2016-2017 и  2017- 2018 у.г

3. Практическая работа.

3.1. Методы и приёмы организации работы.

 

Для того, чтобы довести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения и  навыки во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог.

В своей работе я использовала разнообразные методы и приемы:

- Словесные ( беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, др.)

- Наглядные ( использование дидактического материала, картинок, игрушек, предметов с ярко выраженными цветом, формой , величиной, показ образца, показ способа действия )

- Практические ( действия ребенка с предметами, сравнение, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей, др.)

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаю словом, а в словесных использую наглядные приёмы, исходя из возрастных особенностей детей раннего возраста. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал. Предлагаю детям  разноцветные шнурки, палочки, прищепки для ловких рук; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т. д. Готовя пособия, дидактические игры, я опиралась на  эталонную систему основных цветов спектра. Планируя игры, упражнения по ознакомлению детей с цветом, величиной, формой, развитию мелкой моторики пальцев рук  - я придерживалась принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. Например, сначала знакомила детей с двумя контрастными цветами. В этом мне  помогли игры «Ленточки для шариков», «Ленточки красивые – красные и синие»,  подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же» - «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.

Затем, когда дети усвоили эти  цвета, предложила детям игры с ориентировкой на четыре основных цвета. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики, карандаши, др).

На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок», др.. Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.

 Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета . Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Конечно, бывают ошибки, но я их по ходу игры исправляю. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книг.

Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью приёма сравнения. Например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

- подбор одинаковых величин по образцу;

- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный»

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие », «Подари зайчику морковку», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький) » способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек»,др.

Особое значение , на мой взгляд,  имеет организация дидактической игры педагогом, которая осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Работая с детьми раннего возраста, я понимала, что организация дидактической игры  имеет свои особенности. Мне надо хорошо знать и учитывать  возрастные особенности детей: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: « Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво, он быстро отвлекается. Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому я повторяла  игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Для чувственного познания окружающего мира, я старалась подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

При проведении дидактических игр с детьми раннего возраста, я объясняла правила по ходу игры : Например, игра « Собери  пирамидку». Я объясняла правило при сборке игрушки с одновременным показом. У каждого ребенка в руках пирамидка. Я предлагала снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорила:

« Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (Показываю). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (Дети выполняют). А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо.

Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет пирамидку.  

Большую требовательность педагогу нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя.  

Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм. Например, детям говорила: «Сегодня мы с вами хорошо играли  пирамидками,  а в следующий раз в  коробке будут другие игрушки».  

В конце игры  я спрашивала  детей, понравилась ли она им, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Подводя итоги игры с детьми раннего возраста, я отмечала только положительные стороны (играли дружно, научились делать (указать конкретно что), др.)

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствие ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Я считаю, что выбор методов и приёмов в организации дидактической игры, зависит от программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных особенностей.

3.2 Формы организации работы по проблеме.

В  начале учебного года я  проанализировала уровень сформированности сенсорного представления детей своей группы. Исходя из результатов мониторинга я  сделала вывод, о том, что у детей плохо сформировано сенсорное   представление.

 Для того , чтобы реализовать поставленную цель и задачи, я разработала  и составила перспективный план дидактических игр на год. Распределение материала  от простого к сложному. (Приложение №1).

Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры осуществляю через различные виды деятельности ( в совместной деятельности, в режимных моментах), как часть в НОД.

В познавательно-исследовательской деятельности знакомлю детей со свойствами и качествами природного материала, например, камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Детям очень интересно играть в такие игры-эксперименты, как "С кем подружится Капелька" (знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей), игра «Разноцветные льдинки», а также игры: «Теплая и холодная вода», «Пена», «Ловись рыбка», «Перелей водичку», «Погладим песочек» и др. Экспериментируя - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.

Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Проблемная ситуация,  замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить). Специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций.

 В продуктивной деятельности: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий ),  игры с конструктором лего (крупным и мелким), игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками, др. Благодаря дидактическим играм по лепке, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения, закрепляются основные цвета спектра, др.

( «Угости петушка зёрнышками», «Орешек для белочки» и др. ). Рисование: игры с красками 4 цвета (на белом фоне, цветном, по мокрому,  пальцами, др).

Игровая деятельность: Игры с машинками: «Прокати по дорожке» ,«Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!», «Кто быстрее перевезёт груз», др.Игры с куклами: «Кукла Маша  угощает друзей»,  «Уложим Катю спать» , «Купание кукол»,  «Куклы собираются на прогулку»,  «Оденем куколок на праздник», др».Дидактические игры в игровой деятельности также способствуют запоминанию сенсорных эталонов, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, др.

Двигательная  деятельность: игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, колясками, катание с горки, др). Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, ходьба по «Дорожкам здоровья». В двигательной деятельности у детей развивается ориентировка в пространстве, координация движений, др.

Коммуникативная деятельность: игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, шестигранный карандаш). Пальчиковые игры «Чудесный мешочек», «Угадай, что принёс Петрушка», др.    

Музыкальная деятельность: игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, дудка) .Игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры, народная игрушка (неваляшки, свистульки, др).

Трудовая деятельность: трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в группой комнате, приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.

Чтение художественной литературы: детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Здесь я использую книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров, др.

 

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. На прогулке останавливаю детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг (едет машина, каркает ворона и др.) При рассматривании цветов на клумбе, травы, игрового оборудования и др. обращаю внимание на основные цвета спектра, величину, количество, др. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем лепить пирожки». «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый».  Используя окружающую обстановку, последовательно развиваю ощущения и восприятия детей.

Дидактические игры я также использовала как часть НОД  по развитию речи , ознакомлению с окружающим, в конструктивно-модельной деятельности. Например, в заключительной части занятия по развитию речи чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит?»,  я включила игру «Отгадай, кто позвал». Цель игры - Развивать слуховое восприятие, внимание.  В заключительной части занятия по ознакомлению с окружающим «Падают листочки»,  я использовала игру «Мы осенние листочки». Цель игры - группировать предметы по цвету. В конструктивно-модельную деятельность включала такие дидактические игры, как «Дорога для машины», « Мебель для куклы», «Разноцветные башни», и др.  

Также я использовала групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.

В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы я использую игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.

Для успешного формирования сенсорных представлений у детей, я придерживаюсь следующих принципов:

• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.

• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

•Принцип активности – придерживаясь данного принципа, я предоставляю детям высокую степень самостоятельности и инициативы.

• Принцип логического мышления – в игровой форме дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.

• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.

• Принцип учета  возрастных и индивидуальных особенностей.

Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие , технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.

Я стараюсь делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.

 

3.2 Работа с родителями

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических  воздействий со стороны всех участников процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.

В начале года не все родители понимали значимость сенсорного развития  через дидактические игры именно для детей раннего возраста (анкетирование, индивидуальные беседы).

Для достижения цели я использовала разнообразные формы работы с родителями. (Приложение №2)

Я проводила  родительские собрание на тему: «Путешествие в страну Сенсорики» (см. протокол Приложение №3) ,  «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» (см. протокол Приложение №4) . Провела несколько консультаций на темы «Роль дидактических игр по сенсорике для детей раннего возраста»,  «Дидактическая игра в жизни малыша», « Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» (Приложение №5) , «Пальчиковые игры и развитие речи» (Приложение №6) и др.

Кроме этого проводились индивидуальные беседы с родителями, например, «Как выбрать дидактическую игру для малыша», «Какой мозаикой малышу удобней играть»  и др.

С помощью консультаций, наглядной информации я знакомила родителей своих воспитанников  с материалом по сенсорному развитию детей раннего возраста, что дети должны знать по данному направлению (цвет, форма, величина, др.)

Во время индивидуальных консультаций, бесед я обращала внимание не только на достижение  ребёнка, но и на то, над чем надо ещё поработать, предлагала методы и приёмы, которые помогут в этом  родителям.

Также была оформлена  в Уголке для родителей наглядная информация на тему «Что должен знать и уметь ребёнок к 3 годам» . Я предложила родителям совместно провести проект «Сенсорное развитие детей через дидактические игры».Родители приняли  в нём активное участите.

3.3 Этапы работы по проблеме

1.Теоретический этап:

  • выявление затруднений при решении поставленных задач;
  • анализ состояния воспитательно – образовательной работы;
  • диагностика детей;
  • изучение теоретических вопросов по теме;
  • предварительная работа по теме, сбор материала;
  • написание перспективного плана дидактических игр.

                                              2 Практический этап:

  • оформление методических пособий, изготовление лепбука по теме;
  • формирование картотеки дид/игр;
  • организация предметно-развивающей среды в группе;
  • план по самообразованию по данной теме;
  • работа с родителями по данной теме;
  • реализация проекта по теме;
  • использование дидактических игр в различных видах деятельности.

                                             3.Заключительный этап:

  • диагностика по результатам работы;
  • обобщение опыта работы по теме;
  • показ открытого занятия  на ММО по теме «В гостях у бабушки»;
  • выступление на ММО с докладом «Лепбук как инновационная технология дошкольного обучения».

4.Заключение

Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих задач:

  • постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов : их форме, размере, цвете, положении в пространстве;
  • развивается восприятие окружающего мира;
  • дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.
  • развивается мелкая моторика рук.

    Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь.  Игры по сенсорному развитию  имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством  осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.  Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так  формируется целеустремленность, активность и некоторая  планомерность действий. 

 Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития

познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

 Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей. 

Поэтому,  дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.  

         

4.1 Эффективность проведённой работы по результатам диагностических исследований

С целью определения эффективности моей работы, я провела диагностическое исследование детей раннего возраста, которое проводила два раза в год (в начале и в конце учебного года) (Приложение № 7 )

По результатам диагностики было выделено 3 группы:

дети с низким уровнем, со средним уровнем и с высоким уровнем развития.

На начало учебного года по результатам диагностики с низким уровнем развития было 60% детей, средним-30%, с высоким-10%детей.

Для каждой категории детей (низкий, средний, высокий уровни) были обозначены свои задачи и задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.

Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, музыкальные ), разные виды конструкторов, рассматривание предметных картинок с выделенными признаками сенсорных эталонов и др. предлагались детям в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, в вечернее время.

С детьми низкого уровня развития работа проводилась индивидуально. Наиболее эффективными для них стали приёмы многократного повторения, вопросы, словесное поощрение, др.

С детьми среднего уровня развития – задания, игры и др. предлагались в подгруппе (3-4) человека. Эффективно использовался метод повторения задания самими детьми, анализ результата, помощь сверстников, и др.

Детям с высоким уровнем  развития предлагался материал с усложнением, устная инструкция педагога, др.

Родителям в индивидуальных беседах были предложены соответствующие рекомендации, пожелания, др.

На конец учебного года была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты:  с низким уровнем развития – 15% детей,  средним – 35% детей,   с высоким – 50% детей.

Таким образом, благодаря проделанной мною работе, заинтересованности и помощи родителей воспитанников, уровень сформированности сенсорного представления значительно повысился.

Данные результаты подтверждают эффективность построенной мною системы работы с детьми.

Таким образом, проведённое диагностическое исследование показало положительную динамику роста  познавательной активности детей по сенсорному развитию.(см. диаграмму Приложение №8)

4.2 Степень реализации поставленных задач

По окончании своей экспериментальной работы, считаю, что все поставленные задачи были реализованы и получен значимый результат.

Созданная система работы, ориентированная на развитие познавательной активности детей средствами дидактических игр, а также повышение заинтересованности и активного участия родителей воспитанников, позволило достичь следующих результатов:

1. В группе созданы материально-технические условия и методическая база для работы с детьми данного возраста.

2. Качественно организованная система работы способствовала повышению познавательной активности детей.

3. Создана система мониторинга.

4.Значительно повысилась заинтересованность родителей и их активное участие по данному опыту.

Предметно-развивающая среда группы способствует развитию познавательной активности детей, эмоциональному благополучию, помогает осуществить комплексный подход в развитии и воспитании детей. Детское оборудование (столы, горка, домик, др.) имеют основные цвета спектра. В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка я учитывала следующие критерии: доступность; безопасность; эстетичность; соответствие возрастным особенностям  детей;

Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия (слухового, тактильных ощущений, осязания, мелкой моторики рук). Также размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей о цвете, форме, величине.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; массажные коврики,  и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине.

В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

В группе организован Центр песка и воды. Это отдельный столик, с двумя прорезями под тазы, емкости которых наполнены песком и водой. Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыплется, из мокрого можно лепить пирожки; вода льется и др. Также имеются совочки, грабельки, ведёрки, резиновые и пластмассовые игрушки, др.

Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать, др. Кроме этого имеются мягко набивные модули для самостоятельного конструирования.

В театральном уголке сосредоточены различные виды театров: пальчиковый, театр ложек, настольный и др. Ребятам этого возраста доступно разыгрывание небольших отрывков из знакомых сказок.

Материал для игр размещен в доступных местах. Позаботилась о том, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
  • развитию мелкой моторики рук ребенка;
  • симуляции двигательной активности;
  • активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);
  • снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно - развивающей среды для детей раннего возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Мероприятия с родителями способствовали установлению доверительных отношений , что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Значительно повысилась заинтересованность родителей по данной теме. Например, родители воспитанников приняли активное участие в проекте «Сенсорное развитие малышей  с помощью дидактических игр»

Задачи проекта:

1.Систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.  

2.Повысить  уровень  сенсорного развития детей.

3. Создать дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители младшей группы №1.

Сроки реализации: февраль  – апрель 2018 г. (среднесрочный)

Также родители были ознакомлены с Положением о выставке «Умелые руки не знают скуки», которая входила  в реализацию проекта. (Приложение № 9 )

В конце проекта состоялось групповое мероприятие « Фестиваль идей».Родителям предлагалось рассказать об изготовленной ими своими руками дидактической игре, пособии по сенсорному развитию. Они с интересом показывали свои игры, рассказывали о том, как ими играть. Таким образом, пополнилась предметно-развивающая среда группы играми, пособиями, сделанными руками родителей.  

Работая над проектом, были достигнуты определённые результаты:  вырос уровень знаний у родителей по сенсорному развитию; в ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия: «Подари ёжику яблоко», «Гусеница», лепбук, бизиборд, пособие для развития мелкой моторики рук, которыми дети с большим удовольствием играют. Благодаря проведённому проекту, улучшился уровень знаний  сенсорных эталонов у детей моей группы, исходя из диагностических данных.

Родителям предлагалось ответить на анкету как в начале года, так и в конце учебного года.(Приложение № 10 ). По результатам анкет я увидела, что в начале года 45% родителей были заинтересованы этой темой и дали положительные ответы, а в конце учебного года-83% родителей от общего количества, что я считаю очень хорошим результатом.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы. Дети стали ориентироваться в основных цветах и группировать однородные предметы по цвету, форме, величине, ориентироваться в контрастных величинах, составлять целое из 4 разрезных картинок, различают предметы по форме, повысился интерес к дидактическим играм, др.

По творческому направлению по данной теме «Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические  игры» мною наработаны:

  • перспективное планирование дидактических игр ;
  • диагностика детей раннего возраста по данной теме;
  • дидактические  игры, пособия, картотека;
  • лепбук «Занимательная сенсорика»  для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; (Приложение №11)
  • план по самообразованию по теме;

Педагогический опыт представляла:

  • в отчёте о своей работе на пед.советах;
  • показ открытого занятия на ММО «В гостях у бабушки»; (Приложение №12)
  • выступление на ММО с докладом «Лепбук как инновационная технология дошкольного обучения».

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведённой работы, направленной на развитие познавательной активности малышей средствами дидактических игр.

4.3 Адресная направленность опыта

Данный опыт работы может быть использован воспитателями раннего и младшего  возраста всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ, а также родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.    

4.4 Трудоёмкость опыта

На мой взгляд,  этот опыт не является трудоемким,  он не требует больших материальных вложений.

5. Литература

Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

 

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007

Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез», 2003.

Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду», «Линка-Пресс»,2005.

Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

Журнал «Обучение и воспитание: методика и практика» №11/2014 год (статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», И. В. Комарова Л. Л. Махина)

Журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №8/2015 год .

Журналы «Современная дошкольная педагогика. Теория и практика» №3/2012 год, «Психология, социология и педагогика» №2/2016 год

Программы дошкольного образования  («Детство»,  «От рождения до школы», «Истоки», «Первые шаги», «Детский сад по системе Монтессори»).

 

 

 

 

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"

«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...

Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».

Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

«Сенсорное развитие раннего возраста через различные виды деятельности»

laquo;Сенсорное развитие  раннего  возраста   через различные   виды деятельности»...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...