Программа профессионального саморазвития воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
материал
Программа профессионального саморазвития
воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны
на 2017 – 2019 год
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_gumyshkinoy_l.v.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «д/с № 26»
_______________ М.В. Жаркова
Приказ №___ от _____________
Программа профессионального саморазвития
воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны
на 2017 – 2019 год
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Пояснительная записка
В процессе работы с детьми раннего возраста я пришла к выводу, что ранний возраст (1,5-3 г.) самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Поэтому я решила повысить свою профессиональную компетентность в этом вопросе.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий. представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходят на помощь дидактические игры и пособия по сенсорному развитию – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Актуальность
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – «познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»
Фундамент, основа познавательного развития закладывается в раннем возрасте, это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, на сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает, окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Сенсорный опыт нуждается в дидактической обработке (через дидактическую игру), которая обеспечит использование его на более высоком уровне, а именно обеспечит возможное для ребенка обобщение.
Цель: повышение компетентности и уровня профессионального мастерства в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста через дидактическую игру.
Задачи:
1. Повысить уровень теоретических знаний путем изучения методической, научной литературы и педагогического опыта коллег, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, конференциях.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО, способствующую сенсорному развитию детей.
3. Разработать систему работы по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры.
4. Повысить компетентность родителей в данном вопросе через активное вовлечение их в образовательный процесс.
5. Обобщить и распространить полученный педагогический опыт.
Ожидаемые результаты:
1. Систематизация теоретических знаний, приобретение практического опыта по сенсорному развитию детей раннего возраста.
2. Создание в группе насыщенной развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей ФГОС ДО.
3. Развитие восприятия и сформированность у детей раннего возраста представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (форме, цвете, величине, слухового восприятия).
4. Активное участие родителей в образовательном процессе, применение полученных знаний по сенсорике для развития ребенка в домашних условиях.
5. Использование коллегами полученного педагогического опыта.
План работы
Этапы работы | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | Сроки и формы отчета |
подготовительный |
1. http://www.nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования «Наша сеть» 2. http://www.doshkolnik.ru/ - Социально- педагогический портал «Дошкольник». 3. http://www.maam.ru/ - Международный образовательный портал «МААМ». 4. http://www.open-lesson.net/ - Всероссийский интернет-портал. 5. http://www.dob.1september.ru/ - Журнал «Дошкольное образование».
«Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
| Формирование теоретической базы Формирование папки электронной базы методических материалов Повышение профессиональной компетентности Аналитическая справка по итогам диагностики | сентябрь 2017- май 2018 Обзор методической литературы по теме самообразования Сентябрь, 2018 г. Обзор интернет-ресурсов по теме самообразования Сентябрь, 2018 г. Декабрь 2018 Сентябрь 2018 |
Практический | Повышение профессиональной компетентности
Организация РППС
Игры: «Большая стирка» «Колючий ежик» «Собери машину» «Строим дом» «Собери овощи в корзинку» «Помоги ежу собрать запасы на зиму» «Божья коровка» Пособия: «Сенсорный куб» «Прищепки» «Бусы» «Застежки-молнии» «Ветерок» Работа с детьми
- на развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве) «Кто в домике живет?» «Мишка в детском саду» «В гостях у солнышка» - развитие слухового восприятия (речевой слух, неречевой слух) «Солнышко и дождик» «Мишка и зайчик» - развитие осязания, обоняния «Запасливая мышка» «Ледяное царство» Взаимодействие с родителями: Разработка анкеты и анкетирование родителей Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий. Родительское собрание на тему: «Сенсорика как средство умственного развития детей раннего возраста» Совместное занятие с родителями по сенсорному развитию Выставка «Ярмарка идей» (выставка дидактических игр и пособий по сенсорному развитию, изготовленных родителями) Буклет «Сенсорное развитие – игры с крупой», «Дидактические игры по сенсорике» Взаимодействие с коллегами. Распространение опыта Презентация дидактических пособий и дидактических игр на педагогическом совете Выступление на семинаре «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» по теме «Эффективные средства сенсорного развития детей раннего возраста» Буклет для воспитателей «Дидактические игры по сенсорике» Мастер-класс «Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками» | Накопление научно-теоретических материалов по теме саморазвития. Создание условий полноценного развития ребенка Практическая деятельность с детьми согласно перспективному плану Выявление знаний и интересов родителей Вовлечение родителей в образовательный процесс Повышение уровня компетентности родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста Вовлечение родителей в образовательный процесс Распространение педагогического опыта | Презентация накопленных научно-методических материалов на заседании педсовета, 2018 г. В течение учебного года Презентация дидактических игр и пособий по сенсорному развитию на педагогическом совете ДОУ Март 2018 Презентация дидактического пособия «Сенсорный куб» на городском конкурсе профессионального мастерства» 2018-2019 уч. год Сентябрь 2018 В течение года Октябрь 2018 Февраль 2019 Апрель 2019 2018-2019 уч. год |
Аналитический |
| Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества ДОУ, города, региона, в интернет-ресурсах Публикация педагогического опыта в печатных и электронных сборниках | 2019 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры
Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего воз...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормаль...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...
Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...