Консультация для педагогов ДОО "Поддержка детской инициативы"
консультация
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы, что является одним из важнейших принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_k_prezentatsii.podderzhka_initsiativy.docx | 14.99 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley._podderzhka_detskoy_initsiativy.pdf | 686.37 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы, что является одним из важнейших принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО.
2 слайд
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. В младшем дошкольном возрасте инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. При этом свобода и самостоятельность - не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, необыденность, неразрывно связанные с культурой поведения.
3 слайд
Задача педагога подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Только при поддержке взрослого дети смогут поверить в себя, проявят стремление к развитию, интерес к экспериментированию. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.
4 слайд
Стратегия педагогической поддержки заключена в переводе ребенка из пассивной позиции "жертвы" и "потребителя", в активную - субъекта деятельности по разрешению проблемы. Таким образом, личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности выводит на первый план главный предмет деятельности современного педагога – проблему ребенка.
5 слайд
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
«дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
6 слайд
Одним из важнейших условий развития детской инициативы является создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы, детского сада, территории детского сада.
Необходимым условием развития инициативного поведения также является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Педагог должен показать ребенку свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет. И как следствие развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. "Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС".
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений о работе с семьей в условиях реализации ФГОС....
Консультация для педагогов." Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей с помощью игры на шумовых инструментах."
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов ДОУ "Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте" (Конкурс)
laquo;Детский мастер-класс» в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятел...
Консультация для педагогов "Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи"
Актуальность данной темы заключается в том, что человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности...
Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей
Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...
Консультация для педагогов" Поддержка детской инициативы как основы для развития личностных качеств и достижений целевых ориентиров средствами кейс- технологий."
Данная консультация поможет педагогу познакомить воспитанников с интерактивной технологией, которая направлена для краткосрочного обучения. на основе реальных или вымыщленных ситуаций, направленная не...
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...
- Мне нравится (2)