Консультация для педагогов." Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей с помощью игры на шумовых инструментах."
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей с помощью игры на шумовых инструментах.
Консультация для педагогов.
Самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность — это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.
Многочисленные исследования педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении, позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.
1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.
2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.
Самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.
Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.
Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракасы, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:
-активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре;
-воспитание интереса и любви к музицированию;
-практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты;
-знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования;
-создание предпосылок для развития творческого мышления и самостоятельности.
Меня спросили: «А как же с помощью оркестра шумовых инструментов развивать в детях творчество и самостоятельность?» Я задумалась над этим вопросом. И вот к чему я пришла.
Что же такое это пресловутое развитие творческого начала?
В этом я согласна с Каплуновой Ириной Михайловной, когда она говорила, что надо прежде всего научить ребёнка мыслить. «Детей надо воспитывать эрудитами.» Е.Гнесина.
А музыка, по своей природе это творчество в чистом виде. Когда дети слушают музыку, у них рождаются различные ассоциации и образы. Следует только научить детей облекать эти образы в слова и в звуки.
А самостоятельность? Как её развивать?
Самостоятельный ребёнок в хорошем смысле этого слова – это не тот, кто всё время делает что хочет, а тот, кто может заниматься саморазвитием, может самостоятельно оперировать теми знаниями, которыми он уже владеет и на их основе строить собственную деятельность. Но толчок к этому всё равно в руках взрослого: родителя, воспитателя, преподавателя. Научить приёмам игры, познакомить с различными видами ритма и т.д.
Хочу остановиться на том как же с помощью игры в шумовом оркестре развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Что развивает самостоятельность.
- Выбор играть или не играть в оркестре.
- Выбор инструмента на котором играть.
- Выбор музыкального произведения (Это задача педагога предоставить возможность выбирать из нескольких музыкальных произведений).
- Поощрение самостоятельных исследований в области экспериментирования со звуками и музыкальными инструментами.
- Подготовка домашнего задания и показ его в группе. (Придумать сказку с помощью двух, трёх «шумелок». Озвучить любое стихотворение.)
- Возможность сыграть сольную импровизацию.
- Придумывание своего собственного ритмического рисунка.
И т.д.
Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.
Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:
- быть легкой для детей и педагогов;
- быть интересной для них;
- быть систематической;
- быть групповой формой обучения.
Проблемы
● Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов;
● Несоответствие материально – технической базы с теми требованиями, которые предъявляются руководителю оркестра.
Обучение игре на детских шумовых инструментах.
В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах, ложках, различного рода трещётках, маракасах, треугольниках, колокольчиках. При этом нужно соблюдать требования, предъявляемые к инструментам.
Они должны:
● чисто звучать
● иметь определённый тембр
● быть доступными детям по своему размеру и весу
● достаточно прочными
Конечно, можно использовать самодельные шумовые инструменты, но настоящие музыкальные ударные инструменты дают возможность ребёнку почувствовать себя настоящим музыкантом, артистом.
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с шумовыми музыкальными инструментами. Если самые младшие пользуются в основном музыкальными игрушками, то дошкольники знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них (колокольчики, барабан, бубен, металлофон).
Чтобы ребёнок сосредоточился именно на одном инструменте, знакомство с ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту. Лучше всего использовать для этого вечернее время, когда детей в группе не очень много и можно подробно объяснить ребёнку как держать инструмент, как играть и т.д.
Детям в нашем детском саду доступна игра на:
● духовых
● ударных
Инструментах.
Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.
Репертуар можно условно разделить:
● на маленькие пьески для первоначальных упражнений
● попевки, песенки для индивидуальной работы
● пьесы для коллективного исполнения.
При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
● Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
● Импровизация звуковых картин на заданную тему
● Звуковая иллюстрация стихов (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.)
● Сказки – шумелки.
Вывод
Таким образом, занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится исполнять те же самые произведения, которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед другими детьми детского сада, перед родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах. При этом они чувствуют свою значимость, чувствуют, что они могут делать это САМИ, а значит это и есть развитие самостоятельности.
Литература
Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.
Музыкальный шумовой оркестр в детском саду
Таисия Посашкова
Музыкальный шумовой оркестр в детском саду
http://detsky-lektory.ru/work/444622/Formirovanie-samostoyatelnosti-u-detej
Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно, замечаний со стороны взрослого, и таким образом придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр.
Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что все, что звучит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижером и руководить детьми во время исполнения. И это все можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками.
Таким образом, можно украсить любое событие в группе: день рождения ребенка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный там-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно еще извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т. п.
Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвертое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издает яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т. п. Вот вам и обогащение словаря.
Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрического пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипулировать ими в воздухе малышам еще сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик:
Чуть ударишь этот мячик,
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет,
И не может перестать.
Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение. А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит:
Дзинь- бум, дзинь –бум,
Бубен нам устроил шум
Постучим. пошумим
И все снова побежим.
Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло.
Еще одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чем я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, указывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инструменты называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (пример – тамбурин с колокольчиками).
Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполнителями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики (коробочки из-под творога и йогуртов с крышечкой или натянутой сверху пленкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Веселые барабаны» Весело играем мы все в барабаны,
Весело играем мы все в барабан!
Ля-ля-ля…
Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлепать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент. Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются поговорки типа:
Молоточек, тук-тук-тук,
Молоточек, ты мой друг,
Молоточек, тук-тук-тук,
Ты мой верный друг!
(затем вступают бубенчики)
Дили-дили-дили-дон. Бом - бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе)
Слышат все наш звон!
В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем прием игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот прием выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до - си и треугольник, чередуясь между собой.
В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даем детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму.
Игра «Музыкальное приветствие». Дети, держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную легким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнеру, щелкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своем инструменте, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нем. Взрослый может исполнять роль дирижера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольноговозраста»Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобраз...
Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трёх...
Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".
Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...
Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей с помощью игры на народных шумовых инструментах
Консультация для воспитателей...
МАСТЕР-КЛАСС « ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ »
Цель : обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:. Познакомить участников мастер-класса со способами изготовл...
Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»
Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...
Консультация для родителей «Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности»
Консультация для родителей среднего дошкольного возраста...