«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»
методическая разработка

Якунина Ирина Геннадьенва

 «Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»

 

Анализируя результаты скрининговых  исследований личностной сферы дошкольников, особенностей семейного воспитания родителей, особенностей профессиональной деятельности педагогов, актуальным встал вопрос  о  формировании социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников ОП.

Актуальность данной темы в том, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении.   Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития, к ранней детской самотизации. Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами. Ребенок предоставленный самому себе и остающийся один на один с собственными внутренними переживаниями, легко вступает на путь психопатизации. Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет. Условия жизни и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

Основная цель данной темы  это гармонизация и развитие психологически здоровой личности. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых.
  2. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и  критериям оценки.
  3. Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы  сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
  4. Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
  5. Определить содержание сопровождения, поддержки и  развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

Теоретико-методологической основой данной темы являются положения И.В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи, Л.С. Выготского -  о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка и О.В. Хухлаевой - о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром, целевые ориентиры: социальные и психологические характеристики личности - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Так же на теоретико-методологической основе выделены следующие принципы работы психолога по реализации данной темы:

1.  Личностно ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексностипсихологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физической культуре,  родителями.

4. Принцип деятельностного подхода психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип психолого-педагогической деонтологии - под ним подразумевается совокупность исторически сложившихся ожиданий и требований, предъявляемых обществом к профессиональным, личностным и общекультурным качествам воспитателя, учителя, руководителя педагогического коллектива.

6. Принцип  соблюдения профессиональной тайны, которую доверили педагогу- психологу ребёнок  или его родители, а также сохранение сведений, ставших известных педагогу-психологу в ходе изучения психического развития ребенка и детско-родительских отношений.

 А так же принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции, единства требований в семье и ДОУ.

Анализ теоретических источников позволил выделить критерии психодиагностики, а именно:

- уровень адаптированности к нормальным социальным условиям;

     - уровень тревожности;

     - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния;

     - особенности развития самосознания;

     - особенности взаимодействия со сверстниками;

     - ситуация общения в семье;

     - наличие или отсутствие  деструктивного внутриличностного конфликта. 

На основании этого подобран психодиагностический материал:

  • Для определения уровня адаптированности и готовности ребенка  к ДОУ, прогноза адаптации и профилактика дезадаптации подобрана  диагностика уровня психологической адаптированности ребенка к ДОУ – автор методики А.С. Роньжина.
  • Для определения особенностей: отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми, общий климат в группе, уровня общей тревожности, самооценки, уровня притязаний, получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ подобрана экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет: социометрия – Т.А. Репина, тревожность – Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен и адаптированный кандидатом психологических наук  В.М. Астаповым, самооценка- автор Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейном, уровень притязаний - Р.Р. Калининой.
  • Для определения: уровня коммуникативного контроля и типа самооценки педагога, способа взаимодействия в конфликтной ситуации, диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, актуального состояния личности родителя и педагогов, изучение стиля педагогического общения, особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения, особенности развития личности, степень невротизации, уровень тревожности и стрессоустойчивости, группу психологического здоровья: тест на оценку самоконтроля в общении, стиль конфликтного поведения.
  • Для определения: особенностей психологического здоровья  и уровня психоэмоционального напряжения родителя, типа воспитания в семье и особенности нарушения процесса воспитания в семье: опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей, АСВ.

В психопрофилактическом направлении с целью: развития компетентности в области психологического здоровья, рассмотрения системы ценностей как важного компонента психологического здоровья педагогов и родителей, определения целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми, повышения психологической компетентности педагогов и родителей, развития у педагогов и родителей умения понимать  поступки, эмоции разработан план мероприятий:

  • Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального самоопределения
  • Система ценностей и ее влияние на психологическое здоровье личности
  • Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы ДОУ
  • Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними.
  • Эмоциональное состояние взрослого как опосредованный фактор эмоционального состояния детей
  • Практическая работа.

Формирование социально-эмоциональной компетентности осуществляется по трем направлениям:

  • Аксиологическое направление - формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие недостатки.
  • Инструментальное направление - формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
  • Потребностно-мотивационное направление - формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

В каждом направлении используются следующие методы:

  • Игровая терапия, позволяющая снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы.
  • Психогимнастика, при котором  участники общаются без слов, что позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы.

Арт – терапия  – это  метод, основывающийся на творческом самовыражении личности и направленный на самопознание и самоактуализацию. Этот метод эффективно используется для лечения депрессий и нервозов, страхов и фобий, а также для устранения внутренних блоков и зажимов. Арт-терапия позволяет вынести эту потребность на уровень сознания, благодаря чему мы можем проявить себя в этом мире более полно и ярко (изотерапия, музыкальная терапия, драматизация, сказкотерапия, песочная терапия).

Для реализации данных методов используются следующие методические средства: словесные и подвижные игры, этюды, рисование, беседы, проблемные ситуации, релаксации, психогимнастики, ауторелакс.

Когнитивный блок. Работа с самосознанием

-аксиологическое (содержательно представлено ценностями собственного Я- человека и ценностями Я- других людей);

-инструментальное (предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способнос­тью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими).

Психогимнастические игры и упражнения (Игры: «Пизанская башня», «Посмотри-ка на меня», «Ревущий мотор», упражнения «Говорящие вещи», «Заколдованный кубик» и т.д.). коммуникативные игры (Игры: «Конкурс хвастунов», «Царевна Несмеяна», «Поздравляю», «Смелый мальчик» и  т.д.), задания с использованием терапевтических метафор, решение проблемно-практических ситуаций

Эмоциональный блок. Работа с эмоциями

- инструментальное (требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, послед­ствия поступков, строить жизненные планы, то есть формиро­вания личностной рефлексии).

Эмоционально-символические методы  («Мое настроение», «Радость», «Страх» и  т.д.), коммуникативные игры, арт-терапевтические техники (куклотерапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия).

Поведенческий блок. Работа с ролевым поведением

Потребностно-мотивационное (содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потреб­ности в самоизменении и личностном росте);

Развивающее направление (предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоцио­нальной децентрации и произвольной регуляции поведения).

Театральные техники (плейбек, театральная игра, ритмопластика, игры театрализации), арт-терапевтические техники, ролевые игры (Игры: «Кто пришел?», «Встреча с другом», этюд «Робкий ребенок» и т.д.), беседы («Как правильно дружить?», «Как вести себя, если поссорился?», «Как честно признаться о проступке?» и т.д.).

Работа с психоэмоциональным напряжением, мышечными зажимами

Потребностно-мотивационное, развивающее

Релаксационные методы (элементы медитации, дыхательная гимнастика, прогрессивная мышечная релаксация, игры с водой, песком и в сенсорном бассейне), подвижные игры.

В просветительском направлении созданы кейсы:

  • Взаимодействие с агрессивными детьми
  • Взаимодействие с тревожными детьми
  • Взаимодействие с гиперактивными детьми
  • Шпаргалки для родителей по адаптации детей 2-3 лет к ДОУ
  • Шпаргалки для родителей по подготовке детей 6-7 к школе
  • Шпаргалки для родителей  трудных дошкольников
  • Психологическое сопровождение детей 2 – 7 лет
  • Музыкальная шкатулка
  • Шкатулка сказок, притч.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»

Слайд 2

Актуальность Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития, к ранней детской самотизации . Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами. Ребенок предоставленный самому себе и остающийся один на один с собственными внутренними переживаниями, легко вступает на путь психопатизации . Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет. Условия жизни и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. В связи с этим встает задача в формировании социально-эмоциональной компетентности всех участников воспитательно-образовательного пространства.

Слайд 3

Цель: Гармонизация и развитие психологически здоровой личности

Слайд 4

Задачи: На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки. Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно -образовательный процесс ДОУ. Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых .

Слайд 5

Психологическое здоровье Это умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.

Слайд 6

Портрет психологически здорового человека Творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Полностью принимающий самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Ответственный за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Слайд 7

Психологическое здоровье ребенка Особый запас прочности психики Устойчивая адаптация к среде Наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций Активное творческое отношение к действительности

Слайд 8

Структура психологического здоровья Аксиологический компонент Инструментальный компонент Потребностно-мотивационнный компонент

Слайд 9

Аксиологический компонент Представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей.

Слайд 10

Инструментальный компонент Предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение понимать и описывать свое эмоциональное состояние и состояние других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин поведения

Слайд 11

Потребностно -мотивационный компонент Наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.

Слайд 12

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 12

Слайд 13

Основные принципы ДО полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация образования); 13

Слайд 14

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития; 9) Учет этнокультурной ситуации развития детей . 14

Слайд 15

Задачи ФГОС ДО Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации. Языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования. Возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 16

Целевые ориентиры К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: 16

Слайд 17

Целевые ориентиры инициативность и самостоятельность, ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением способен к фантазии, воображению, творчеству, подчиняется разным правилам и социальным нормам, проявляет любознательность, способен наблюдать,экспериментировать , способен к принятию собственных решений 17

Слайд 18

Социально-эмоциональная компетентность Адекватное выполнение человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей. 18

Слайд 19

Социально-эмоциональная компетентность Аксиологическое направление Инструментальное направление Потребностно -мотивационное направление

Слайд 20

Аксиологическое направление Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие недостатки.

Слайд 21

Инструментальное направление Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.

Слайд 22

Потребностно -мотивационное направление Формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Слайд 23

Методы Игровая терапия Психогимнастика Арт - терапия

Слайд 24

Игровая терапия Метод терапевтического воздействия с использованием игры. Игра позволяет снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы.

Слайд 25

Психогимнастика Метод при котором участники общаются без слов. Этот метод позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы .

Слайд 26

Арт-терапия Изотерапия Музыкальная терапия Драматизация Сказкотерапия Кинезитерапия Фототерапия Песочная терапия

Слайд 27

Методические средства Словесные и подвижные игры Этюды Рисование Беседы Проблемные ситуации Релаксации Психогимнастики Ауторелакс

Слайд 28

Методология Положение И.В. Дубровиной о психологическом здоровье. Положение Л.С. Выготского – о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка. Положение О.В. Хухлаевой – о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Слайд 29

Принципы Личностно-ориентированный подход; Гуманно-личностный; Принцип комплексности; Принцип деятельностного подхода; Принцип психолого-педагогической деонтологии; Принцип конфедициальности ; Принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции.

Слайд 30

Психодиагностика

Слайд 31

Высокий уровень- это креативная группа: Устойчивая адаптация; Высокий уровень готовности к ДОУ; Резерв сил; Активное отношение к действительности Средний уровень – это адаптивная группа: Проявление отдельных признаков дезадаптации ; Повышенная тревожность; Высокий ндекс страхов; Небольшие трудности в развитии коммуникативных умений Низкий уровень – это ассимилятивно- аккомодативная группа: Нарушение баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Уровни психологического здоровья

Слайд 32

Уровни социально-эмоциональной компетентности Уровень Характеристика Низкий Нежелание и не умение действовать совместно со взрослыми и сверстниками; Отсутствие инициативы в общении; Избегание взаимодействия; Непризнание правил и норм общения и деятельности; Отсутствие самоконтроля в действиях, поведении, эмоциях; Конфликтность, агрессивность Средний Недостаточная инициативность; Предпочтение пассивных ролей; Ситуативная регуляция аффективных проявлений; Неумение улаживать конфликт Высокий Желание вступать в общение; Успешное участие в коллективных играх; Признание и адекватное выполнение правил; Заботливое отношение к миру чувств

Слайд 33

Критерии диагностики - уровень адаптированности к нормальным социальным условиям; - уровень тревожности; - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния; - особенности развития самосознания; - особенности взаимодействия со сверстниками; - ситуация общения в семье; - наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

Слайд 34

№ п / п Название методики Основная направленность методики Автор( ы ) и год издания методики Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-3,5 лет 1 Диагностика уровня психологической адаптированности ребенка к ДОУ Определение уровня адаптированности и готовности ребенка к ДОУ, прогноз адаптации и профилактика дезадаптации И.В. Лапина 2010 А.С. Роньжина Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет 2 Оценка коммуникативного развития ребенка Определить особенности отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми, общий климат в группе И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010 3 Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение Определить уровень общей тревожности Сирс.Р . 2004 4 Экспертная оценка особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка Выявить актуальные проблемы развития каждого ребенка, группы, детей «группы риска», проследить динамику развития и выяснить результативность коррекционных мероприятий И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010 5 Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ Е.В. Кучерова 2010 6 Профиль социального развития Определить область социализации ребенка, которая осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010

Слайд 35

Углубленная диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет 1 Цветовая диагностика эмоций Провести диагностику степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, шкалы актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельности, вариантов личностного развития О.А. Орехова 2008 2 Шкала тревожности Определение характера эмоциональных нарушений у детей И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010 3 Изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я» Определение типа самооценки и особенностей «образа Я» Н.В. Нижегородцева . 2005 4 Наблюдение за детьми в процессе совместной игровой деятельности Определение динамики в развитии психологического здоровья на основе и в процессе коррекционных мер Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева 2001 5 Методика рисуночной диагностики адаптации детей к ДОУ Определение особенностей адаптации в ДОУ и группу психологического здоровья А.И. Баркан 2004 6 Оценка психологического здоровья выпускника ДОУ Определение результативности коррекционных мер и группы психологического здоровья в итоге О.В. Хухлаева 2004

Слайд 36

Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья педагогов 1 Тест на оценку самоконтроля в общении Определение уровня коммуникативного контроля и типа самооценки М. Снайдер 2001 2 Стиль конфликтного поведения Определение способа взаимодействия в конфликтной ситуации Н.В. Гришина 2001 3 Цветовой тест М.Люшера Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение актуального состояния личности родителя и педагогов М. Люшер 2005 4 Методика С.А Шеина Изучение стиля педагогического общения С.А Шеин 5 Опросник «Ваше самочувствие» Определение особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения О.С. Копина , Е.А. Суслова, Е.В. Заикин 1995 6 Многофакторный личностный опросник Определить особенности развития личности, степень невротизации, уровень тревожности и стрессоустойчивости, группу психологического здоровья.

Слайд 37

Диагностика уровня развития психологического здоровья родителей 1 Опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей Определение особенностей психологического здоровья ребенка и уровня психоэмоционального напряжения родителя О.С. Копина , Е.А. Суслова, Е.В. Заикин , 1995; О.А. Шаповалова 2010 2 АСВ Диагностика типа воспитания в семье и особенности нарушения процесса воспитания в семье Э.Г. Эйдемиллер 2004

Слайд 38

Психопрофилактическое направление

Слайд 39

Психопрофилактика психологической культуры - забота о своем здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким (самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями то есть саморегуляция . Эмпатия ); Психогигиена – саморегуляция поведения в соответствии с вебальными целями, социальная адаптивность, соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту, наличие здоровой рефлексии то есть самоанализ. Психологическая реабилитация - повышение психологической компетентности ( аутокомпетентности , социально-психологической компетентности); диагностика проф.деформации и разработка стратегии их преодоления.

Слайд 40

№ п/п Тема занятия Цель Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального самоопределения Развитие компетентности в области психологического здоровья Система ценностей и ее влияние на психологическое здоровье личности Рассмотрение системы ценностей как важного компонента психологического здоровья педагогов Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы ДОУ Определение целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстнику Выявление путей повышения социальной компетентности дошкольников Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними. Рассмотрение стратегии работы с детьми 3-й группы психологического здоровья. Эмоциональное состояние взрослого как опосредованный фактор эмоционального состояния детей Повышение психологической компетентности педагогов Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда Развитие у педагогов умения понимать поступки, эмоции и чувства современного дошкольника Практическая работа Демонстрация использования педагогами разных методов работы по психологическому здоровью с детьми. Подведение итогов.

Слайд 41

Психопросвещение

Слайд 42

Кейсы Взаимодействие с агрессивными детьми Взаимодействие с тревожными детьми Взаимодействие с гиперактивными детьми Шпаргалки для родителей по адаптации детей 2-3 лет к ДОУ Шпаргалки для родителей по подготовке детей 6-7 к школе Шпаргалки для родителей дошкольников Психологическое сопровождение детей 2 – 7 лет

Слайд 43

Психокоррекция

Слайд 44

№ п/п Блок Направления Методы Когнитивный блок. Работа с самосознанием -аксиологическое (содержательно представлено ценностями собственного Я- человека и ценностями Я- других людей); -инструментальное (предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способнос­тью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими). Психогимнастические игры и упражнения (Игры: «Пизанская башня», «Посмотри-ка на меня», «Ревущий мотор», упражнения «Говорящие вещи», «Заколдованный кубик» и т.д.). Коммуникативные игры (Игры: «Конкурс хвастунов», «Царевна Несмеяна », «Поздравляю», «Смелый мальчик» и т.д.), Задания с использованием терапевтических метафор. Решение проблемно-практических ситуаций Эмоциональный блок. Работа с эмоциями - инструментальное (требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, послед­ствия поступков, строить жизненные планы, то есть формиро­вания личностной рефлексии). Эмоционально-символические методы («Мое настроение», «Радость», «Страх» и т.д.), Коммуникативные игры, Арттерапевтические техники ( куклотерапия , изотерапия , музыкотерапия, сказкотерапия ). Поведенческий блок. Работа с ролевым поведением Потребностно-мотивационное (содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потреб­ности в самоизменении и личностном росте); Развивающее направление (предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоцио­нальной децентрации и произвольной регуляции поведения). Театральные техники ( плейбек , театральная игра, ритмопластика, игры театрализации), Арттерапевтические техники, Ролевые игры (Игры: «Кто пришел?», «Встреча с другом», этюд «Робкий ребенок» и т.д.), Беседы («Как правильно дружить?», «Как вести себя, если поссорился?», «Как честно признаться о проступке?» и т.д.). Блок здоровьесбережения. Работа с психоэмоциональным напряжением, мышечными зажимами. Потребностно-мотивационное, развивающее. Релаксационные методы (элементы медитации, дыхательная гимнастика, прогрессивная мышечная релаксация, игры с водой, песком и в сенсорном бассейне), Подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)

Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ,  а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации к ДОУ.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса - общество становится все более психо...

Проект "Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса"

Проект "Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса"...

Повышение педагогической компетентности всех участников образовательного процесса ДОУ посредством создания теле-мастерской «Детки-предки»

Повышение педагогической компетентности всех участников образовательного процесса ДОУ посредством создания теле-мастерской «Детки-предки»Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбанов...

Проект «Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса»

Паспорт проекта Цель проектаСоздание условий для внедрения ИКТ в образовательный процесс старшей группы «Звездочки», повышение информационной компетентности педагогов и всех участнико...