«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»
методическая разработка
«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»
Анализируя результаты скрининговых исследований личностной сферы дошкольников, особенностей семейного воспитания родителей, особенностей профессиональной деятельности педагогов, актуальным встал вопрос о формировании социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников ОП.
Актуальность данной темы в том, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития, к ранней детской самотизации. Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами. Ребенок предоставленный самому себе и остающийся один на один с собственными внутренними переживаниями, легко вступает на путь психопатизации. Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет. Условия жизни и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Основная цель данной темы это гармонизация и развитие психологически здоровой личности. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых.
- Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки.
- Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
- Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
- Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Теоретико-методологической основой данной темы являются положения И.В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи, Л.С. Выготского - о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка и О.В. Хухлаевой - о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром, целевые ориентиры: социальные и психологические характеристики личности - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Так же на теоретико-методологической основе выделены следующие принципы работы психолога по реализации данной темы:
1. Личностно ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физической культуре, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Принцип психолого-педагогической деонтологии - под ним подразумевается совокупность исторически сложившихся ожиданий и требований, предъявляемых обществом к профессиональным, личностным и общекультурным качествам воспитателя, учителя, руководителя педагогического коллектива.
6. Принцип соблюдения профессиональной тайны, которую доверили педагогу- психологу ребёнок или его родители, а также сохранение сведений, ставших известных педагогу-психологу в ходе изучения психического развития ребенка и детско-родительских отношений.
А так же принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции, единства требований в семье и ДОУ.
Анализ теоретических источников позволил выделить критерии психодиагностики, а именно:
- уровень адаптированности к нормальным социальным условиям;
- уровень тревожности;
- общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния;
- особенности развития самосознания;
- особенности взаимодействия со сверстниками;
- ситуация общения в семье;
- наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.
На основании этого подобран психодиагностический материал:
- Для определения уровня адаптированности и готовности ребенка к ДОУ, прогноза адаптации и профилактика дезадаптации подобрана диагностика уровня психологической адаптированности ребенка к ДОУ – автор методики А.С. Роньжина.
- Для определения особенностей: отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми, общий климат в группе, уровня общей тревожности, самооценки, уровня притязаний, получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ подобрана экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет: социометрия – Т.А. Репина, тревожность – Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен и адаптированный кандидатом психологических наук В.М. Астаповым, самооценка- автор Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейном, уровень притязаний - Р.Р. Калининой.
- Для определения: уровня коммуникативного контроля и типа самооценки педагога, способа взаимодействия в конфликтной ситуации, диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, актуального состояния личности родителя и педагогов, изучение стиля педагогического общения, особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения, особенности развития личности, степень невротизации, уровень тревожности и стрессоустойчивости, группу психологического здоровья: тест на оценку самоконтроля в общении, стиль конфликтного поведения.
- Для определения: особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения родителя, типа воспитания в семье и особенности нарушения процесса воспитания в семье: опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей, АСВ.
В психопрофилактическом направлении с целью: развития компетентности в области психологического здоровья, рассмотрения системы ценностей как важного компонента психологического здоровья педагогов и родителей, определения целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми, повышения психологической компетентности педагогов и родителей, развития у педагогов и родителей умения понимать поступки, эмоции разработан план мероприятий:
- Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального самоопределения
- Система ценностей и ее влияние на психологическое здоровье личности
- Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы ДОУ
- Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними.
- Эмоциональное состояние взрослого как опосредованный фактор эмоционального состояния детей
- Практическая работа.
Формирование социально-эмоциональной компетентности осуществляется по трем направлениям:
- Аксиологическое направление - формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие недостатки.
- Инструментальное направление - формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
- Потребностно-мотивационное направление - формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
В каждом направлении используются следующие методы:
- Игровая терапия, позволяющая снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы.
- Психогимнастика, при котором участники общаются без слов, что позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы.
Арт – терапия – это метод, основывающийся на творческом самовыражении личности и направленный на самопознание и самоактуализацию. Этот метод эффективно используется для лечения депрессий и нервозов, страхов и фобий, а также для устранения внутренних блоков и зажимов. Арт-терапия позволяет вынести эту потребность на уровень сознания, благодаря чему мы можем проявить себя в этом мире более полно и ярко (изотерапия, музыкальная терапия, драматизация, сказкотерапия, песочная терапия).
Для реализации данных методов используются следующие методические средства: словесные и подвижные игры, этюды, рисование, беседы, проблемные ситуации, релаксации, психогимнастики, ауторелакс.
Когнитивный блок. Работа с самосознанием
-аксиологическое (содержательно представлено ценностями собственного Я- человека и ценностями Я- других людей);
-инструментальное (предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими).
Психогимнастические игры и упражнения (Игры: «Пизанская башня», «Посмотри-ка на меня», «Ревущий мотор», упражнения «Говорящие вещи», «Заколдованный кубик» и т.д.). коммуникативные игры (Игры: «Конкурс хвастунов», «Царевна Несмеяна», «Поздравляю», «Смелый мальчик» и т.д.), задания с использованием терапевтических метафор, решение проблемно-практических ситуаций
Эмоциональный блок. Работа с эмоциями
- инструментальное (требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии).
Эмоционально-символические методы («Мое настроение», «Радость», «Страх» и т.д.), коммуникативные игры, арт-терапевтические техники (куклотерапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия).
Поведенческий блок. Работа с ролевым поведением
Потребностно-мотивационное (содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте);
Развивающее направление (предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения).
Театральные техники (плейбек, театральная игра, ритмопластика, игры театрализации), арт-терапевтические техники, ролевые игры (Игры: «Кто пришел?», «Встреча с другом», этюд «Робкий ребенок» и т.д.), беседы («Как правильно дружить?», «Как вести себя, если поссорился?», «Как честно признаться о проступке?» и т.д.).
Работа с психоэмоциональным напряжением, мышечными зажимами
Потребностно-мотивационное, развивающее
Релаксационные методы (элементы медитации, дыхательная гимнастика, прогрессивная мышечная релаксация, игры с водой, песком и в сенсорном бассейне), подвижные игры.
В просветительском направлении созданы кейсы:
- Взаимодействие с агрессивными детьми
- Взаимодействие с тревожными детьми
- Взаимодействие с гиперактивными детьми
- Шпаргалки для родителей по адаптации детей 2-3 лет к ДОУ
- Шпаргалки для родителей по подготовке детей 6-7 к школе
- Шпаргалки для родителей трудных дошкольников
- Психологическое сопровождение детей 2 – 7 лет
- Музыкальная шкатулка
- Шкатулка сказок, притч.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития, к ранней детской самотизации . Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами. Ребенок предоставленный самому себе и остающийся один на один с собственными внутренними переживаниями, легко вступает на путь психопатизации . Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет. Условия жизни и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. В связи с этим встает задача в формировании социально-эмоциональной компетентности всех участников воспитательно-образовательного пространства.
Цель: Гармонизация и развитие психологически здоровой личности
Задачи: На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки. Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно -образовательный процесс ДОУ. Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых .
Психологическое здоровье Это умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.
Портрет психологически здорового человека Творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Полностью принимающий самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Ответственный за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Психологическое здоровье ребенка Особый запас прочности психики Устойчивая адаптация к среде Наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций Активное творческое отношение к действительности
Структура психологического здоровья Аксиологический компонент Инструментальный компонент Потребностно-мотивационнный компонент
Аксиологический компонент Представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей.
Инструментальный компонент Предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение понимать и описывать свое эмоциональное состояние и состояние других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин поведения
Потребностно -мотивационный компонент Наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 12
Основные принципы ДО полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация образования); 13
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития; 9) Учет этнокультурной ситуации развития детей . 14
Задачи ФГОС ДО Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации. Языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования. Возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целевые ориентиры К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: 16
Целевые ориентиры инициативность и самостоятельность, ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением способен к фантазии, воображению, творчеству, подчиняется разным правилам и социальным нормам, проявляет любознательность, способен наблюдать,экспериментировать , способен к принятию собственных решений 17
Социально-эмоциональная компетентность Адекватное выполнение человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей. 18
Социально-эмоциональная компетентность Аксиологическое направление Инструментальное направление Потребностно -мотивационное направление
Аксиологическое направление Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие недостатки.
Инструментальное направление Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
Потребностно -мотивационное направление Формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Методы Игровая терапия Психогимнастика Арт - терапия
Игровая терапия Метод терапевтического воздействия с использованием игры. Игра позволяет снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы.
Психогимнастика Метод при котором участники общаются без слов. Этот метод позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы .
Арт-терапия Изотерапия Музыкальная терапия Драматизация Сказкотерапия Кинезитерапия Фототерапия Песочная терапия
Методические средства Словесные и подвижные игры Этюды Рисование Беседы Проблемные ситуации Релаксации Психогимнастики Ауторелакс
Методология Положение И.В. Дубровиной о психологическом здоровье. Положение Л.С. Выготского – о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка. Положение О.В. Хухлаевой – о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Принципы Личностно-ориентированный подход; Гуманно-личностный; Принцип комплексности; Принцип деятельностного подхода; Принцип психолого-педагогической деонтологии; Принцип конфедициальности ; Принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции.
Психодиагностика
Высокий уровень- это креативная группа: Устойчивая адаптация; Высокий уровень готовности к ДОУ; Резерв сил; Активное отношение к действительности Средний уровень – это адаптивная группа: Проявление отдельных признаков дезадаптации ; Повышенная тревожность; Высокий ндекс страхов; Небольшие трудности в развитии коммуникативных умений Низкий уровень – это ассимилятивно- аккомодативная группа: Нарушение баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Уровни психологического здоровья
Уровни социально-эмоциональной компетентности Уровень Характеристика Низкий Нежелание и не умение действовать совместно со взрослыми и сверстниками; Отсутствие инициативы в общении; Избегание взаимодействия; Непризнание правил и норм общения и деятельности; Отсутствие самоконтроля в действиях, поведении, эмоциях; Конфликтность, агрессивность Средний Недостаточная инициативность; Предпочтение пассивных ролей; Ситуативная регуляция аффективных проявлений; Неумение улаживать конфликт Высокий Желание вступать в общение; Успешное участие в коллективных играх; Признание и адекватное выполнение правил; Заботливое отношение к миру чувств
Критерии диагностики - уровень адаптированности к нормальным социальным условиям; - уровень тревожности; - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния; - особенности развития самосознания; - особенности взаимодействия со сверстниками; - ситуация общения в семье; - наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.
№ п / п Название методики Основная направленность методики Автор( ы ) и год издания методики Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-3,5 лет 1 Диагностика уровня психологической адаптированности ребенка к ДОУ Определение уровня адаптированности и готовности ребенка к ДОУ, прогноз адаптации и профилактика дезадаптации И.В. Лапина 2010 А.С. Роньжина Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет 2 Оценка коммуникативного развития ребенка Определить особенности отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми, общий климат в группе И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010 3 Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение Определить уровень общей тревожности Сирс.Р . 2004 4 Экспертная оценка особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка Выявить актуальные проблемы развития каждого ребенка, группы, детей «группы риска», проследить динамику развития и выяснить результативность коррекционных мероприятий И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010 5 Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ Е.В. Кучерова 2010 6 Профиль социального развития Определить область социализации ребенка, которая осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010
Углубленная диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет 1 Цветовая диагностика эмоций Провести диагностику степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, шкалы актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельности, вариантов личностного развития О.А. Орехова 2008 2 Шкала тревожности Определение характера эмоциональных нарушений у детей И.Н. Наревская , Н.Г. Сабирова , Н.А. Куранова , Н.С. Нурмухаметова 2010 3 Изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я» Определение типа самооценки и особенностей «образа Я» Н.В. Нижегородцева . 2005 4 Наблюдение за детьми в процессе совместной игровой деятельности Определение динамики в развитии психологического здоровья на основе и в процессе коррекционных мер Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева 2001 5 Методика рисуночной диагностики адаптации детей к ДОУ Определение особенностей адаптации в ДОУ и группу психологического здоровья А.И. Баркан 2004 6 Оценка психологического здоровья выпускника ДОУ Определение результативности коррекционных мер и группы психологического здоровья в итоге О.В. Хухлаева 2004
Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья педагогов 1 Тест на оценку самоконтроля в общении Определение уровня коммуникативного контроля и типа самооценки М. Снайдер 2001 2 Стиль конфликтного поведения Определение способа взаимодействия в конфликтной ситуации Н.В. Гришина 2001 3 Цветовой тест М.Люшера Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение актуального состояния личности родителя и педагогов М. Люшер 2005 4 Методика С.А Шеина Изучение стиля педагогического общения С.А Шеин 5 Опросник «Ваше самочувствие» Определение особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения О.С. Копина , Е.А. Суслова, Е.В. Заикин 1995 6 Многофакторный личностный опросник Определить особенности развития личности, степень невротизации, уровень тревожности и стрессоустойчивости, группу психологического здоровья.
Диагностика уровня развития психологического здоровья родителей 1 Опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей Определение особенностей психологического здоровья ребенка и уровня психоэмоционального напряжения родителя О.С. Копина , Е.А. Суслова, Е.В. Заикин , 1995; О.А. Шаповалова 2010 2 АСВ Диагностика типа воспитания в семье и особенности нарушения процесса воспитания в семье Э.Г. Эйдемиллер 2004
Психопрофилактическое направление
Психопрофилактика психологической культуры - забота о своем здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким (самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями то есть саморегуляция . Эмпатия ); Психогигиена – саморегуляция поведения в соответствии с вебальными целями, социальная адаптивность, соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту, наличие здоровой рефлексии то есть самоанализ. Психологическая реабилитация - повышение психологической компетентности ( аутокомпетентности , социально-психологической компетентности); диагностика проф.деформации и разработка стратегии их преодоления.
№ п/п Тема занятия Цель Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального самоопределения Развитие компетентности в области психологического здоровья Система ценностей и ее влияние на психологическое здоровье личности Рассмотрение системы ценностей как важного компонента психологического здоровья педагогов Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы ДОУ Определение целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстнику Выявление путей повышения социальной компетентности дошкольников Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними. Рассмотрение стратегии работы с детьми 3-й группы психологического здоровья. Эмоциональное состояние взрослого как опосредованный фактор эмоционального состояния детей Повышение психологической компетентности педагогов Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда Развитие у педагогов умения понимать поступки, эмоции и чувства современного дошкольника Практическая работа Демонстрация использования педагогами разных методов работы по психологическому здоровью с детьми. Подведение итогов.
Психопросвещение
Кейсы Взаимодействие с агрессивными детьми Взаимодействие с тревожными детьми Взаимодействие с гиперактивными детьми Шпаргалки для родителей по адаптации детей 2-3 лет к ДОУ Шпаргалки для родителей по подготовке детей 6-7 к школе Шпаргалки для родителей дошкольников Психологическое сопровождение детей 2 – 7 лет
Психокоррекция
№ п/п Блок Направления Методы Когнитивный блок. Работа с самосознанием -аксиологическое (содержательно представлено ценностями собственного Я- человека и ценностями Я- других людей); -инструментальное (предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими). Психогимнастические игры и упражнения (Игры: «Пизанская башня», «Посмотри-ка на меня», «Ревущий мотор», упражнения «Говорящие вещи», «Заколдованный кубик» и т.д.). Коммуникативные игры (Игры: «Конкурс хвастунов», «Царевна Несмеяна », «Поздравляю», «Смелый мальчик» и т.д.), Задания с использованием терапевтических метафор. Решение проблемно-практических ситуаций Эмоциональный блок. Работа с эмоциями - инструментальное (требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии). Эмоционально-символические методы («Мое настроение», «Радость», «Страх» и т.д.), Коммуникативные игры, Арттерапевтические техники ( куклотерапия , изотерапия , музыкотерапия, сказкотерапия ). Поведенческий блок. Работа с ролевым поведением Потребностно-мотивационное (содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте); Развивающее направление (предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения). Театральные техники ( плейбек , театральная игра, ритмопластика, игры театрализации), Арттерапевтические техники, Ролевые игры (Игры: «Кто пришел?», «Встреча с другом», этюд «Робкий ребенок» и т.д.), Беседы («Как правильно дружить?», «Как вести себя, если поссорился?», «Как честно признаться о проступке?» и т.д.). Блок здоровьесбережения. Работа с психоэмоциональным напряжением, мышечными зажимами. Потребностно-мотивационное, развивающее. Релаксационные методы (элементы медитации, дыхательная гимнастика, прогрессивная мышечная релаксация, игры с водой, песком и в сенсорном бассейне), Подвижные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)
Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ, а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...
Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...
Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации к ДОУ.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса - общество становится все более психо...
Проект "Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса"
Проект "Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса"...
Повышение педагогической компетентности всех участников образовательного процесса ДОУ посредством создания теле-мастерской «Детки-предки»
Повышение педагогической компетентности всех участников образовательного процесса ДОУ посредством создания теле-мастерской «Детки-предки»Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбанов...
«Система работы по формированию здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса»
О формировании здорового образа жизни в ДОО....
Проект «Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса»
Паспорт проекта Цель проектаСоздание условий для внедрения ИКТ в образовательный процесс старшей группы «Звездочки», повышение информационной компетентности педагогов и всех участнико...