«Система работы по формированию здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса»
статья
О формировании здорового образа жизни в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_vse_uchastniki_pedpr_dlya_sayta.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по формированию здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса»
"Здоровье дороже богатства" Э. Рей.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей
Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
В планировании физкультурно-оздоровительной работы, как правило, выделяют три основных блока:
- Специально организованная деятельность;
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
К специально организованной деятельности относится: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, оздоровительные мероприятия: гимнастика после сна, закаливание (воздушные ванны, умывания), пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз и др. Физкультурно-познавательные мероприятия - форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание НОД: интеграция познавательной и двигательной активности.
Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью на физкультурно-познавательном мероприятии можно представить следующем образом:
Первая часть - рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» - чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым?). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).
Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть - подвижная игра. Четвертая часть -итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т.д.
На познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания о гигиене («Подружись с зубной щеткой»), о валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).
Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим НОД, в процессе которой знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.
Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.
Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество проговаривания звуков.
Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка», «Волк во рву», в которых используются циклические, т.е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Также мы проводим с детьми индивидуальную работу по закреплению основных видов движений, коррекционную работу профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, обучаем точечному массажу, правильному дыханию.
Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.
Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный центр: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Так же в группе создан «Уголок здоровья», где дети получают знания валеологического характера. В нем накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: НОД (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы: проводятся консультации, оформляются буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся встречи «За круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные праздники «Семейные старты», «Папа, мама, я - спортивная семья». Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности.
Литература: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/01/sistema-raboty-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Здоровьесберегающие технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни...
«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...
Презентация " Система работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников"
В даной презентации представленна работа по формированию здорового образа жизни старших докольников. Эот материал подготовлен для педагогического совета....
Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"...
Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)
Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)...
РП "Здоровый ребенок" (система работы по формированию здорового образа жизни) МБДОУ "Детский сад №31 "Светлана" на 2022-2027 гг.
Рабочая программаАннтоация к программе...