«Система работы по формированию здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса»
статья

О формировании здорового образа жизни в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_vse_uchastniki_pedpr_dlya_sayta.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Система работы по формированию здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса»

"Здоровье дороже богатства" Э. Рей.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных  систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе  сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей

Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

В планировании физкультурно-оздоровительной работы, как правило, выделяют три основных блока:

  1. Специально организованная деятельность;
  1. Совместная деятельность взрослого и детей;
  2. Свободная самостоятельная деятельность детей.

К специально организованной деятельности относится: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры,  оздоровительные мероприятия: гимнастика после сна,  закаливание (воздушные ванны, умывания), пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз и др. Физкультурно-познавательные  мероприятия -  форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание  НОД: интеграция познавательной и двигательной активности.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью на физкультурно-познавательном  мероприятии   можно представить следующем образом:

Первая часть - рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» - чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым?). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).

Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть - подвижная игра. Четвертая часть -итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т.д.

На познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания о гигиене («Подружись с зубной щеткой»), о валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).

 Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим НОД, в процессе которой  знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.

Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.

Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество проговаривания звуков.

Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка», «Волк во рву», в которых используются циклические, т.е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Также мы проводим с детьми индивидуальную работу  по закреплению основных видов движений, коррекционную работу профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, обучаем точечному массажу, правильному дыханию.

  Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в  группе оборудован физкультурный  центр: в нем  есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Так же в группе  создан  «Уголок   здоровья», где дети получают знания валеологического характера. В нем накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: НОД  (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы: проводятся консультации, оформляются буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся встречи «За круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные праздники  «Семейные старты», «Папа, мама, я - спортивная семья». Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

 Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши  выпускники будут  активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами  гармонически развитой личности.

Литература: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/01/sistema-raboty-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Здоровьесберегающие технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни...

«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...

Презентация " Система работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников"

В даной презентации представленна работа  по формированию здорового образа жизни старших докольников. Эот материал подготовлен для педагогического совета....

Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"

Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"...

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)...