Технология развивающего обучения Программа по ритмической пластике для детей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Технология развивающего обучения
Программа по ритмической пластике для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения
Программа по ритмической пластике для детей
Цель использования технологии:
Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Нацелена на общее, гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие.
Описание порядка использования(алгоритм применения)технологии :
1 этап - обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку. Ознакомление с произведением - "Купание в музыке".
2 этап - использование интенсивных методов обучения - выполнение большого объёма двигательных упражнений, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
Опережающий показ упражнений. Используем способность детей к подражанию.
Самостоятельность выполнения упражнений.
3 этап - творчество - научить детей передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.
4 этап воспитывать способность чувствовать музыку и передавать ее в движениях и жестах, совершенствовать навыки основных движений.
Результат использования образовательной технологии :
Активно развиваются слуховой и двигательный аппараты.
У детей формируется красивая осанка, свобода и естественность движений и выразительность жестов.
Дети самостоятельно проявляют творчество при составлении танцевальных композиций ,игр, упражнений.
Помимо единства художественного образа ,настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также тем, что это временные виды искусства, при этом движение ,протекающее в пространстве ,как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров ,к которым относятся :
1. все временные характеристики (начало и конец звучания ,темп,ритм)
2. динамика ( чем громче музыка, тем больше амплитуда движений)
3. форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
задачи обучения и воспитания детей:
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха
(мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия,
внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Содержание технологии "Ритмическая мозаика " А. И .Бурениной
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы "Ритмическая мозаика", которая, на наш взгляд, является универсальной, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт"*.
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое
значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте".
У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза
музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием "метода ритмической гимнастики". Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".
В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е .А. Румер и др., которые в 1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н .Г .Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.
Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания
Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н .Г .Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал. Члены Московской ассоциации ритмистов (Н. Г. Александрова, В .А. Гринер, Ю.А. Двоскина, Е. В. Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребенок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н. А. Ветлугина (1958), А.В. Кенеман (1960), а в дальнейшем М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина,
Е. Н. Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста(эти материалы были включены в раздел "Музыкально-ритмическое воспитание детей" типовой программы).
Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу и нашей системы занятий по ритмической пластике.
Что же нового предлагается в данной программе?
Особенности программы
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование
профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений,
выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с детьми" — вот первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровождения,как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосредственном,
"живом" исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в
традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Идя от простого к
сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М .Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Почему "Ритмическая пластика", а не "Римическая гимнастика", как у Жака Далькроза, не "Аэробика" — как у Д. Фонды, не "Музыкальное движение" — как у С. Д. Рудневой, Н. А. Ветлугиной и др.?
Отвечая на этот вопрос, мы хотим подчеркнуть еще одну особенность данной
системы, включающей всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики и др.), доступные детям дошкольного и младшего школьного возраста (а также педагогам, не имеющим профессиональной подготовки в области художественного движения и хореографии). В энциклопедии "Балет" ритмическая пластика характеризуется как "свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика".
Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяющее использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников), отражено в названии программы -"Ритмическая мозаика".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа по развитию ритмической пластики у детей с 3 до 7 лет
Составленна на основании программ:1. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет "Топ-хлоп. малыши" Т. Сауко., А. Буренина Санкт-Петербург, 2001 год2. Программа по ритмической ...

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.
Программа дополнительного образования по ритмической пластике "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной для детей дошкольного возраста....

Технология развивающего обучения Программа обучения детей восприятию музыки
Технология развивающего обученияПрограмма обучения детей восприятию музыки...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...

Рабочая программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной "Ритмическая мозайка"
Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,которые основаны на движениях под музыку, развивающий музыкальный слух и двигательные способности, а так же психические проце...

Конспект занятия по музыкально- ритмической пластике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Сказочную страну»
ЦЕЛЬ: Всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и развитие...