Рабочая программа подготовительная к школе группа
рабочая программа (подготовительная группа)
Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др., 2011., а также разработана в соответствии с требованиями нормативных документов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa_9.docx | 172.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 комбинированного вида»
г.о. Саранск
Принято: «Утверждаю»
Педагогическим советом Заведующая МДОУ
МДОУ «Детский сад № 18» «Детский сад № 18»
Протокол № 6 /Кичкирёва О. А../
от « 31 » авгста 2018 г. от « 31 » августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЕ
срок реализации 1 год.
Воспитатели группы: Карпова В.А.
Савушкина Л.И.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
№ п/п | Наименование | Страницы |
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. | 3 |
1.1. | Пояснительная записка. | 3 |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика). | 6 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
2.1. | Учебный план. | 13 |
2.2. | Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности во второй младшей группе. | 15 |
2.3. | Формы, способы, методы и средства реализации программы. | 28 |
2.4. | Взаимодействие с семьей, социумом. | 50 |
2.5. | Планирование работы с детьми в группе: - Комплексно – тематическое планирование - Календарно - тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) | 54 |
2.6. | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. | 56 |
2.7. | Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие) | 61 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 69 |
3.1. | Оформление предметно-пространственной среды. | 69 |
3.2. | Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей) | 74 |
3.3. | Перечень методических пособий. | 82 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др., 2011., а также разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10));
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049.13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Цель рабочей программы
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Задачи рабочей программы
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи ДОУ:
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
- Реализовать формы организации совместной взросло - детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Рабочая программа состоит из двух частей:
Основная часть – 60 % от общего объема и часть формируется участниками образовательного процесса – 40%, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие»
Используются парциальные программы:
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова, «Программа дошкольной подготовки по математике детей 3 – 7 лет» Л.Г. Петерсон, «Развитие речи дошкольников» О.С.Ушакова, «Юный эколог» С.Н. Николаева и др.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
(целевые ориентиры и педагогическая диагностика).
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Особенности развития дошкольника (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов развития ребенка, непосредственность и непроизвольность его развития), а также система дошкольного образования (необязательность дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие вменения ребенку ответственности за результат достижений), делают неправомерными требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений,. Это определяет результат освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Настоящие требования являются ориентирами при:
- выборе образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
- решении педагогических задач:
- формировании Программы;
- анализе профессиональной деятельности;
- взаимодействии с семьями;
- определении социально - нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка в возрасте от 6 до 7 лет;
- информировании родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
К целевым ориентирам детей старшего дошкольного возраста относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Направление развития | Динамика освоения целевых ориентиров |
Речевое развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план.
Направления развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю (месяц) |
Художественно-эстетическое развитие Аппликация | Продуктивная | НОД | 30 минут, 2 и 4 неделя месяца |
Художественно-эстетическое развитие Конструирование | Продуктивная | НОД | 30 минут, 1 раз в неделю |
Художественно-эстетическое развитие Лепка | Продуктивная | НОД | 30 минут, 1 и 3 неделя месяца |
Художественно-эстетическое развитие Музыка | Музыкально-художественная | НОД | 30 минут, 2 раза в неделю |
Художественно-эстетическое развитие Рисование | Продуктивная | НОД | 30 минут, 2 раза в неделю |
Познавательное развитие Математическое развитие | Познавательно-исследовательская | НОД | 30 минут, 2 раза в неделю |
Познавательное развитие Предметно – социальный мир | Познавательно-исследовательская | НОД | 30 минут, 2 и 4 неделя месяца |
Познавательное развитие Природный мир | Познавательно-исследовательская, | НОД | 30 минут, 1 и 3 неделя месяца |
Речевое развитие Подготовка к обучению грамоте | Коммуникация | НОД | 30 минут, 1 раз в неделю |
Речевое развитие Развитие речи | Коммуникация | НОД | 30 минут, 1 раз в неделю |
Речевое развитие Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы | НОД | 30 минут, 2 и 4 неделя месяца |
Физическое развитие | Двигательная | НОД | 30 минут, 3 раза в неделю |
Длительность НОД -30 мин.
Допустимый объём недельной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе – 7,5 часов (15 занятий)
Перерывы между НОД не менее 10 мин.
Обязательное проведение физкультминуток.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Направление развития | Название программы, методического пособия, автор | Наглядно – дидактические пособия | Рабочая тетрадь |
Художественно-эстетическое развитие Аппликация |
|
| |
Художественно-эстетическое развитие Конструирование |
|
| |
Художественно-эстетическое развитие Лепка |
|
природный материал:
дополнительный материал:
| |
Художественно-эстетическое развитие Рисование |
|
• бумага акварельная; • простые карандаши; • цветные карандаши; • фломастеры; • краски гуашевые; • краски акварельные; • восковые мелки; • пастельные мелки;
• мягкие и жесткие кисти разных размеров; • стаканы (банки) для воды; • палитры; • клеенки-подкладки; • тряпочки; • зубные щетки;
| |
Художественно-эстетическое развитие Музыка |
|
инструменты;
направленные на развитие музыкально-художественной деятельности;
творчества с разнообразным традиционным и нетрадиционным оборудование для детского творчества;
художников;
| |
Познавательное развитие Математическое развитие |
|
| Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз -ступенька, Два - ступенька… Математика для детей 6 – 7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 64 с. |
Познавательное развитие Предметно – социальный мир |
| ||
Познавательное развитие Природный мир |
| Наглядно-дидактические пособия:
| |
Речевое развитие Развитие речи |
|
классификацию животные дикие, домашние, фрукты, овощи, птицы, посуда, транспорт, игрушки, мебель, растения, профессии и т.д.;
развитие речи. | |
Речевое развитие Подготовка к обучению грамоте |
|
| Рабочая тетрадь дошкольника «Обучение грамоте. Часть 1», «Обучение грамоте. Часть 2» ООО «ВК. «Дакота» |
Речевое развитие Чтение художественной литературы |
|
| |
Физическое развитие |
| Уголок физической культуры:
физкультурное оборудование;
изображением людей, занимающихся различными видами спорта;
произведений, побуждающих детей к занятиям спортом, физической культурой;
формированию культуры здоровья;
образа жизни;
|
2.3. Формы, способы, м етоды и средства реализации программы.
Направление развития | Формы реализации программы | Методы | Приемы | Способы | ||
совместная деятельность | самостоятельная деятельность | взаимодействие с семьей | ||||
Художественно-эстетическое развитие Аппликация. Лепка. Рисование. Художественное конструирование | Занятия (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Тематические досуги Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи Создание коллекций. Знакомство с возможностями искусства икебаны и с техникой ажурного вырезания. Составлять декоративную композицию из геометрических и растительных форм. | Украшение личных предметов Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность | Беседа. Консультации. Участие в развлечениях. Выставки. Конкурсы. | Информативно – рецептивный. Словесный Репродуктивный. Исследовательский. Эвристический. | Рассматривание; наблюдение; экскурсия образец воспитателя; показ воспитателя. Беседу; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога; художественное слово. Скатывание раскатывание надавливание растягивание прищипывание сплющивание сглаживание вытягивание вдавливание Самостоятельное выполнение всей работы. Предложение ребенку выполнить часть работы самостоятельно. | Аппликация: вырезать симметричные детали из сложенной пополам бумаги и несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой обрывание-мозаика; обрывание по контуру; накладная аппликация; из засушенных листьев. Лепка: Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон. Смешивания пластилина несколько цветов. Рисование: карандашами и кистью способом «примакивания», «тычка», «мазками», «пальчиками и ладошками» поролоновым тампоном |
Художественно-эстетическое развитие Музыка | Слушание музыки. Совместное пение. Музыкальная сюжетная игра. Создание развивающей ситуации, стимулирующих детей к созданию простейших песенных импровизаций. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: - подбор музыкальных инструментов, - музыкальных игрушек, - театральных кукол, - атрибутов для ряженья, - элементов костюмов различных персонажей. Экспериментирование со звуком, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты. Сюжетно-ролевая игра. Игры в «музыкальные занятия», «концерты для кукол», «семью». Музыкально-дидактические игры. Импровизация танцевальных движений в образах животных. Концерты - импровизации. | Консультации для родителей. Индивидуальные беседы. Совместные праздники, развлечения в ДОУ. Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр). Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) | Наглядно-слуховой. Словесный Художественно-практический. | Показ иллюстрацийкартинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий. Беседа, рассказ, пояснение, объяснение Показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций | Исполнение музыкальных произведений в «живом» или использование ТСО. |
Познавательное развитие Математическое развитие | Интегрированные занятия. Проблемно-поисковые ситуации. Упражнения. Игры (дидактические, подвижные). Рассматривание. Наблюдение. Досуг. КВН. Чтение. Мультимедийные средства. Интерактивные выставки. Коллекционирование. Игровые упражнения. Объяснение. Рассматривание. Экспериментирование. Проектная деятельность. Исследование. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Продуктивная деятельность. Игры-экспериментирования. Рассматривание иллюстраций с использованием мультимедийных установок. | Семинары. Семинары-практикумы. Консультации. Ситуативное обучение. Коллекционирование. Досуг. КВН. Просмотр видео. | Наглядный. Словесный. Практический. Игровой. | Демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание. Рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Упражнения, опыты, продуктивная деятельность. Дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушкамиимитация действий, подвижная игра, эпизодические игровые приемы. | Накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т.д. |
Познавательное развитие Предметно – социальный мир | Реальные и условные, проблемные практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов. Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире. Экскурсии (город, школа), наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями. Игры-путешествия по родной стране, городу, по странам мира. Общение с малышами, школьниками, учителем. Чтения художественной литературы.
Беседа | Сотрудничество детей в деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами). Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания. | Беседа. Консультативные встречи. Семинары-практикумы. Консультации в родительских уголках. Помощь в организации экскурсий. Участие в проектах. | Словесный Наглядный Практический Игровой | Обучение, объяснение, беседа. рассказ, чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций наблюдение, просмотр телепередач, видеофильмов. Создание игровых проблемных ситуаций, тематические досуги, участие в конкурсах. Сюжетно-ролевые, режиссерские игры, дидактические игры. | Напоминание, личный пример, элементы тренингов. |
Познавательное развитие Природный мир | Наблюдения на прогулке и в уголке природы. Интегрированные занятия. Пиктограммы. Ребусы. Экскурсии. Конкурсы. КВН. | Игры с природным материалом, дидактические, развивающие. Организация трудовой деятельности в уголке природы и на участке детского сада.
| Беседа. Консультативные встречи. Семинары. Семинары-практикумы. Презентации. Коллекционирование. Конкурсы. КВН. Альбомы. | Наглядный Словесный Практический. Игровой. Собственно-практический. | Наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ Рассказ воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе, беседы. Элементарные опыты, моделирование, упражнения Дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушкамиимитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки. Обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование | Сравнение, поисковые, игровые, трудовые действия, показ образа действия, указания, объяснения, опыт, приглядываться, подмечать,обследовать. |
Речевое развитие Развитие речи | Интегрированные занятия. Объяснение. Познавательная игротека. Творческие задания. Рефлексия. Коллективное сочинение загадок, сказок, рассказов. Театральная деятельность. | Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек). Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) Игры в парах и совместные игры. Сюжетно-ролевая игра. Игра - импровизация по мотивам сказок. Игры с правилами. Совместная продуктивная деятельность детей. Речевые игры. Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Самостоятельная художественно-речевая деятельность Речевые игры. Игра-драматизация. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Сюжетно - ролевые игры. Игры – соревнования. Хороводные игры Подвижные игры. Игры в семейные праздники. | Беседа. Чтение. Домашнее экспериментирование словотворчество. Консультативные встречи. Семинары. Семинары-практикумы. Презентации. Досуги. Показ правильной речи. Консультации. Участие в проектах. Информационный материал. Беседы с детьми. Выпуск газеты. Анкетирование. Презентации. Устный журнал. | Наглядный: непосредственный опосредованный Словесный: Практический: | Наблюдения - экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Изобразительная наглядность - рассматривание игрушек, картин, фотографий описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание с использованием наглядных приемов. Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. | Артикуляция, звукоподражание, отрабатывание, заучивание, повторение и др. |
Речевое развитие Подготовка к обучению грамоте | Игровые упражнения. Дидактические словесные игры. Модели звуковой структуры слова. Картины – схемы звукового состава слова. Пальчиковые игры. | Словесный: Наглядный: Практический: | Речевой образец Повторение Указания. Вопросы разного характера. Оценка детской речи. Элементы эксперимента. Использование схем модели. Кратковременный показ игрушек и муляжей, предметов Показ движений и действий. Показ способов и артикуляции. Игры и упражнения | четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки; последовательное называние слов в предложении; в громкой речи, про себя; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке»; отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении. | ||
Речевое развитие Чтение художественной литературы | Чтение (рассказывание) взрослого, который знакомит дошкольников с литературными текстами, как со своими' «добрыми друзьями». При этом педагог обращает внимание детей на источники получения книги: принес из дома сам воспитатель или кто-либо из детей, взяли книгу в библиотеке или обменялись книгами с детьми из группы. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, в которых чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках. Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей, объединенных общими героями. К ним относятся, например, сказки А. М. Волкова о приключениях Элли и ее друзей, истории о Мумми- Троллях Туве Янссон и другие. Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: познакомить с историей появления книг в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка. Просмотр (прослушивание) записей, исполнения литературных текстов самими детьми. | Участие в проектах. («Детское книгоиздательство» - создание детьми книжек-самоделок разных видов и тематики, «Детская библиотека» - организация детской библиотеки в группе, «Выставки книг».) Проект «Наш маленький театрик» предполагает организацию мини-театра в группе детского сада. | Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети и родители, в том числе организуя их для дошкольников младшего возраста. | Словесный: Наглядный: Практический: Игровой: | Чтение воспитателя по книге или наизусть. Рассказывание воспитателя. Объяснение незнакомых слов. Рассматривание иллюстраций.Чтение и рассказывание с игрушкамидиафильмы, диапозитивы, кинофильмы, мультфильмы. Инсценирование. Кукольный театр. Теневой театр. Заучивание наизусть Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов). | Выразительное чтение воспитателя; беседа о прочитанном; повторное чтение; рассматривание иллюстраций и картин; объяснение незнакомых слов; слушание; перессказывание. |
Физическое развитие | Обучающая совместная деятельность · физкультминутки · физкультурные досуги · игры разных уровней подвижности Игры-занятия по физкультуре– 3 раза в неделю: Праздники физкультурные. Рассматривание наглядно-дидактических материалов по физической культуре Дидактические игры. Спортивные игры и игры - эстафеты на овладение и закрепление основных движений. Оздоровительный бег. Беседы о разных видах спорта, спортсменах. Просмотр компьютерных презентаций о видах спорта, спортсменах. Интегрированные занятия. Встреча с людьми, чьи профессии связаны с сохранением здоровья. Экспериментирование. Проектная деятельность. Конкурсы. КВН Неделя здоровья. Спортивные и физкультурные досуги. Спортивные состязания. Проектная деятельность. | Прогулка.
Деятельность детей в центре физической активности на мини-тренажерах. | Беседа. Участие родителей в спортивных праздниках. | Словесные: Наглядные: Практические: Игровой: | Название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи. Повторение упражнений без изменения, проведение упражнений в игровой и соревновательной формах. Подвижные игры. Упражнения. Хороводные игры и т.д. | Первоначальное разучивание упражнения. Углубленного разучивания движения. Закрепление навыка и совершенствование техники. |
2.4. Взаимодействие с семьей, социумом.
План работы с родителями
Месяцы № п/п | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь. 1. |
| Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях. |
2. |
| Формировать знания о влиянии семьи на развитие ребёнка. |
3. |
| Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. |
4. |
| Формирование знаний о правах и обязанностях родителей. |
5. |
| Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на самочувствие детей. |
Октябрь. 1. |
| Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
2. |
| Соблюдать правила поведения в группе, поощрять тёплые взаимоотношения друг с другом. |
3. |
| Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада. |
4. |
| Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников. |
5. | Осенний праздник «Золотая осень» | Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей. |
Ноябрь. 1. |
| Помочь родителям в вопросе создания эмоционально положительной атмосферы в семье |
2. |
| Ознакомление родителей с задачами по формированию навыков самообслуживания. |
3. |
| Формирование единого подхода к развитию памяти детей в детском саду и дома. |
4. |
| Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг. |
5. |
| Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома. |
Декабрь. 1. |
| Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. |
2. |
| Дать знания о том, как научить детей запомнить правила пожарной безопасности. |
3. |
| Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.
|
4. |
| Привлечение родителей к работе детского сада. |
5. |
| Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику. |
Январь. 1. |
| Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей и формированию навыков самообслуживания. |
2. |
| Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. |
3. |
| Вовлекать родителей в работу детского сада. |
Февраль. 1. |
| Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. |
2. |
| Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Прививать любовь к мужчине (папе, дедушке). |
3. |
| Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников. |
4. |
| Привлечь мам и детей к оформлению выставки, воспитывать желание делать подарки. |
Март. 1. |
| Привлечение родителей к работе детского сада. Демонстрация творческих способностей детей, умений и навыков. |
2. |
| Прививать детям любовь к природе. |
3. |
| Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними |
4. |
| Осветить родителям требования программы по изодеятельности старших групп. |
5. |
| Донесение родителям информации об особенностях предстоящей школьной жизни. |
Апрель. 1. |
| Предложить ряд витаминов и добавок к пищи детей весной. |
2. | Конкурс детского рисунка «Я рисую космос» | Привлекать родителей к участию в жизни группы. |
3. |
| Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника» |
4. |
| Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. |
5. |
| Развивать двигательную активность и совместный интерес в играх у детей и родителей. |
Май. 1. |
| Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей |
2. |
| Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе. |
3. |
| Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. |
4. |
| Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы. |
5. | Выпускной вечер «До свидания, детский сад!» | Создать радостное настроение у детей и родителей, получить положительные эмоции. |
2.5. Планирование работы с детьми в группе:
Комплексно – тематическое планирование
Месяц | Тема недели | ||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | V неделя | |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! | Я и улица. Дорожная грамота. | Мониторинг | Мониторинг | Золотая осень. |
Октябрь | Мой дом. Мебель, посуда. | Осенние дары природы. | Перелетные птицы. | Я и моя семья. | |
Ноябрь | Осень. Одежда, обувь, головные уборы. | Поздняя осень. Деревья, кустарники. | Осень. Дикие животные. | День матери. Профессии. | |
Декабрь | Здравствуй, зимушка – зима! | Зима. Одежда, обувь, головные уборы | Зима. Зимующие птицы. | Дикие животные зимой. | Новогодний праздник. |
Январь | Зимние забавы. | Наш дом. Бытовые приборы. | Продукты питания. | ||
Февраль | Дни благодарности и доброты. | В мире театра | Зимушка хрустальная! | День защитника Отечества. | |
Март | Транспорт. | Мамин праздник. | Весна – красавица! | Культура и народные традиции. | Весна. Перелетные птицы. |
Апрель | Весна. Дикие и домашние животные. | Тайны космоса. | День Земли. | Книжкина неделя. | |
Май | День Победы. | Цветущая весна. Насекомые. | Мониторинг. | Здравствуй, лето! |
- Календарно - тематическое планирование (НОД и совместная деятельность).
Календарно-тематическое планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. (Приложение в папке 08 – 04).
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
Сентябрь
Развлечение «Осенняя ярмарка»
Цель: Формировать обобщённые представления об овощах и фруктах закреплять умения различать фрукты и овощи, их местопроизрастания
Познавательно - исследовательская деятельность КВН «Из чего же, из чего же…»
Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий. Формировать представления о своём теле.
Физическая культура и здоровье
«С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны»
Цель: Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Октябрь
Физкультурно-оздоровительное развлечение
«Я и моя семья
Цель: Формировать представления о своей семье, как о людях, которые живут вместе расширять знания детей о своей семье. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий -
о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Воспитывать желание заботиться о близких.
Вечер загадок «Осень наступила».
Цель: Закрепить знания детей о явлениях природы осенью, названия овощей, фруктов, ягод и грибов.
Театрализованная деятельность
«Волшебство театра»
Цель: Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
закреплять виды театров (драматический, кукольный), воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, гапит, актёр).
Ноябрь
«Русская народная игра в жизни детей»
Цель: Продолжать знакомить детей со старинными русскими играми; способствовать укреплению устойчивых детских объединений; развивать внимание, память, воображение; совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности; создать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения посредством соприкосновения с историей и культурой русского народа.
«Путешествие по городу»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения города Саранска, формировать интерес к «малой Родине», обогащать словарный запас детей; развивать творческие интеллектуальные способности детей, воображение, речевую культуру, содействовать формированию познавательной активности, поисковую деятельность, развивать художественно – образное восприятие окружающей действительности; воспитывать уважение к труду людей, создавших родной город, гордость за свой город.
Досуг «День матери»
Цель: Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
Спортивное развлечение «Спорт – это сила и здоровье»
Цель: Совершенствовать у детей умение и навыки общаться при выполнении игровых заданий, эстафет и конкурсов, воспитывать уверенность в себе, волевые качества. Доставить детям радость, желание участвовать в конкурсах и побеждать.
Декабрь
Развлечение «Нужно правила движенья выполнять без возраженья»
Цель: Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику.
Уточнить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, обозначения дорожных знаков, сигналов светофора.
Совершенствовать основные виды движений дошкольников через подвижные игры.
Развивать навыки общения, внимание, сосредоточенность.
Художественно-музыкальный игровой проект «Народная мастерская»
Цель: Обобщение знаний детей дошкольного возраста о народном искусстве;
учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки; закреплять представления о процессе создания игрушек; развивать творческую инициативу и интерес к декоративно-прикладному искусству;
воспитывать у детей уважение и интерес к народным игрушкам.
«Зимние забавы»
Цель: Развивать ловкость, скорость, реакцию в выполнение заданий в эстафетах.
Воспитывать чувство необходимости взаимовыручки, сплоченности в командных соревнованиях, желание заниматься спортом.
Продолжать учить выполнять упражнения четко, придерживаясь правил их выполнения.
Драматизация сказки «Лиса и кувшин».
Цель: учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие; развивать интерес к театрализованной деятельности; воспитывать доброжелательность.
Январь
Досуг «День театра»
Цель: Расширять кругозор родителей и детей; способствовать активному общению родителей и детей; способствовать проявлению творческой выдумке, импровизации.
Спортивное развлечение «Зима для ловких, сильных, смелых»
Цель: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.
«Волшебница - вода» (изготовление цветных льдинок).
Цель: Формировать знания детей о свойствах воды.
Февраль
Инсценировка сказки «Теремок на новый лад».
Цель: Формировать у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, развить индивидуально-личностных качеств детей, таких как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развить воображения, зрительного и слухового внимания, фантазии и сотрудничества в совместной творческой работе.
Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики»
Цель: Создание атмосферы радости и дружбы для участников праздника, развивать ловкость, быстроту, меткость, точность и координацию движений; воспитывать интерес к спорту через соревнования.
Просмотр мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: Формировать у детей первичные представления о добре и зла через мультипликационных героев.
Март
Литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского. Чтение отрывков наизусть.
Цель: Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского; формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде; развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
воспитывать уважение и любовь к сказкам.
Открытый день здоровья.
Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и закаливанием, выполнять правила гигиены.
Пальчиковый театр «Лиса и заяц»
Цель: расширить представления детей о сказках; обобщить знания о том, что сказки бывают народные, авторские, бытовые и волшебные; учить осмысливать содержание сказки, характеры персонажей; дать представление о некоторых жанровых особенностях русских народных сказок: определенный зачин, окончание, трехкратный повтор событий; учить разыгрывать небольшие эпизоды в пальчиковом театре; вызвать положительные эмоции. Развивать фантазию, воображение.
Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»
Цель: Создать праздничное спортивное настроение у детей и родителей. Развивать двигательные навыки у детей, и вместе с мамами и папами использовать в самостоятельной двигательно-игровой деятельности. Осуществлять тесную связь между детским садом и семьей.
Апрель
Досуг «День Птиц»
Цель: Приобщение к празднику «День Птиц»; воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережно относиться к птицам, развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
Спортивное развлечение «Кошкин дом»
Цель: Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня; способствовать формированию навыков правильного обращения с ним; научить детей выразительно передавать образы героев произведения.
Досуг «День Земли»
Цель: Закрепить знания детей об обитателях леса; формировать экологически грамотное поведение в природной среде; развивать монологическую речь через чтение стихов, рассказывание; развивать ловкость, координацию, ритмичность движений; воспитывать любознательность, ответственное отношение к природе.
Прослушивание аудиозаписи «Царевна - лягушка».
Цель: Учить детей внимательно слушать аудио сказки. внимательно рассматривать иллюстрации к сказке. Рассказывать сказку по картинкам. Развивать память и внимание детей.
Май
Фольклорный праздник «Во-поле берёзонька стояла»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за неё.
Познавательно - исследовательская деятельность «В гостях у фокусников»
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально - чувственного опыта. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Поощрять детей за умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в команде. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Выпускной вечер «До свидания, детский сад!»
Цель: Создать радостное настроение у детей и родителей, получить положительные эмоции.
2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
(климатические, демографические, национально - культурные и другие).
Перспективный план региональной программы
«Мы в Мордовии живём»
Неделя месяца, области | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь (15 – 30) | ||||||
3. Познавательное развитие | 1. Саранск – главный город Мордовии С.А. Козлова, Р.И. Оверчук, В. Куклин | Дать знания о том, что такое столица, что такое герб. Объяснить символику родного города. Учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Воспитывать любовь и интерес к истории родного города. | Иллюстрации и фотографии достопримечательности города, фотографии герба, флага, карта. | Словесный: беседа, чтение художественной литературы. Наглядный: рассматривание иллюстраций и фотографий. Проблемный: решение проблемных ситуаций. Игровой: дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра. | 1. Беседа с детьми о родном городе. Рассказ воспитателя. 2. Рассматривание иллюстраций современного города Саранска, символику города. 3. Дидактическая игра: «Узнай и расскажи» | 1. Рекомендации для родителей: экскурсия в центр города. 2. Анкетирование на тему: «Наш город» |
3. Художественно-эстетическое развитие | 3. Декоративная лепка «Конь» О.В. Бурляева Мы в Мордовии живем | Познакомить с техникой изготовления глиняной игрушки, учить лепить из целого комка глины и по частям, передавать в лепке выразительность образа, характерные особенности мордовской игрушки. Воспитывать у детей интерес к лепке по мотивам мордовской народной игрушки. | Глина, стеки, образец, иллюстрация по теме | Наглядный: рассматривание, показ образца. Словесный: беседа, загадывание загадок, чтение художественной литературы. | Знакомство детей с народным прикладным искусством, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, чтение мордовской сказки «Лошадиная шкура» | Беседа на тему: «Скульптура малых форм мастеров Мордовии» |
4. Речевое развитие | 2. П. Мокшанцев «Дерево жизни», Ф. Атянин «Разбитая тарелка» | Знакомить детей со спецификой литературных жанров, их художественными достоинствами; учить понимать значение образных, выражений. Воспитывать интерес к произведениям мордовской художественной литературы. | Иллюстрации по теме. | Словесный: беседа, вопросы к детям, объяснение. Наглядный: показ, рассматривание иллюстраций. | «Консультация для родителей: «Приобщение детей к мордовской художественной литературе». | |
4. Познавательное развитие | 4. Природа Мордовии | Продолжать знакомить с климатическими особенностями с растительным и животным миром мордовского края. Расширить представления о неживой природе, характерной для мордовского края. Дать первичные представления о Красной книге, о редких и исчезающих видах растений. | Карточки, иллюстрации овощей, фруктов, растений. Красная книга Мордовии. | Словесный: беседа, рассказ, чтение художественной литературы. Наглядный: рассматривание иллюстраций. Практический: решение проблемных ситуаций. Игровой: дидактическая игра. | 1. Занятие «Природа Мордовии» 2. Чтение художественных произведений о природе: Л. Земскова «Кто нужнее», Ф Бобылев «Веселый ручеек» 3. Праздник урожая 4. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Путаница», «Как город дышит», «Что, где растет» | 1. Выставка рисунков «Природа Мордовского края» 2. Консультация на тему: «Правила поведения в лесу» |
5. Социально-комуникативное развитие | 5. «Профессии» О.В. Бурляева Мы в Мордо-вии живем | Формировать первичные представления о труде взрослых. Познакомить с промышленностью Мордовии (сельское хозяйство, крупнейшие промышленные предприятия - агрофирма «Октябрьская фабрика», «Ламзурь», птицефабрики «Атемарской») Формировать элементарные представления о народных промыслах (вышивка, резьба по дереву). Продолжать знакомство с мордовскими пословицами и поговорками о труде. | Открытки, книги, иллюстрации | Словесный: беседа, рассказ. Наглядный: рассматривание иллюстраций, открытки, показ Игровой: дидактические игры. | 1. Занятие «Саранск славен трудом людей». 2. Выставка продукции, которая изготавливается в нашем городе. 3. Дидактические игры: «Кто где работает», «Кому, что нужно для работы». | Беседа о профессиях. |
Февраль (1 – 14) | ||||||
1. Речевое развитие | 7. Стихотворение «Марьины сапожки». П. Мокшанцев Для чтения Я Пинясов «Снежок» | Воспитывать интерес к произведениям мордовской художественной литературы. Развивать образность речи детей при ознакомлении с произведениями литературы. | Иллюстрации по теме. | Словесный: беседа, вопросы к детям, объяснение. Наглядный: показ, рассматривание иллюстраций. | Заучивания наизусть стихотворения. | Закрепить стихотворение наизусть «Марьины сапожки» П. Мокшанцева. |
1. Социально-комуникативное развитие | 6. «Каким бывает жилище. О чем могут рассказать вещи» | Продолжать знакомить детей с мордовскими традициями и обычаями. Познакомить детей с устройством мордовской избы. Рассказать о быте, предметах быта, одежде, пище мордовского народа. | Иллюстрации по теме. | Словесный: беседа, вопросы, загадки, объяснение. Наглядный: рассматривание иллюстраций. Игровой: дидактические игры. | Рассказы воспитателя о быте и обычаях мордовского народа. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Праздник «Масленица» | 1. Привлекать родителей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения, отражающей региональную специфику – оформление уголка мордовской культуры в группе. 2. Выставка рисунков «Масленица» |
2. Художественно-эстетическое развитие | 6. Аппликация «Украшение шарфика для куклы» Валдоня, стр. 23 | Совершенствовать технические навы-ки при соединении композиций по мотивам мордовского орнамента, учить вырезать элементы узора по готовым разметкам. Формировать композиционные умения, учить ритмично распо-лагать элементы узора на листе бумаги. | Полосы белой бумаги размером 5х20. Клей, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка, поднос. | Показ вариантов образцов с приемами комбинирования узора по цвету, по композиции Поощрение творческого подхода к оформлению | Рассмотреть вместе с детьми узор на полосе. | Приобщение родителей к экскурсии в краеведческий музей. |
2. Физическое развитие | 7. Спортсмены Мордовии | Формировать представлений о здоровом образе жизни. Познакомить детей с именами олимпийских чемпионов – уроженцев Мордовии | Иллюстрации по теме. | Словесный: беседа, вопросы, объяснение. Наглядный: рассматривание иллюстраций. Игровой: подвижные игры | ||
Апрель (11 – 15) | ||||||
2. Художественно-эстетическое развитие | 8. Декоративное рисование «Украшение передника» О.В. Бурляева. Мы в Мордовии живём. | Продолжать знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки. Учить передавать колорит росписи, располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета. | Фартук из бумаги, краски, кисти | Чтение потешек, игровая мотивация, показ способа рисования, положительная оценка детских работ | 1. Познакомить детей с мордовским узором. 2. Организовать выставку. 3. Рассмотреть иллюстрации передников. | Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому» |
2. Познавательное развитие | 9. «Их помнит Россия, их помнит наш город» | Продолжать детей знакомить с памятниками тех, кто прославил наш город и нашу страну. Закрепить знание о том, как воины солдаты защищали нашу Родину в годы ВОВ. Познакомить с героями ВОВ, чьими именами названы улицы в городе. Воспитывать уважение к ветеранам. | Иллюстрация по теме | Словесный: беседа, рассказ. Наглядный: рассматривание иллюстраций, открытки, фотографии. Игровой: дидактические игры. | Рассказы воспитателя о празднике. Рассматривание иллюстраций и фотографий военных лет. Творческое рисование на тему «Великий день Победы!», «Салют Победы». Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, вспомнить песни военных лет. Организовать выставку «Герои Великой Отечественной войны». Сюжетно-ролевые игры по теме («Разведчики»). Слушание и исполнение патриотических и военных песен, исполнение танцев. | Лекторий «Защитники Родины» |
2. Познавательное развитие | 10. «Музеи родного города» | Закрепить у детей представления о музеях родного города, продолжать формировать интерес к родному городу. | Иллюстрация по теме. | Словесный: беседа, рассказ. Наглядный: рассматривание иллюстраций, открытки. Игровой: дидактические игры. | Экскурсия в краеведческий музей, рассматривания иллюстраций и фотографий. | Экскурсии в музеи города всей семьей |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда ДОУ – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Предметно-пространственная среда ДОУ – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно - развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Влияние предметного окружения на развитие ребенка в детском саду многогранно. Прежде всего, необходимо отметить, что его соответствие санитарно-гигиеническим нормам является непременным условием безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, т. е. условием решения первостепенных задач дошкольного воспитания. Санитарные правила и нормы предъявляют определенные требования к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной среде. Для нормального развития предметное окружение должно быть масштабно его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.
Уголок конструирования.
- Крупный, средний и мелкий строительный конструктор.
- Конструкторы типа «Лего».
- Металлический конструктор.
- Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
- Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
- «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
- Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль.
Уголок по правилам дорожного движения.
- Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.
- Мелкий транспорт.
- Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.
- Небольшие игрушки (фигурки людей).
Уголок художественного творчества.
- Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
- Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
- Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
- Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п.
- Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.
Книжный уголок.
- Стеллаж для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.
- Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.
- Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.
- Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Мордовии и Москвы.
Музыкальный уголок.
- Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.
- Магнитофон.
- Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
Спортивный уголок.
- Мячи большие, малые, средние.
- Обручи.
- Толстая веревка или шнур.
- Флажки.
- Гимнастические палки.
- Кольцеброс.
- Кегли.
- «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
- Детская баскетбольная корзина.
- Длинная и короткая скакалки.
- Бадминтон.
- Мешочек с грузом малый и большой.
- Гантели детские.
Театральная зона.
- Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
- Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).
- Атрибуты для теневого театра.
- Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).
- Магнитофон.
- Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.
Уголок сюжетно-ролевой игры.
- Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.
- Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.
- Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний).
- Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
- Коляски для кукол (2 шт.)
- Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
- Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)
- Предметы-заместители.
- Набор мебели «Школа».
- Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция» и др.
Математическая зона.
- Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
- Комплекты цифр и математических знаков.
- Рабочие тетради по математике.
- Наборы геометрических фигур.
- «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
- Счеты настольные.
- Счетные палочки.
- Учебные приборы: линейки (25 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
- Мозаики, пазлы, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
- Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические.
- Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
- Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
- Настольно-печатные игры.
- Наборы моделей: деление на части (2-16).
- Разнообразные дидактические игры.
Уголок природы
- Дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира.
- Альбомы, фотографии, иллюстрации, картины.
- Календарь погоды.
- Комнатные растения.
- Макет аквариума.
- Инвентарь для посадки семян и рассады.
- «Огород на окне».
Центр воды и Уголок экспериментальной деятельности.
- Книги познавательного характера, атласы.
- Тематические альбомы.
- Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
- Природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, семена и др.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи, сито, воронки и др.
- Половинки мыльниц, формы для льда.
- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы.
Центр дидактической игры
Грамматический уголок.
- Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
- Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
- Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
- Игры для совершенствования грамматического строя речи.
- Разнообразные дидактические игры.
Материал по познавательной деятельности.
- Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.
- Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.
- Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).
- Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, и т.п.).
- Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).
- Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые).
- Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.
- Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.
Уголок патриотического воспитания.
- Символика страны, области, родного города.
- Альбомы с фотографиями города Саранска, Москвы.
- Литература по патриотическому воспитанию.
Уголок уединения и психологического отдыха.
Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, поиграть игрушками.
3.2. Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
Исходя из климатических особенностей региона, распорядок дня составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодное время года, учебный год (сентябрь-май) и тёплое время года (июнь-август).
Режим дня и непосредственно образовательная деятельность на холодный и теплый период года составлено в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Режим дня составлен с расчетом на 12и-часовое пребывание ребенка в детском саду.
Режим
организации жизни детей на холодный период
Подготовительная к школе группа
Дома
6.30 – 7.30 Подъем, утренний туалет.
В детском саду
7.00 – 8.30 Прием детей в группе, утренняя гимнастика, беседы с детьми, наблюдения, дежурства в природном уголке, свободные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества
8.30 – 8.50 Подготовка к завтраку, дежурство по столовой. Завтрак.
8.50 – 9.00 Самостоятельная игровая деятельность детей.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности
9.00 – 10.50 Непосредственно образовательная деятельность.
10.50 – 12.20 Подготовка к прогулке. Прогулка.
12.20 – 12.30 Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры.
12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед.
13.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Сон.
15.00 – 15.25 Постепенный подъем, гимнастика после сна,
воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия.
15.25 – 15.40 Подготовка к полднику, дежурство. Полдник.
15.40 – 17.20 Дополнительное образование. Игры, беседы, индивидуальная работа. Самостоятельная игровая и художественная деятельность.
17.20 – 17.45 Подготовка к ужину. Ужин.
17.45 – 19.00 Самостоятельная игровая и художественная деятельность. Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой.
Дома
19.00 – 20 15 Прогулка с родителями.
20.15 – 20.45 Спокойные игры, гигиенические процедуры.
20.45 – 6.30 Подготовка ко сну, ночной сон.
Режим
организации жизни детей на теплый период
Подготовительная к школе группа
Дома
6.30 – 7.30 Подъем, утренний туалет.
В детском саду
7.00 – 8.35 Прием детей на улице, утренняя гимнастика, беседы с детьми, наблюдения, дежурства в природном уголке, дидактические игры, чтение художественной литературы.
8.35 – 8.55 Подготовка к завтраку, дежурство по столовой. Завтрак.
8.55 – 9.05 Самостоятельная игровая деятельность детей.
Подготовка к прогулке.
9.05 – 12.10 Прогулка: НОД, наблюдение, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры, беседы, рисование.
12.10 – 12.30 Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры.
12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед.
13.00 – 15.15 Подготовка ко сну. Сон.
15.15 – 15.25 Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия.
15.25 – 15.40 Подготовка к полднику, дежурство. Полдник.
15.40 – 17.20 Подготовка к прогулке. Прогулка.
17.20 – 17.45 Подготовка к ужину. Ужин.
17.45 – 19.00 Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. Подготовка к прогулке.
Прогулка: наблюдение, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры, беседы, рисование.
Уход детей домой.
Дома
19.00 – 20 15 Прогулка с родителями.
20.15 – 20.45 Спокойные игры, гигиенические процедуры.
20.45 – 6.30 Подготовка ко сну, ночной сон.
Непосредственно образовательная деятельность
на холодный период года
Подготовительная к школе группа
ПОНЕДЕЛЬНИК | 9.00 9.40 10.35 |
(1 – 3 неделя месяца) // Предметно – социальный мир (2 – 4 неделя месяца)
|
ВТОРНИК | 9.00 9.40 |
|
СРЕДА | 9.00 9.40 10.35 |
|
ЧЕТВЕРГ | 9.00 9.40 10.40 9.25 |
|
ПЯТНИЦА | 9.00 9.40 10.30 |
|
Непосредственно образовательная деятельность
на теплый период года
Подготовительная к школе группа
ПОНЕДЕЛЬНИК | 9.05 – 9.35 | Физическое развитие (самообслуживание безопасность, социализация, коммуникация) |
ВТОРНИК | 9.05 – 9.35 | Музыка (чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникация) |
СРЕДА | 9.05 – 9.35 | Физическое развитие (самообслуживание безопасность, социализация, коммуникация) |
ЧЕТВЕРГ | 9.05 – 9.35 | Физическое развитие (самообслуживание безопасность, социализация, коммуникация) |
ПЯТНИЦА | 9.05 – 9.35 | Музыка (чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникация) |
Двигательный режим группы
Подготовительная к школе группа
Виды двигательной деятельности | Физиологическая и воспитательная задача | Неделя | ||||
пн. | вт. | ср. | чт. | пт. | ||
Подвижные игры во время утреннего приема детей. | Воспитание умение ребенка двигаться в соответствии со словом взрослого и соответственно с правилами игры. | Ежедневно 10 – 12 мин. | ||||
Утренняя гимнастика | Поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей | Ежедневно 10 – 12 мин. | ||||
Гимнастика, стимулирующая деятельность речевых центров (артикуляционная и пальчиковая гимнастика) | Стимулирование деятельности речевых центров | Ежедневно в утренний прием детей и во время НОД по 2 – 3 мин.; | ||||
Динамические паузы | Предупреждение утомления во время НОД, связанной с длительным сидением, поддержание умственной работоспособности на хорошем уровне | Ежедневно при реализации образовательной деятельности 2 – 3 мин. | ||||
Психогимнастика. | Предупреждение утомления, снятие напряжения с мышц спины, рук. | по 3 – 5 минут | ||||
— | вт | — | — | пт. | ||
Музыкально-ритмические движения | Воспитание ритмических движений. | При реализации образовательной деятельности по музыкальному развитию 6 – 8 мин. | ||||
пн. | -— | ср. | — | пт. | ||
Подвижные игры:
| Воспитание умение ребенка двигаться в соответствии со словом взрослого и соответственно с правилами игры. | Ежедневно не менее двух игр по 10 – 12 мин. | ||||
Спортивные упражнения | Расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми более сложными движениями. | В зависимости от сезона ежедневно 15 – 20 мин. по подгруппам | ||||
Игровые упражнения | Совершенствование имеющихся у детей навыков, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях. | Ежедневно 8 – 10 мин. по подгруппам | ||||
Физические упражнения в постели | Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения | Ежедневно по 2 – 3 минуте | ||||
Дозированный бег после сна | Воспитание общей выносливости дошкольников | Ежедневно по 1 – 1,5 мин. | ||||
Оздоровительные мероприятия | Оздоровительно-профилактическая работа | Ежедневно 6 – 8 мин. | ||||
Дополнительное образование:
| Воспитание ритмических движений. | по 25 – 30 мин. | ||||
Физкультурный досуг | Удовлетворение органических потребностей в движении; Развитие таких качеств как быстрота реакции, ловкость и гибкость. | 1 раз в месяц 40 мин. | ||||
Спортивные праздники | Удовлетворение органических потребностей в движении; Развитие таких качеств как быстрота реакции, ловкость и гибкость. | 2 раза в год 40 мин. |
Режим
закаливания и оздоровления детей
Подготовительная к школе группа
Формы организации | Время |
Утренний прием детей на воздухе. | Ежедневно, с соблюдением погодных ограничений Сан Пин. |
Утренняя гимнастика. | Ежедневно, 10 мин. (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) |
Гимнастика после сна. | Ежедневно, 5 мин. |
Физкультминутки | Ежедневно |
Контрастное воздушное закаливание. | Ежедневно, при отсутствии медицинских противопоказаний. |
Босохождение по массажным коврикам. | Ежедневно, после дневного сна. |
Дыхательная гимнастика. | 2 раза в неделю , 2-3 мин. |
Умывание прохладной водой. | Ежедневно, после прогулки. В летний период – и после сна. |
Прогулка 2 раза в день. | Ежедневно, не менее 4 - 4,5 часов в день. |
Сон в облегченной одежде (летом – без маек). | Ежедневно. В холодный период допустимо использование пижам. |
Организация рационального питания. | Ежедневно, согласно технологическим картам 10 –дневного меню. |
Полоскание рта водой комнатной температуры (прохладной) | Ежедневно, после каждого принятия пищи и после сна |
Соблюдение воздушного и светового режима. Проветривание помещений. | Ежедневно. |
3.3. Перечень методических пособий.
№ | Направление развития | Программа | Технологии, методические пособия |
Физическое развитие |
|
| |
Социально-коммуникативное развитие |
|
| |
Речевое развитие |
|
| |
Познавательное развитие |
|
| |
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа подготовительной к школе группы (с нарушением зрения) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №69" ЭМР Саратовской области учителя-дефектолога Кусковой Ольги Дмитриевны на 2012-2013гг.
В рабочей программе определены основные направления деятельности учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной к школе...
Рабочая программа подготовительной к школе группы
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей подготовительной к школе группы 6- 7 лет.Программа составлена на осно...
Рабочая программа. Подготовительная к школе группа.
Рабочая программа подготовительной к школе группы разработана в соответствии с Уставом и основной общеобразовательной программой детского сада и обеспечивает разносторон...
Рабочая программа подготовительной к школе группы
рабочая программа воспитателя подготовительной группы Темирбулатовой Ж.К....
Рабочая программа подготовительной к школе группы оо познание фэмп
Рабочая программаподготовительной к школе группы(6-7 лет)по ОО познание фэмп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)...
Рабочая программа подготовительной к школе группы по программе "Детство"
Рабочая программа подготовительной к школе группы, разработанная в соответствии с программой "Детство"....