Рабочая программа подготовительной к школе группы (с нарушением зрения) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №69" ЭМР Саратовской области учителя-дефектолога Кусковой Ольги Дмитриевны на 2012-2013гг.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
В рабочей программе определены основные направления деятельности учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной к школе группы.
Данная программа разработана с учетом целей и задач коррекционно-развивающего обучения и программы Л.Плаксиной для общеобразовательных учреждений IV вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_rabochey_programme_opredeleny_osnovnye_napravleniya_raboty_vosstanovlen.docx | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые - тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.
В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной к школе группы МДОУ комбинированного вида.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушением зрения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании» (от 22.08.2004 №122-ФЗ);
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);
Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009 г.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).
Основной базой рабочей программы являются:
программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.
образовательная программа детского сада;
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Основные принципы и подходы построения и реализации Программы:
научной обоснованности и практической применимости;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
Цели программы.
Обеспечение системы средств и условий для устранения недостатков зрения у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием зрения будущих школьников.
Основные цели и задачи коррекционного обучения.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизиологического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка, в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, организованных видах деятельности и т.д.)
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
профилактического;
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с нарушением зрения всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг), релаксопедии и др.
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.
Возрастные и психофизические особенности детей 6-7 лет с нарушением зрения
На психическом развитии старшего дошкольника с нарушенным зрением сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др. Чем раньше возникает дефект, и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии. У слабовидящих детей возникают те же проблемы в развитии, что и у слепых, но менее выраженные. Ситуация осложняется тем, что многие дети с нарушениями зрения имеют и другие нарушения здоровья.
На формирование личности ребенка с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.
При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет, местоположение, следствием чего является малоподвижность слабовидящих детей. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц). Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др).
Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития. Из-за недостатка сенсорного опыта у детей наблюдается разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением.
Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушается, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания. Часто у незрячих наблюдается вербализм, когда они используют в речи большой лексический запас слов, не всегда зная их значения. Поэтому при обучении нужно обращать на это внимание и, когда возможно, чаще применять наглядность, учить практическому использованию знаний и навыков.
Особые сложности в связи со зрительной недостаточностью возникают у таких детей при овладении счетом последовательного ряда элемента множества, выполнения действий наложения и приложения, сравнения количества.
Важным органом восприятия предметов у людей с нарушениями зрения является рука, и у них должны быть хорошо развиты кистевой, ладонный и пальцевой способы восприятия. Однако при слепоте и слабовидении непосредственно может быть отражено меньше свойств и признаков предметов. Возникают проблемы с восприятием цвета, эстетическим восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Например, трудно воспринять картины природы. Накопление зрительного опыта осуществляется медленнее, поэтому сюжетное рисование, лепка фигур в движении начинает активно формироваться к 6 – 7 годам.
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Но ребенку с нарушением зрения требуются специальные пропедевтические занятия по обучению игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, наблюдения за действиями взрослых, тренировочные задания по принятию роли. Специальной задачей в развитии игры детей является преодоление вербализма и обогащение чувственной стороны игры.
Дифференцировка и зрительная сосредоточенность у слабовидящих снижены. Что касается памяти у слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то детям с нарушением зрения приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.
У слабовидящих детей снижены активность, мотивационная сфера, потребности и интересы. Вместе с тем, зрительный дефект никак не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер, темперамент и пр. Значит, нарушение зрения оказывает влияние лишь на отдельные компоненты личности, но не в такой степени, чтобы радикально ее перестроить.
В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.
Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу. Осложненный неврологический анамнез встречается чаще, чем интеллектуальные нарушения, дети с задержками развития обычно составляют 15-20 процентов от общего количества воспитанников. К 6-7 годам около 20-25 процентов детей имеют высокий уровень интеллектуального развития, и довольно часто в эту группу попадают дети с очень низкой остротой зрения.
Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей. Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.
Однако организация всей системы лечения, воспитания и обучения в соответствии с требованиями офтальмологов и тифлологов позволяет достичь хороших результатов в восстановлении зрения и в подготовке детей к обучению в школе.
Режимное обеспечение коррекционно-развивающей и образовательной деятельности Важное значение имеет место коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в режимном обеспечении. Основу этого составляет система двигательной активности и организованной образовательной деятельности. Для этого необходимо четко продумывать вариативность занятий и активного отдыха, игр детей. Это также является необходимым условием и профилактикой преодоления гиподинамии и др. отклонений в развитии детей с нарушением зрения, имеющих особые трудности зрительно-двигательной ориентировки.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: дефектолога, воспитателя, специалистов и родителей
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта зрения.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога:
Понедельник | |||
8.00 – 8.25 8.25 – 8.35 8.35 - 9.00 10.50-11.30 11.30 -12.00 | Индивидуальная работа с детьми. Подготовка к НОД. Совершенствование навыков СБО Подготовка к прогулке (развитие на-выков самообслуживания) прогулка. Работа с документаций. | 9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20-10.50 | Музыка (помощь в развитии координации движений, общей и мелкой моторики ) Социально-бытовая ориентировка/Лепка. (по подгруппам) |
Вторник | |||
13.00-13.30 13.30-14.00 14.00 -14.30 14.30 -15.00 15.00 -15.30 15.30 -15.40 16.40-17.00 | Работа с воспитателями. Оптимизация коррекционно-воспитательного процесса. Работа с врачом-офтальмологом, медицинской сестрой – ортоптисткой. Работа с муз.руководителем Индивидуальная работа с детьми. Подготовка к НОД. Оказание помощи детям по овладе-нию игровыми навыками. | 15.40-16.05 16.10-16.40 | Развитие зрительного восприятия (по подгруппам). |
Среда | |||
14.00 -14.30 14.30-15.00 15.00 -15.30 15.30 -15.40 16.40 -17.00 17.00-18.00 | Работа со старшим воспитателем. Работа с психологом. Индивидуальная работа с детьми. Подготовка к НОД. Работа с документацией. Консультативная работа с родителя-ми. | 15.40-16.05 16.10-16.40 | Ориентировка в пространстве (по подгруппам). |
Четверг | |||
8.25 – 8.40 8.40 – 9.00 9.30 - 9.40 10.50-11.20 11.20-11.55 11.55-12.25 | Работа с воспитателями Индивидуальная работа с детьми. Подготовка к НОД Работа с документацией Работа с логопедом. физкультура на воздухе (помощь в развитии координации движений, об-щей и мелкой моторики) | 9.00 – 9.30 9.40 –10.10 10.20-10.50 | Развитие речи и подготовка к обучению гра-моте (логопед). Развитие зрительного восприятия (по подгруппам). |
Пятница | |||
9.30 -9.40 10.50 -12.00 12.00-12.30 12.30 -13.00 13.00-13.30 | Совершенствование навыков СБО Подготовка к прогулке, прогулка. Работа с документацией. Работа с инструктором по физическому воспитанию. Координирование медико- педагогического взаимодействия. | 9.40-10.10 10.20 -10.50 | физкультура (помощь в развитии координа-ции движений, общей и мелкой моторики) Социально-бытовая ориентировка (со всей группой). |
Объем образовательной нагрузки
Распределение занятий учителя-дефектолога, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.
Учитель-дефектолог:
фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
индивидуальные коррекционные занятия.
В программе выделены следующие разделы:
1. Зрительное восприятие
2. Ориентировка в пространстве
3. Социально-бытовая ориентировка
Развитие общей и мелкой моторики автоматически входит как составляющая часть всех занятий.
Вид коррекционного занятия | Продолжительность занятий | Количество в неделю | Количество в год (средн.) |
Ориентировка в пространстве | 30 | 1 | 34 |
Развитие зрительного восприятия | 30 | 2 | 66 |
Социально-бытоввая ориентировка | 30 | 2 | 66 |
Формы организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушение зрения, сэкономить время воспитателя и учителя-дефектолога на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной коррекционно-развивающей деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения в школе.
Подгрупповые занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и степени выраженности зрительного дефекта. Они строятся на основе комплексности и интегрирования. По своей структуре состоят из дидактических игр и упражнений с применением многих видов вспомогательных и необходимых средств коррекционно-развивающего процесса:
а) проведения зрительной гимнастики и пальминга как обязательного элемента (упражнения, направленные на устранение дефекта, снятия зрительного утомления и др.)
б) спортивных, танцевальных и др. двигательных упражнений на развитие согласованности и координации движений, коррекции осанки и походки;
в) упражнения, связанные с развитием сенсо-моторных функций (пальчиковые гимнастики, самомассаж пальцев и др.)
г) элементов психогимнастики (мимические и пантомимические упражнения, направленные на развитие навыков невербального общения)
д) методов и приемов современной психотерапии: цвето-, музыко-, изо-, библиотерапии и др.
е) методов релаксопедии, направленных на своевременное снятие мышечных зажимов и напряжения (релаксационные упражнения и др.)
Подгрупповые занятия включают в себя разделы:
1. Развитие зрительного восприятия, направленное на:
- расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни;
- формирование зрительно-двигательных умений обследования предметов;
- знание основных цветов и оттенков;
- умения пользования оптическими приборами и др.
2. Развитие социально-бытовой ориентировки:
- формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на полисенсорной основе;
- обучения пониманию, осмыслению и правильному отражению речи сути происходящих событий и явлений;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование представлений о культуре поведения в общественных местах и др. 3. Развитие ориентировки в пространстве, направленное на:
- развитие навыков полисенсорного восприятия предметов с помощью сохранных анализаторов;
- определения пространственного расположения предметов от себя;
- обучения действия по сигналам (звуковым, зрительным и др.);
- умения ориентироваться в пространстве: помещениях, на улице, дороге и др.;
- умения ориентироваться на листе бумаги; поверхности стола и др.;
- моделировать пространственные отношения, пользуясь условными изображениями;
- ориентироваться в разнообразных схемах; самостоятельно составлять их.
Развитие осязания и мелкой моторики автоматически интегрируется во все виды коррекционно-развивающих занятий и являются неотъемлимой частью, а именно:
- обучение осязательному восприятию и приемам выполнения предметно-практических действий;
- методам осязательного обследования предметов ; тактильно-двигательной чувствительности;
- навыкам держания карандаша; умения регулировать движения при штриховке и др.;
- сформированности навыкам работы с пластилином, ножницами;
- правильному применению в творчестве вспомогательных материалов: трафаретов, сыпучих, природных и др. материалов.
На индивидуальных занятиях закрепляются и автоматизируются полученные знания с применением таких же методов и приемов, применимых в деференцированном обучении. Также расширяются и систематизируются знания детей; отрабатываются имеющиеся навыки и умения в соответствии с дефектом зрения и индивидуальным перспективным планом. Помимо занятий коррекционно-развивающая деятельность охватывает все формы деятельности учителя-дефектолога совместно с другими педагогами: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, физическое, трудовое обучение, игра, изобразительное искусство.
Во всех видах деятельности дошкольников, имеющих нарушения зрения, учитель-дефектолог является координатором и организатором: направляет, помогает, корректирует, принимает активное участие, дает необходимые рекомендации по дальнейшему обучению и воспитанию.
Перечень программ, технологий, методических пособий
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997. – С. 3-158.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998. – 261 с.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: изд-во «Адель», 1998. – 118 с.
У.Г. Бейтс, М.Д. Корберт Пальминг /методическое пособие/ СПб, образование 2002.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование, 1995. – С.7-74.
Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К.. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие / Под ред.Г.В.Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 84 с.
Методическое обеспечение специальных программ для ДОУ для детей с нарушением зрения
Э.С. Аветисова Зрительная гимнастика (учебно-методическое пособие)
Денискина В.З., Петрова Г.П. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. - №4. – 2005.- С. 58-62.
Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти. 2002. – 254 с.
Е.А. Алябьева Психогимнастика.
Ремезова Л.А.,Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004. – 227 с.
Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72 с.
Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения. — Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 135 с.
Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушениями зрения конструированию из строительного материала. – Самара: изд-во СПГУ, - 2003. – 2008..
Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. Ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. — 176 с.
Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти. 2002. – 147 с.
Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. Ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.
Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.
Комплектность коррекционно-педагогической работы – основа программы
Важное значение в деятельности учителя-дефектолога является взаимодействие с остальными субъектами образовательной работы МДОУ: педагогов, специалистов, медиков, родителей. У всех у них свои цели и задачи, однако они служат единой цели в воспитательно-образовательном процессе и тесно взаимосвязаны.
Воспитатель:
фронтальные, подгрупповые занятия по развитию познавательной сферы, ознакомления с окружающим, художественного творчества на основе сохранных анализаторов;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Учитель-логопед:
фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
индивидуальные коррекционные занятия.
Музыкальный руководитель:
музыкально-ритмические игры;
упражнения на развитие зрительного восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игры-драматизации.
Специалист по ИЗО:
игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
упражнения на развитие зрительного восприятия, двигательной памяти;
пальчиковая гимнастика, самомассаж рук и др.;
обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Специалист по ФИЗО:
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с использованием сохранных анализаторов;
игры на развитие пространственной ориентации.
Педагог-психолог:
Коррекционно-развивающая деятельность, включающая:
. индивидуальные и подгрупповые занятия;
. игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, коммуникативных способностей, ориентировки в пространстве.
. дренаж психомоторных функций.
Родители:
игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой и общей моторики ребенка;
контроль за выполнением заданий ребенка;
выполнение рекомендаций учителя-дефектолога.
Тематическое планирование
Зрительное восприятие
м-ц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
09 | Диагностика | 1.Ковер Осени (тёплые цвета). 2.Разная длина, её измерение. | 1.Многоугольники. 2. Чьи детки с ветки? | |
10 | 1.Цвета спектра (тёплые, холодные, промежуточные, основные). 2. Ранжирование предметов по длине, измерение. | 1. Многоугольники. 2. Если глазки видят плохо… | 1. Цвета спектра (тёплые, холодные, оттенки зелёного). 2.Разная ширина, измерение. | 1. Многоугольники. 2. Осенний лес |
11 | 1. Цвета спектра (тёплые, холодные, оттенки оранжевого). 2.Сравнение ширины на ощупь, транзитивность. | 1. Конус. 2. Узор из мозаики. | 1. Хроматические и ахроматические цвета (розовый цвет). 2. Сравнение по высоте, ранжирование. | 1. Конус, цилиндр. 2. Составь из деталей предмет. |
12 | 1. Хроматические и ахроматические цвета (цветовая насыщенность). 2.Транзитивные отношения между 3 предметами разной высоты. | 1. Геометрические тела. 2. . Составь из деталей картинку (сюжетное изображение). | 1. Портрет Зимы. Холодные цвета. 2. Транзитивность предметов по высоте на ощупь и на глаз. | 1. Сложная форма. 2. Найди одинаковые предметы. |
01 | 1.Коричневый цвет. 2. Длина, ширина, высота. | 1. Сложная форма. 2. Где находятся предметы? | 1. Серый цвет. 2. Ранжирование предметов на ощупь, на глаз. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. Найди отличие в предметах. |
02 | 1.Серый и коричневый цвета. 2. Относительность размера. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. Что из чего? | 1.Сиреневый цвет. 2. Относительность толщины. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. Сложи из геометрических фигур. Танграм. |
03 | 1. Сиреневый и фиолетовые цвета. 2. Относительность ширины. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. «Свет мой, зеркальце, скажи…» | 1. Фиолетовый, синий цвет. 2.Разная высота и толщина. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. Секрет. Найди по схеме. |
04 | 1.Оттенки красного цвета. 2.Транзитивность отношений величин. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. Куклы вышли погулять. | Диагностика | |
05 | 1.Лиловый цвет. 2.Ритмический ряд по высоте. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. «Весна идёт, весне дорогу!» | 1. Хроматические и ахроматические цвета (цветовая насыщенность). 2.Загадки-описания о предметах. Закон перспективы. | 1. Сложная форма. 2. Дорога в школу. |
Ориентировка в пространстве
м-ц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
09 | Диагностика | Мальчики и девочки. Какие мы? | Наше лицо. | |
10 | Наше тело. | Я и ты. | Наша группа. | Отвечаем на письмо. |
11 | Расставим мебель. | Путешествие по детскому саду (первый этаж). | Путешествие по детскому саду (второй этаж). | Пройдём на участок. |
12 | План нашего участка. | Вёселые игры. | Новогодний утренник. | Дни недели называй. |
01 | Круглый год. | Три медведя. | Поиграем с матрёшкой. | Уберём игрушки. |
02 | Комната куклы Оли. | Переезд на новую квартиру. | Наша спальная комната. | Подарки Снежной Королевы. |
03 | Спешат пожарные на помощь. | Школа пешеходных наук. | План кабинета тифлопедагога. | К нам пришла весна! |
04 | Магазин ковров. | Полет на Луну. | Диагностика | |
05 | План музыкального зала. | План физкультурного зала. | План групповой комнаты. | Посадим цветы на участке. |
Социально-бытовая ориентировка
м-ц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
09 | Тифлопедагогическое обследование уровня остаточных знаний у детей. Выявление зон актуального и ближайшего развития. | 1. Я – человек. 2. Берегите зрение! | 1.Беседа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». 2.Золотая Хохлома. | |
10 | 1.Продукты питания. 2.В мебельном магазине. | 1.Хлеб – всему голова. 2. Труженики села. | 1.Наши помощники – органы чувств. 2.Если хочешь быть здоров… | 1.Поэзия А. С. Пушкина. 2. Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам А. С. Пушкина. |
11 | 1.Для чего бумага? 2.Книги – наши друзья. | 1.Экскурсия в библиотеку. 2.Помни каждый гражданин этот номер «01». | 1.Моя семья. 2.Семейные праздники. | 1.Детям о П. И. Чайковском. 2.Осень в стихах и картинах русских поэтов и художников. |
12 | 1.Что мы знаем о ткани? 2.Мой гардероб. | 1.Экскурсия в ателье. 2. Что такое музей? | 1. Друзья – товарищи. 2.Урок вежливости. | 1. Известные спортсмены России. 2.Знаменитые россияне. |
01 | 1.Обуем ножки в нужные сапожки. 2.На головку мы наденем. | 1.Экскурсия в парикмахерскую. 2. Экскурсия на почту. | 1.Поговорим о доброте. 2.Экскурсия по детскому саду. | 1.Творчество художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. 2.Знакомство с творчеством художника И. И. Шишкина. |
02 | 1.Сравним стекло и пластмассу. 2.Магазин посуды. | 1.Кто построил новый дом? 2.День защитника Отечества. | 1.Конкурс знатоков родного города. 2.Москва – столица России. | 1.Вологодские кружева. 2.Русские народные промыслы. |
03 | 1. Отгадай вид транспорта. 2. На чём люди ездят? | 1.Мы – пешеходы. 2.Весенние заботы хлеборобов. | 1.Наша Родина – Россия. 2.Что может герб нам рассказать? | 1. Русские народные игрушки. 2. Литературная викторина по русским народным сказкам. |
04 | 1. Домашние помощники. 2.Один дома. | 1.Покорение космоса. 2.Скоро в школу. | Диагностика ЗУН детей. | |
05 | 1.Все вы в школе нам нужны. 2.Предметы, вокруг нас. | 1.Рассказ – беседа о Дне Победы. 2.Все работы хороши… | 1.Путешествие по карте. 2.Планета Земля – наш общий дом. | 1. В дымковской сказочной стране. 2. Культура и традиции русского народа. |
Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов. Планируемые результаты усвоения программы включают в себя многогранные качества и умения для дальнейшей адаптации в социуме и успешного обучения в школе:
а) Физическое развитие: - овладение основными культурно-гигиеническими навыками, гигиеной зрения;
- развитие монокулярного и бинокулярного зрения;
- знания о строении тела и глаз человека, возможностях зрения;
- формирование привычки здорового образа жизни.
б) Психическое развитие:
- эффективность развития психических процессов: разнообразных видов памяти, внимания, мышления, речи и др.;
- эмоциональная стабильность, отзывчивость, эмпатия и т.д.;
- любознательность, активность.
в) Ознакомление с окружающим и явлениями общественной жизни: - овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Г) Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. Д) Овладение необходимыми умениями и навыками. Одним из наиболее важных направлений педагогической деятельности учителя-дефектолога является осуществление контроля за усвоением ребенком Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной на основе фиксации динамики детского развития (мониторинга).
Целью осуществления контроля за успеваемостью детей является: определение уровня знаний умений и навыков, что позволит построить педагогический процесс с учетом развития ребенка на определенном возрастном этапе.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка.
Мониторинг направлен на обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода при построении воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процессов.
Принципы построения системы:
Законности
Научности
Этичности
Оптимальности
Особенности построения системы фиксации динамики детского развития.
Проводится индивидуально три раза в год в сентябре, январе и мае.
Определяется уровень развития детей по всем разделам программ:
- исследование зрительного восприятия;
- исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки;
- исследование знаний по социально-бытовой ориентировки;
- состояние общей моторики;
- исследование мелкой моторики, координации руки и глаза.
Результаты оцениваются по 3 критериям: высокий уровень развития, средний и низкий уровень и отражают эффективность воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процессов. На основе полученных данных подбираются технологии педагогического воздействия, соответствующие уровню развития каждого ребенка.
Структура мониторинга
Ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что делает процедуру интересной и увлекательной.
Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в сводную таблицу уровня развития по видам деятельности, в индивидуальную карту развития ребенка с вычерчиванием графика, в сводную таблицу по группе с вычерчиванием графика, что дает возможность проследить динамику развития всей группы и каждого ребенка. По результатам мониторинга каждым специалистом составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями.
Работа с родителями
Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления: - консультативное (групповые индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями).
- просветительское (ознакомление с тифлопедагогическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения), беседы с медиками и специалистами.
- профилактическая: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки литературы, пособий, детских работ и др.
- обратная связь: занятия на дом (игры, упражнения на закрепление полученных знаний)
Сотрудничество педагога с семьей |
Консультации для родителей | Выступления на родительских собраниях, конференциях, круглых столах и т.д. | Беседы, рекомендации специалистов | Организация дней открытых дверей | Наглядная информация |
Результаты продуктивной деятельности детей | Фото и видео информация | Новинки тифлопедагогической литературы |
Режимные моменты | Занятия групповые, индивидуальные, досуги | Свободная информация и трудовая занятость детей |
Используемая литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) /Под редакцией Л.И. Плаксиной/ М., 2003
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М., 1998
- Закон ПМР «Об образовании» от 21 мая 2003 г.
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ
- Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ// Дошкольное воспитание. 1995. №8.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения М., 2000
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением СПб. 1995
- Вершинина Н. Б. Диагностика уровней освоения программы: подготовительная группа. Волгоград: Учитель, 2011.С.
9. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД по образовательной области «Познание» ФЭМП в подготовительной к школе группе с нарушением зрения. «Дорога к Изумрудному городу»
Конспект ООД по ФЭМП....
Рабочая программа Подготовительной к школе группы для детей с нарушениями зрения
Рабочая программаПодготовительной к школе группы для детей с нарушениями зрения...
Рабочая программа Подготовительной к школе группы для детей с нарушениями зрения «Фиалки»
Рабочая программа Подготовительной к школе группы....
Рабочая программа подготовительной к школе группы комбинированной направленности (возраст детей от 6 до 7 лет) на 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа педагогов разработана для детей подготовительной к школе группы ( от 6 до 7 лет)Нормативно-правовой основой для разработки ра...
Рабочая программа подготовительной к школе группы комбинированной направленности на 2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа по развитию детей старшей группы комбинированной направленности разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы для детей с нарушениями зрения «Ромашки» на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая Программа по развитию детей подготовительной к школе группы «Ромашки» для детей с нарушениями зрения разработана в соответствии с ОП ДО «Семицветик» на 2022&ndash...