КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В современном мире активной творческой личности, умеющей легко входить в коллектив, общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, жить, работать и учиться гораздо проще, чем замкнутому, закомплексованному человеку. Это актуализируется в ФГОС ДО, в структуре общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социальных навыков дошкольников.
Социальные навыки - любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.
В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста рассматривались:
- навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
- умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
- умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников;
- умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
Формирование у детей социальных навыков осуществляется успешно, если используются доступные возрасту дошкольников ресурсы детской деятельности, и, прежде всего игровой.
Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий принятия и исполнения игровой роли социальной направленности, демонстрируют сформированные социальные навыки.
Формированию социальных навыков у детей способствуют: 1. Игры на сплоченность и сотрудничество. 2. Игры на обучение эффективным способам общения. 3. Игры, направленные на снятие конфликтности. 4.Игры направленные на развитие эмоций. 5. Игры, направленные на формирование целостного представления о собственном «Я».
Наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности показывает, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.
Игровые отношения — суровые отношения по правилам. Процесс социализации начинается с момента, когда ребенок начинает договариваться по поводу игры. Ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем - в категорию «предпочитаемых», «принятых». Поэтому коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.
С помощью таких игр дети овладеют речью, учатся входить в контакт с людьми, общаться в различных ситуациях, успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Это поможет им легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Чтобы научить детей строить отношения с другими людьми уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, можно предлагать детям, в совместной деятельности, проблемные ситуации, разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драмматизаций различного содержания, такие как:
− «Отнял игрушку»,
− «Толкнул»,
− «Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди»,
− «Нечаянно разрушил постройку товарища»,
− «В группу пришел новенький»…
Можно проводить игровые занятия в познавательной и совместной деятельности по темам:
«Я считаю тебя хорошим». Цель: развивать представления о том, что такое «дружба».
«С кем я дружу». Цель: формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях.
«Портрет друга». Цель: помочь выявить и обобщить внешние и внутренние качества друга.
«Ссора». Цель: способствовать осознанию причин, приведших к конфликту, и возможных путей его разрешения.
«Дразнить, обижать». Цель: развивать теплые, добрые отношения между детьми.
«Как можно все объяснить взрослым». Цель: способствовать хорошим отношениям детей со взрослыми, путем формирования умения объясняться.
«Вместе с друзьями». Цель: способствовать формированию хороших отношений между детьми.
«Совместная деятельность». Цель: помочь понять, что вместе играть интереснее.
Совместно с детьми можно изготовить маски, изображающие эмоции человека во время ссоры, обиды, радости, доброты и т.д., которые в дальнейшем использовать для инсценировок, кукольных театров. Особенно детям нравятся игры, развивающие общение и социальные навыки.
Игра определяет характер половой идентификации ребенка. Игра позволяет ребенку ознакомиться с предстоящей ролью мужчины или женщины, реализовать свои природные задатки, учит осознавать себя как мальчика или девочку и проецировать себя в будущее.
В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в притязании на роль в зависимости от половой принадлежности ребенка. Шестилетние дети группируются в игры по признаку пола. Мальчики играют в строительство, в охоту, в солдатиков. Они любят совместные игры, в которых каждый стремится утвердить себя в смелости, ловкости, силе. Девочки играют в дочки-матери, в больницу, в детский сад. Они проигрывают эмоциональные отношения, которые возникают между людьми, они сопереживают слабому, больному, нуждающемуся в любви и поддержке. При всей дифференциации, конечно, все они — и мальчики и девочки — могут выяснить отношения с помощью слез и драки. При этом мальчик может проявить чувствительность, а девочка — драчливость и стремление к преодолению трудностей. Но главное, что возникает в игре,— тенденция к выбору игры в зависимости от пола ребенка.
Игра заставляет ребенка переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение и др. Задача – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Можно использовать игры на развитие коммуникативных навыков, игры-драматизации, игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, режиссёрские (игра – фантазия, игра - драматизация), игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
В старшем дошкольном возрасте возможно использование игр интеллектуальных: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т. д.
Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
В игре ребенок учится договариваться, соблюдать правила игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей, совместно планировать, принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач.
Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Итак, можно с уверенностью сказать, что социальные навыки у детей легче формируются в игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....
План по самообразованию на тему «Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: систематизировать работу по формированию социальных норм и правил поведения у детей старшего возраста....
Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....
Игровая деятельность на развитие коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста
Развитие коммуникативных навыков. Формирование позитивного отношения к друг другу....
Консультация для родителей в детском саду «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
формирование восприятия и развитие исследовательских умственных способностей....
Проект «Современный подход в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность проекта В настоящее время проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы является как никогда ...
Конспект открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. «ПЕСНИ РАСПЕВАЕМ – НАСТРОЕНИЕ ПОДНИМАЕМ!»
Авторская разработка конспекта открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего...