Проект «Современный подход в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
проект по математике (подготовительная группа)

Алексеенко Галина Михайловна

Актуальность проекта

      В настоящее время проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы является как никогда актуальной. В век современных компьютерных технологий у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, графомоторных навыков.

    Результаты психолого-педагогических исследований готовности первоклассников к обучению в школе показывают, что довольно частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации у первоклассников, является то, что у детей слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки и умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

     Поэтому, одним из важных аспектов подготовки ребенка к школе, является формирование графомоторных навыков в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики и координацией движений пальцев рук, формированием синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №31 «Берёзка»

 

«Современный подход в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

 

Срок реализации проекта: сентябрь 2023 – октябрь 2023 г.

Презентация психологическая готовность ребенка к школе - Каталог программ

Алексеенко Галина Михайловна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности

МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка»,

galya.alekseenko.1973@mail.ru

Юрга 2023

1

Паспорт проекта.

3

2

Цели и задачи проекта.

4

3

Актуальность проекта.

5

4

План реализации проекта.

6

5

Заключение.

7

6

Библиографический список.

8

7

Приложение 1 

Перспективный план реализации проекта

10-11

8

Приложение 2  

НОД  по теме: «В саду»

12-15

9

Приложение 3  

Игры на прозрачном  мольберте

16-17

10

Приложение 4

«Игры на Геоборде»

18-21

11

Приложение 5

Схемы к математическому планшету

22-25

12

Приложение 6

Консультация для родителей

«Формирование графических навыков у дошкольников»

26-28

Паспорт проекта

  1. Основные положения

О проекте

Содержание

Наименование проекта

«Современный подход в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Наименование направление

Практико-ориентированный, творческий

Разработчик проекта

Алексеенко Галина Михайловна, воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка», galya.alekseenko.1973@mail.ru

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги групп, родители воспитанников.

Нормативные и стратегические документы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Ресурсное обеспечение проекта(информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение)

Методические ресурсы:

– справочная литература

– научно-методическая литература

- интернет - ресурсы

Кадровые ресурсы:        

– педагоги ДОУ

Материальные ресурсы:

– материалы, необходимые для изготовления игровых пособий

Продукты проекта

  • Игровое пособие «Прозрачный мольберт»  для развития пространственных представлений.
  • Игровое пособие «Геоборд»
  • Презентация для педагогов «Современный подход в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

  1. Цель и задачи проекта

Цель:  Создание условий, способствующих развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного  возраста.

Наименование задачи

Ожидаемые результаты

1

Изучить нормативно-правовую базу,  психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме

  • Систематизировать практический материал по развитию  графомоторных навыков у детей.

2

 Создать условия для формирования у детей графических навыков   с помощью разнообразных методов и приемов обучения, совершенствовать предметно-развивающую среду.                                                                                                

  • Информировать педагогов ДОУ, родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников.
  • Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию графомоторных навыков у детей.

3

Внедрить в систему воспитания ОО эффективные здоровьесберегающие технологии

  • Формировать у детей соблюдение  гигиенических правил при письме (для сохранения здоровья и развития правильной осанки).

Актуальность проекта

      В настоящее время проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы является как никогда актуальной. В век современных компьютерных технологий у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, графомоторных навыков.

    Результаты психолого-педагогических исследований готовности первоклассников к обучению в школе показывают, что довольно частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации у первоклассников, является то, что у детей слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки и умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

     Поэтому, одним из важных аспектов подготовки ребенка к школе, является формирование графомоторных навыков в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики и координацией движений пальцев рук, формированием синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации.

Целевые группы

Наименование группы

Характеристика проблемы

1

Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности

  • Формировать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;
  • Совершенствовать умение работать по схеме, видеть связь между предметами окружающего мира и их абстрактными изображениями.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, речь, стимулировать активность детей.

2

Родители

  • Способствовать расширению знаний о формировании графомоторных навыков у дошкольников.
  • Познакомить с игровыми пособиями.
  • Игры с пособиями («Геоборд», «Прозрачный мольберд») в рамках родительского собрания.

3

Педагоги

  • Расширить знания о развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

План реализации проекта

Этапы  

Мероприятия реализации

Первый этап –  сентябрь 2023

Теоретико –методологический и подготовительно-организованный этап

  • Изучение литературы по данной теме.
  • Просмотр интернет-ресурсов.
  • Планирование работы с родителями по формированию и развитию графомоторных навыков у детей и привлечения к изготовлению игровых пособий .

Второй этап  -   октябрь        2023г

Практический этап

Реализация основных видов деятельности проекта:

  • Изготовление игровых пособий.
  • Знакомство с игровыми пособиями.
  • Составление перспективного плана; 
  • Создание картотеки игр и упражнений с использованием прозрачного мольберта и геоборда.
  • Использование геобордов в образовательной деятельности.
  • Консультации для родителей: «Формирование  графомоторных навыков у дошкольников».

Третий этап – октябрь

Обобщающий этап

3 этап – Итоговый.

  • Оформление результата проекта в виде выставки игровых пособий.
  • Презентация  проекта для педагогов на уровне детского сада.

Ожидаемые результаты

  • Дети научатся ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат.
  • Совершенствуется умение работать по схеме, видеть связь между предметами окружающего мира и их абстрактными изображениями.
  • У детей разовьется усидчивость, внимание и самостоятельность.
  • Родители включатся в совместную деятельность с детьми.
  • Пополнится развивающая среда группы.

 

Заключение

Для мотивации детей в развитии графомоторных навыков и  пространственных представлений в рамках проекта были разработаны и созданы игровые пособия, которые способствует в игровой форме овладеть этими навыками. У детей, участвующих в проекте, сформировано положительное отношение к графическим упражнениям, занятия вызывают устойчивый интерес и доставляют детям истинное удовольствие.  

Несмотря на то, что проект был закончен в октябре 2023 года, его реализация продолжается на данный момент с детьми старшего дошкольного возраста.

        

Библиографический список

1.   Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. −М., 1991.

2. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение, Москва, 1993г.

3. Давыденко Ю.А.. «Интеллектуальное развитие дошкольников через логические математические игры».

Москва 2012 г.

4.  Желобова Е.А. «Волшебная дощечка» - СПб.: ООО «Оксва», 2016.

5.  Желобова Е.А. «Геометрический планшет» - СПб.: ООО «Оксва», 2017.

6.  Романевич Т.Ф. «Математические игры для дошкольников».

Павлодар 2016 г.

7Финкельштейн.Б.Б.. Учебно-игровое пособие «Математический планшет».Санкт-Петербург 2014 г.

https://mamere.ru/article/geobord-zabava-i-obuchenie

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/04/09/ispolzovanie-prozrachnogo-molberta-v-rabote

Приложение


Приложение 1

Перспективный план реализации проекта

Тема

Задачи

1

5

октября

Знакомство с математическим планшетом

«Играй-ка  размышляй-ка»

Познакомить детей с математическим планшетом, со способами натягивания резиночек, натягивании вертикальных столбиков и горизонтальных строчек.

2

9

октября

НОД по развитию графомоторных навыков
Тема «В саду»

Повторение и закрепление названия фруктов
Совершенствование умения правильно держать карандаш, владеть им.

3

11

октября

Фруктовая корзинка.

Овощная грядка.

Формировать умение выполнять схематичный рисунок изображения предмета. Закреплять знания детей о фруктах и овощах, труде взрослых в саду. огороде. Развивать мелкую моторику, внимание, воображение

4

12

октября

Рисуем геометрические фигуры

Познакомить с приёмами рисования геометрических фигур резиночками. Формировать умение преобразовывать геометрические фигуры в предметы.

5

13

октября

Слуховые диктанты. Цифры

Формировать умение выкладывать схематичное изображение букв и цифр при помощи резиночек  по словесной инструкции. Закреплять знания детей о буквах и цифрах.

7

16

октября

«Нарисуй отгадку».

 Формировать умение выкладывать схематично рисунок изображения предмета, не пользуясь схемой.

8

17

октября

Упражнение «Давай познакомимся»

Упражнение «Догони ладошку»

Познакомить  с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.

Развивать зрительное  внимание, зрительномоторную координацию

9

18

октября

Упражнение «Идёт дождик»

Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево)

Развивать  ориентировку в пространстве

10

19

октября

Упражнение «Рисуем автопортрет» 

Ориентировка в пространстве собственного тела (головы), развивать зрительно - моторную координацию.

 

Приложение 2

Конспект занятия по развитию графомоторных навыков
Тема «В саду»
Цель – развитие графомоторных навыков
Образовательные задачи:
 повторение и закрепление названия фруктов
 совершенствование умения правильно держать карандаш, владеть им.
Развивающие задачи:
 расширение словарного запаса;
 развитие двигательных графических навыков.
 развитие умения ориентироваться на листе бумаги
 развитие мышления, памяти, зрительного и слухового
восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные задачи:
Воспитание навыков сотрудничества, аккуратности и
добросовестности.
Оборудование: простые и цветные
карандаши, демонстрационные листы к графическим упражнениям,
аудиозапись «Скачут резвые лошадки», листы в клеточку, иллюстрация «В
саду».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня на мы побываем в прекрасном саду, где
растут фрукты.
А какие фрукты могут расти в саду, догадайтесь сами, послушав мои
загадки.
Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,

Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь.(Яблоко)
Ты на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок.(Груша)
Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай!(Лимон)
Апельсину он братишка,
Но поменьше, фрукт-малышка.
Тоже делится на дольки,
Но они поменьше только.(Мандарин)
Чтобы фрукты нам собрать, надо пальчики размять. Поиграем с
пальчиками.
2.
Пальчиковая гимнастика
Пусть наши пальчики сначала поздороваются друг с другом.
Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным.
(Упражнение "Пальчики здороваются".)
Массаж пальцев.
(Включить аудиозапись «Скачут резвые лошадки».)
Не пойму, что это за шум? Откуда раздаются эти звуки?
Конечно, это скачут лошадки.
По дороге белой, гладкой
Пальцы скачут, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Самомассаж. Упражнения с карандашом

А теперь мы поиграем с нашим другом-карандашом. Возьмите
неотточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. (Дети
перекатывают карандаш между двумя ладонями.)
Послушайте, как он "шумит".

"Пошумим" у правого уха, у левого. Молодцы!
Упражнение «Пальчики».
Все поверните раскрытые ладошки ко мне, согните четыре пальца на
каждой руке до начала ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу,
большой палец отогнут и направлен в сторону. Молодцы, все согнули, а
теперь разогните четыре пальца. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы.
Согните четыре пальца, разогните. Покажите мне раскрытые ладошки.
Согните, разогните большой палец. (Повторить несколько раз.)

3. Упражнение «Какие фрукты спрятались»
Пальчики мы свои подготовили, а теперь давайте глазки свои
потренируем и найдём на картинке все фрукты, которые спрятались от нас.
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/059a/00004031-cd749c0e/hello_html_m1ac769da.png

4. Физминутка.
Начинаем бег на месте.
Хватит бегать, прибежали,
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
Низко поклонились.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
5.Молодцы! Фрукты мы все нашли, теперь их нужно аккуратно обвести
и заштриховать цветными карандашами.

Упражнение «Штрихование и обводка контуров фруктов»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/16/s_5ad4a86364441/883953_17.jpeg

 

         

6.Упражнение «Рисование дорожек»

Сейчас мы будем рисовать простым карандашом дорожки, соединяя

точки, по которым можно будет добраться в наш сад.

Рисовать нужно слева направо, без отрыва карандаша от бумаги, чтобы

получились дорожки. (Объяснение сопровождается показом.)

                 https://mdou14amursk.ucoz.ru/_si/0/13716413.jpg

Молодцы, у вас всё получилось! А теперь выполним последнее
задание.
https://i.pinimg.com/736x/7e/e6/6c/7ee66c6488971a0c427c0e2a6f66823f.jpg

7.Упражнение «Графический диктант»

   

8. Итог занятия.

Что делали на занятии? Что понравилось делать? Что у вас получилось

делать лучше всего? Какие задания вызвали затруднения?

Приложение 3

Игры на прозрачном  мольберте

1.Упражнение «Давай познакомимся»

Задачи: Познакомить  с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.

Ход: Взрослый и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу.

2.Упражнение «Догони ладошку»

 Задачи: Развивать  ориентировку в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).  Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т.д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.

3.Упражнение «Деревья»

Задачи: Развивать  межполушарное взаимодействие, воображение.

Ход: Взрослый рисует ствол, а дети ладошками крону.

4.Упражнение «Идёт дождик» 

Задачи: развивать зрительное  внимание, зрительномоторную координацию. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево)

Ход: Ребенок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.

 Аналогичные упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Снегопад»

5.Упражнение «Соедини по точкам»

Задачи: Развивать координированное движение глаз и рук.

Ход: Ребенку предлагается провести линии через точки, нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.

6.Упражнение «Рисуем автопортрет» 

Задачи: Ориентировка в пространстве собственного тела (головы), развивать зрительно - моторную координацию.

 Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица глядя в зеркало или по памяти.

7.Упражнение «Лабиринты», «Планы» 

Задачи: Закреплять умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем;

учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Ход: Ребенку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла).

8.Упражнение «Рисование двумя руками» 

Задачи: Развивать  межполушарное взаимодействие.

Ход: Ребенок рисует фигуры одновременно двумя руками (симметричный рисунок или разные фигуры).

9.Упражнение «Геометрический диктант» 

Задачи: Развивать ориентировку на плоскости.

 Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров.

Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом верхнем углу, жёлтый круг – в центр мольберта, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения: У воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.

10.Упражнения «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует»

11.Упражнение «Назови соседей» 

Задачи: Формировать умение ориентироваться на плоскости.

Ход: На мольберте хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны мольберта, - в центре мольберта и т.п

12.Упражнение «Укрась ёлку» 

Задачи: Развивать умение выполнять инструкцию, ориентироваться на плоскости .

 Ход: На мольберте (или листе бумаги прикрепленном к обратной стороне мольберта) нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают или заштриховывают  шарики по инструкции педагога.

13.Упражнение «Художники» 

Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов, представление об их относительности.

Ход: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями. 

14.Упражнение «Зеркало наоборот»

Задачи:  Развивать умения работать со сверстниками

 Вариант 1 Дети делятся на пары: один – «зеркало», второй – «модель». «Модель» рисует одну половину рисунка (геометрическую фигуру или простой предмет), а «зеркало» с другой стороны мольберта рисует противоположную половину рисунка. Затем дети меняются ролями.

 Вариант 2 Например, прикрепляем на мольберт шаблон с изображением половины предмета, а детям необходимо дорисовать его до целого.


Приложение 5

«Игры на Геоборде»

1.Игра «Цифры играют в прятки»

Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».

Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.

2.Игра «Узор по образцу»

Цель: развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал: геоборд, цветные резинки, схемы узоров.

Описание игры:

Познакомьте ребенка со схемами узоров, которые есть в комплекте геоборда .Предложите выложить узор на поле геоборда, используя соответствующее положение, цвет и количество резинок, заданное на схеме или образце.

3. Игра «Лабиринты»

Цель: формирование способности составлять лабиринты с опорой на картинку схему; развитие мелкой моторики, умения ориентироваться на плоскости; развитие связной речи

4. Игра «Укрась картинку» 

Цель: формирование способности составлять картинку из резинок и с помощью стеклянных шариков «Марблс» и плоских камней «Кабошонов», придавая ей законченный вид; развитие мелкой моторики, внимания, мышления, фантазии, связной речи.

5. Составление букв, слогов, слов

Цель: развитие умения составлять буквы, слоги, слова с помощью резинок с опорой на карточки-схемы; чтение, звуко- буквенный анализ слов; развитие мелкой моторики

6. Игра «На что похоже?» 

Цель: формирование способности соотносить геометрические формы с предметами окружающей действительности, обогащение словаря названиями геометрических форм, закрепление названий цветов; развитие мелкой моторики, внимания, мышления, фантазии.

7. Игра «Прятки»

Цель: закрепление знания букв, цифр, геометрических фигур; развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Материал: геоборд, резинки разного цвета.

Описание игры:

На поле геоборда «нарисуйте» цифру резинками одного цвета, а затем «спрячьте» ее в силуэте какой-нибудь фигуры, используя резинки другого цвета. Предложите ребенку угадать спрятанную цифру. Другой вариант – ребенок «прячет» цифры, взрослый угадывает.

Вариант коллективной работы: предложите детям вспомнить какие цифры они знают. Выбрать любую цифру, выложить ее на поле геоборда одним цветом. А затем «спрятать», превратить ее с помощью резинок другого цвета в силуэт чего-нибудь. По готовности дети представляют друг другу получившиеся изображение и угадывают у кого какая цифра спрятана.

Аналогично прятать можно буквы и геометрические фигуры.

8.  Игра «Часть и целое»

Цель: развитие глазомера; формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формирование умения называть части, полученные от деления, сравнения целого и части, понимания, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Материал: геоборд, резинки разного размера и цвета.

Описание игры:

Выложите на поле геоборда большую фигуру. Затем предложите ребенку, проводя «линии» резинками, разделить фигуру на равные части или на максимальное количество частей. Рассмотрите с ребенком получившиеся части, посчитайте их количество, обсудите результат.

9. «Ориентирование в пространстве»

Цель: совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимания смысла пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закрепление знаний названия геометрических фигур, цвета и величины.

Материал: геоборд, маленькие резинки для творчества, плоские геометрические фигуры.

Описание игры:

«Изобразите» с помощью резинок на поле геоборда несколько геометрических фигур. Предложите ребенку ответить на вопросы по местоположению фигуры. п: Где находится желтый квадрат? Сколько треугольников сверху).

Предложите ребенку расположить на поле геоборда определенные фигуры, определенным образом ( п: Расположи снизу большой зеленый квадрат, а сверху маленький желтый.)

10. Игра «Выложи букву, цифру»

Цель: знакомство с буквами, цифрами, геометрическими фигурами; развитие умения работать по схеме или образцу.

Материал: геоборд, резинки, схемы или изображения букв, цифр, геометрических фигур.

Описание игры:

Разложите перед ребенком Геоборд, несколько резинок и схему буквы. Предложите ребенку рассмотреть букву, назвать ее и изобразить на поле геоборда с помощью резинок.

При наличии нескольких геобордов, можно организовать занятие по образцу. С помощью резинок изобразите букву на одной доске, задача ребенка повторить изображение на другой доске.

Аналогично простройте работу с цифрами и геометрическими фигурами.

11. Игра «Иллюстрирование. Загадки»

Цель: развитие логического мышления; развитие умения создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развитие фантазии и речи

Материал: геоборд, резинки разные по цвету и размеру.

Описание игры:

Предложите ребенку отгадать загадку, а ответ «изобразить» резинками на поле геоборда.

Варианты загадок:

1.От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)

2. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

3. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

4.Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч. Называется он… (ключ)!

5. Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка).

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл, Красну шапочку нашёл. (Гриб)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный(Арбуз) 

Зимой - звезда, Весной - вода. (Снежинка)

12.  «Занимательная математика»

Цель: упражнение в составлении изображения, используя определенное количество резинок.

Материал: геоборд, набор резинок.

Описание игры:

Предложите ребенку отсчитать 5 резинок, проверить и положить их перед собой. Дайте задание, на поле геоборда, используя эти резинки, выложить два равных треугольника. Уточните с ребенком, как выглядит треугольник, и сколько нужно резинок, если использовать одну на каждую сторону. При обсуждении проговорите, что можно «пристроить к одному треугольнику другой снизу, слева или справа».

Далее дайте задание составить два равных квадрата, используя 7 резинок.

13. Игра «Сравнение», «Большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий»

Цель: развитие умения сравнивать по величине, высоте, длине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче.

Материал: геоборд, набор разноцветных маленьких резинок для творчества.

Описание игры:

Изобразите с помощью резинок на поле геоборда предмет маленького размера. Предложите ребенку изобразить такой же предмет, но большего размера. Сравните изображения, обсудите результат.

Изобразите с помощью резинки определенного цвета на поле геоборда вертикальную линию. Предложите ребенку рядом изобразить с помощью резинки другого цвета линию выше или ниже. Сравните линии, обсудите результат.

Изобразите с помощью резинки определенного цвета на доске геоборда горизонтальную линию. Предложите ребенку изобразить с помощью резинки другого цвета линию длиннее или короче. Сравните линии, обсудите результат.

14. Игра «Сколько гвоздиков внутри»

Цель: упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры:

Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.

Приложение 6

Схемы к математическому планшету

Тема: Животные

Тема: «Одежда»

Тема: «Транспорт»

Тема: «Посуда»

Тема: «Бабочки»

Приложение 7

Консультация для родителей

«Формирование графических навыков у дошкольников»

Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.

Многие родители настаивают на раннем обучении ребенка письму, ошибочно считая это умение высоким уровнем готовности к школе. Между тем гораздо нужнее развивать у дошкольника графические навыки (владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.). Процесс этот следует осуществлять под присмотром педагога и с учетом уровня подготовленности ребенка.

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития.

Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.).

Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие — с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной.

Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.

Предпосылки графической деятельности:

  • развитая мелкая моторика  способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая  зрительно-моторная координация  способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма  ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость  необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание  умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления  чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение,        ориентацию и взаимосвязь отдельных        его        элементов,        а также их размер и пропорции.

Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

  • развитие «ручной умелости» (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание сосредоточенность); мелкой моторики руки. Для развития кистей рук организуются лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированные становятся движения их пальцев;
  • развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения. Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам.);
  • развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. Ритмических упражнениях и играх (пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста;
  • развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений). Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью используются готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Большую роль играют в развитии графических умений различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...