Воспитание навыков вежливого общения с окружающими, как задача образовательной области социально-коммуникативного развития
статья

Хамдеева Альфия Наильевна

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. И во многом зависят от культуры поведения находящихся рядом взрослых. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  на педагогическом совете

по теме: Воспитание навыков вежливого общения с окружающими,

как задача образовательной области

социально-коммуникативного развития

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем , что мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

 Работая воспитателем в детском саду мы  наблюдая за детьми, отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. И во многом зависят от культуры поведения находящихся рядом взрослых. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д. Б. Эльконин, «,образ себя через другого».

Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду.

Воспитание вежливости, как части культуры поведения, а, следовательно, и общей культуры человека, основывается

  • в умении выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета,
  • в умении устанавливать положительные контакты,
  • вести бесконфликтное общение,
  • в умении изменять внешнюю сторону общения (проявление сочувствия, внимания к сверстникам и взрослым) в зависимости от ситуации.

Ваш воспитанник будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые педагоги:
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего воспитанника, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делаете бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего воспитанника.
4. Предъявляйте к детям единые требования, даже если кто-то из воспитанников более или менее симпатичен.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив обидные выражения.
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Благодарю за помощь», «Спасибо», «Пожалуйста».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

В каждом возрасте существуют свои, актуальные задачи воспитания вежливого общения:

  • 1 – 2 года. Разговаривать спокойно, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Воспитывать навык здороваться, прощаться, благодарить.
  • 2 – 3 года. Здороваются и прощаются с взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).
  • 3 – 4 года. Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдать элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. Приучать детей к вежливости: называть воспитателей и няню, музыкального руководителя по имени и отчеству: здороваться, прощаться с воспитателями, няней, заведующей, детьми (на приветствие отвечать «Здравствуйте», прощаясь говорить «До свидание»).
  • 5 – 6 лет. Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко..
  • 6 – 7 лет. Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

Но поскольку общение можно полноценно осуществлять только с помощью слов, их различных сочетаний, а также оборотов речи, взрослые должны дать детям их образцы

Особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели, и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский.

Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем детям в течение дня.
Утром:
«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? », «Как твои дела?»
За завтраком, обедом, ужином:
«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
Во время общения:
«Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа:
«Как спалось?», «Как твое здоровье? »
Вечером:
«Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
     Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как педагоги, так и родители

Основными методами и приёмами воспитания вежливости являются:

  • личный пример воспитателя, его культура и этикет;
  • разъяснение, напоминание, показ;
  • оценка действий и поступков;
  • упражнения;
  • поручения;
  • контроль над выполнением правил;
  • этические беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры-занятия, с/ролевые игры;
  • чтение художественных произведений.

Для осознания таких понятий, как «вежливость», «искренность», используются стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребёнка я», И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый», С. Погореловского «Что значит быть вежливым».

         Для закрепления форм приветствия, применяемых детьми по отношению к взрослым и сверстникам, предлагаются следующие произведения художественной литературы: А. Барто «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро», С. Михалкова «Сашина каша», А. Яшина «Я люблю, когда при встрече».

Важнейшим приемом будет привлечение внимания к вежливому поступку и поощрение вежливого поведения детей, что вызовет у остальных детей стремление подражать вежливым поступкам сверстников.

«Сегодня, когда к нам зашла медицинская сестра, Данил первый поздоровался с ней. Нине Васильевне было очень приятно, и она сказала, что всегда рада заходить в группу, где такие вежливые дети».

       Объяснение детям правил вежливости:

«Когда люди говорят друг другу «Здравствуйте», они желают друг другу здоровья», когда говорят «До свидания» или « До завтра», значит, скоро хотят увидеться, если человек сделал что – то нечеловеческое и говорит «Извините», значит, он чувствует себя виноватым и хочет, чтобы его простили.

         Различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая доброжелательную оценку поступкам детей, формируют в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливых слов. В этом также помогает чтение и обсуждение таких художественных произведений, как: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости», И. Токмакова «Маша знала слов немало»,Н. Юсупова «Кто кого любит», А. Шибаев «Дядя Саша огорчен», Л. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» и др.

Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

  • при встрече со знакомым;
  • при общении в садике;
  • при посещении поликлиники;
  • при походе в магазин, кино;
  • при посещении театра;
  • в транспорте;
  • в гостях или при приеме гостей у себя;
  • и просто в ежедневном общении с близкими!

Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. В беседе закрепляются знания о том, в каких ситуациях какие слова вежливости следует употребить.

Поощрение вежливого поведения:

Сконцентрировать внимание детей на вежливых поступках. Даша вежливая девочка, когда она зашла в группу, она громко поздоровалась со мной, с нашей няней со всеми детьми; Богдан поступил как вежливый человек, он подошел к Сереже и вежливо попросил пропустить его к шкафчику, а затем поблагодарил его;

Сегодня Вероника нечаянно задела Каролину дверцей шкафа, но она не обиделась, потому что Вероника извинилась.

.

Должна быть организована работа с родителями, направленная на более эффективное формирование культуры общения между взрослыми и детьми. Формами этой работы должны стать родительские собрания, консультации для родителей.

Если попробовать вывести формулу воспитания вежливого ребенка, получится примерно следующее: личный пример + постоянные упражнения + подсказка норм поведения + поощрение за хорошие поступки + единство воспитателей и всех членов семьи в вопросах воспитания.

Список художественной литературы

по воспитанию навыков вежливого общения

Осеева «Волшебное слово»,

Сухомлинский « Для чего говорят спасибо»,

 С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Неизвеняйка»  « Случай в городе едоков», «Женина беда».

 «Мойдодыр» К. И. Чуковского,

«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,

русская народная сказка «Лиса и журавль»,

 «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлёвой,

«Весёлый этикет» и так далее.

 «Уроки вежливости» А. Усачёва,

«Очень вежливый индюк» Б. Заходер,

 «О вежливости» С. Я. Маршака,

«Вежливый ослик» И. Пивоварова,

«Волшебное слово» В. Осеевой

Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице»,

 С. Маршак « Светофор».

Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,

 Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек».

С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире».

А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»,

С. Маршак «Урок вежливости»,

И. Токмакова «Маша знала слов немало»,

Н. Юсупова «Кто кого любит»,

А. Шибаев «Дядя Саша огорчен»,

Л. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»

А. Барто «Шла вчера я по Садовой»,

М. Дружининой «Кто знает волшебное слово»,

 А. Кондратьева «Добрый день»,

В. Кривошеева «Доброе утро»,

С. Михалкова «Сашина каша»,

 А. Яшина «Я люблю, когда при встрече».

С. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребёнка я»,

И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый»,

С. Погореловского «Что значит быть вежливым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по решению задач образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)

Уважаемые коллеги дошкольники. В деятельности каждого старшего воспитателя постоянно возникает необходимость изучения состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по какой-либо пробле...

Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми  в...

Использование в образовательном процессе современных педагогических техологий, как важнейшая составляющая успешной реализации задач образовательной области "Речевое развитие"

Современные педагогические технологии являются важнейшей составляющей успешной реализации образовательного процесса в ДОО.Представленныий материал нацелен на повышение компетентности педагогов в вопро...

Проект развития навыков эффективного общения у детей с особыми образовательными потребностями средствами театрализации «Поделись улыбкою своей»

Актуальность проекта На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения ус...

НОД: Непосредственно-образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Осторожно улица!»(Повторение

Научить детей соблюдать правила поведения на улице, в транспорте на проезжей части дороги; развивать внимательность на улицу, на дороге ;развивать умение применять полученные навыки на практике....