Доклад на педагогическом совете " Воспитание девочек и мальчиков в традициях разных народов". Старшая группа.
консультация (старшая группа) по теме
Подготовила тему для коллег. С темой познакомила коллег для всестороннего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны. Не теряют, своей значимости по сей день.
В качестве традиций выступают поло ролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.
Остановимся на характерных русских народных традициях, которые могут служить источником поло ролевого воспитания современных детей.
К типично русским относятся такие традиции, как крепкая семья, возвышенное отношение к женщине (прежде всего, матери), уважение и почитание детьми своих родителей, беспредельная любовь к детям, мужество, трудолюбие, достоинство, милосердие. Гуманные русские традиции воспитания развиваются в детях нравственные поло ролевые качества.
Энтографы Т. А. Жданко, И. И. Шангина отмечают, что русские народные традиции воспитания сохранились в крестьянской семье вплоть до 1917 года.
Крестьяне составляли основную часть населения России. Традиции воспитания передавались устно из поколения в поколение, от старших к младшим и рассматривались, как нечто незабываемое, вечное и обязательное. “Как жили деды да прадеды, так и нам велено”,- рассуждали русские люди.
Семья - самый древний и важный институт воспитания.
В русском обществе с давних времён образцовой семьёй была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многочисленных чад.
Ещё со времён славян – солнце послушников было принято первым на руки брать ребёнка отцу. Этим действием он признавал малыша своим, затем отец укутывал его в свою рубаху, в косматый тулуп, чтобы его дитя не испытывало в жизни нужду и клал ребёнка в люльку. Новорождённого обносили вокруг избы и тем самым прилучали к домашнему очагу, зачисляли в семейный коллектив.
“Когда у хозяина рождалась дочь, он для неё делал особый сундучок или короб, и откладывал туда каждый год всякого рода имущество в счёт будущего приданого и в то же время возвращал на её долю скотину, всё вместе называлось её “паделком”.
Обучение мальчика начиналось после праздника первых штанов. Праздник отмечался в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, в 3 – 5 лет. Обучение было тяжёлым и постоянным.
С трёх лет казачонка приучали к верховой езде, стрелять учили с семи лет, рубить шашкой – с десяти, рукопашному бою – с трёх лет. С пяти лет мальчики работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Однако крёстный, атаман, старики следили, чтобы мальчика ”не заездили”, чтобы играть позволяли. Русские народные игры, например: лапта - включала бег, прыжки, метание предметов. Они развивали у мальчиков такие качества, как выносливость, смелость, ловкость, отвагу, стойкость, выдержку.
Рождение девочки не праздновалось так широко, но тоже было радостью тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.
Искупав девочку первый раз, воду выливали в малинник, чтобы была красивой (у славян малина символизировала красоту). До сих пор сохранилось выражение: “Не девка - малина”!
С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчиков, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Все девичьи праздники сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами. Праздновали ”первый шаг”, дарили ленточки ”на бантик”. Гребешок “на косынку”, платочек “в церковь ходить”.
С раннего возраста девочку приучали участвовать во всех работах по дому: стирать, мыть полы, ставить заплатки, пришивать пуговицы. С малых лет их учили быть хорошими матерями. Заботиться о муже, детях.
У разных народов в разные исторические эпохи содержание мужских и женских социальных ролей, а в связи с этим и особенности воспитания мальчиков и девочек неодинаковы.
В Новой Гвинее в одном из племён – аранеш преобладал фемининный тип воспитания: и мальчиков и девочек воспитывали детьми эмоциональными, отзывчивыми, уступчивыми.
Наоборот, в племени – каннибалов – “охотниками за головами” и мужчины и женщины были грубыми и агрессивными, т. е. преобладал мускулистый тип воспитания. В третьем племени – чембал роли мужчин и женщин были противоположными традиционным европейским ролям: женщины были резкие, агрессивные, они добывали пищу и не носили никаких украшений, в то время как мужчины были мягкими, тихими, они проводили время в доме, занимались резьбой по дереву, рисовали, танцевали и любили всячески украшать себя.
У сельских турок девочка с 4 – 5 лет присматривает за малышами, подметает пол, ходит за водой к источнику. С 6 – 8 лет они учатся у матери вязанию.
Мальчиков воспитывают трудолюбивыми, но и дерзкими, решительными, смелыми, выносливыми. Взрослые восхищаются их бранью.
У персов с появлением у ребёнка первого коренного зуба начинают предъявлять к нему всё больше требований, особенно к девочке. Девочек пытаются воспитывать скромными, смеренными. Мальчикам предоставляют больше свободы.
Различия между мужской и женской социальной ролью предусматривает разделение в сфере труда и в сфере досуга.
В Северо – Восточной Индии, в горных племенах гаро, сильное влияние на семейные отношения оказывают братья жены: они заступаются за неё, если муж обращается с ней грубо. Тем не менее, за все семейные дела ответственным является муж. Заботу о воспитании детей разделяют оба супруга, каждый в своей области прививает ребёнку первые трудовые навыки.
В воспитании мальчиков многие индусы следуют древнеиндийскому афоризму: до 5 лет обращаться с сыном, как с царём, с 5 до 15 лет как со слугой, после 15 лет как с другом.
Женщины с гружёными корзинами на голове нередко можно увидеть и в Дели и на стройке. Вместе с тем многие мужчины заняты в сфере услуг, включая обслуживание в гостиницах, которое в Европе обычно выполняют женщины – горничные.
Как можно видеть из описания семейного быта ряда восточных народов, разница в воспитании мальчиков и девочек, мужа и жены проявляются главным образом в характере трудовых обязанностей членов семьи, а так же в особенностях дисциплинарных воздействий в отношении детей разного пола: мальчикам больше предоставляется самостоятельности, чем девочкам.
В русских крестьянских семьях существовало три основных культа: культ мужчина – кормилица, культ очага, культ особого уважения к старшим.
Образ жизни норвежской крестьянской семьи 14 века являлся особой воспитательной средой, в которой из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались семейные образовательно – воспитательные традиции. Основными идеями, которых являлись идеи о ценности труда, знаний, о ценности человека, в том числе национальности и др., о ценности физической подготовки, о ценности семьи, об уважении к женщине.
У жителей Непала сын – продолжатель рода, став взрослым, должен совершать обряд поклонений семейному бюджету, охранять семейную честь и наследовать профессию и имущество отца. Сын всегда желанный ребёнок в семье. Ему позволено то, что не разрешается дочери: проситься на руки, принимать пищу вместе с отцом, сопровождать отца.
У непальцев существует специальный праздник для мальчиков 7 – 13 лет, который включает тренировку в стрельбе из лука, пение, танцы.
У афганцев – мужчина хранитель семейной чести, он стремится любой ценой отомстить за нанесённую обиду. У них такое же, как у непальцев, отношение к сыну, а дочь отец даже считает неудобным приласкать. Если женщина рожает только девочек, муж приводит в семью вторую жену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогический совет "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста "
Доклад на педагогический совет "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста "...
Педагогический совет "Девочки и мальчики - почему они разные"
Педагогический совет в нетрадиционной форме в виде КВН, а также использование ИКТ - презентация...
Доклад к педагогическому совету на тему: "Возрождение русских национальных традиций"
Материал для использования педагогами ДОУ...
Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы
Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы...
КОНСПЕКТ открытого занятия по гендерному воспитанию в младшей группе«Девочки и мальчики похожие, но разные»
Тема: «Девочки и мальчики похожие, но разные». Прогр. задачи: 1. Образовательные: Дать детям первоначальные представления о различии мальчиков и девочек к...
Доклад к педагогическому совету "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"
Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений....
Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"
Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...