Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ.
статья

Березина Виктория Владимировна

Статья о методах и приёмах вокально- хоровой работы в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ.

В музыкальном воспитании дошкольников пение играет не малую роль.

О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали физиологи В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоции, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Пение укрепляет дыхание, развивает внимание, память, мышление и воображение. В процессе пения происходит общее развитие ребенка, развиваются социально-личностные, коммуникативные качества и, конечно, речь.

Такое положительное влияние вокала на развитие ребенка несомненно подтверждает актуальность данной темы.

Цель методической разработки, в том, чтобы описать наиболее эффективные методы и приемы вокально-хоровой работы с дошкольниками в современных условиях.

Один из самых главных вопросов музыкального руководителя: «что нужно делать и как построить работу над разучиванием песни, чтобы на протяжении нескольких занятий у дошкольников не пропал интерес к музыкальному произведению?». Для дошколят важно первое впечатление, поэтому исполнение должно быть высокопрофессиональным, сопровождаться беседой с видео показом и поэтическими строками. Сила эмоционального воздействия исполняемой песни рассматривается в современной педагогике как одно из условий работы педагога в данном направлении.

Каждый педагог должен учитывать возрастные особенности детей и подбирать соответствующий им музыкальный материал.

Песня должна служить средством развития дошкольника, помогать решать воспитательные задачи, расширять кругозор ребенка и приобщать его к культурным ценностям своего народа.

Педагог должен предварительно ознакомиться с песней: прочитать текст, обратить внимание на вокальные трудности произведения – это поможет понять содержание и продумать последовательность разучивания вокального произведения.

Для повышения уровня певческих способностей ребенок должен увлечься процессом. Только увлеченный и творческий педагог может помочь ему в этом, поэтому, используя различные формы работыметоды и приемы, можно добиться высоких результатов, вызвать желание детей петь и радовать своим исполнением близких и своих друзей.

Известно, что дыхание играет главную роль при пении.

Педагог должен обучать дошкольников правильному пению, а значит и правильному дыханию – нижнереберному-диафрагмальному. В этом ему помогут различные дыхательные упражнения, которые также очень нравятся детям и преподносятся в виде игры. Наиболее известна дыхательная гимнастика Стрельниковой, такие упражнения как: ладошки», «кошка»«насос»«обними плечи»,«поворот головы», и другие.

Эти упражнения можно делать в начале музыкального занятия, перед пением или в перерыве между двигательной активностью в качестве физкульт-минутки.

Важную роль в вокально-хоровой работе играют распевки.

Распевки очень важны при охране голоса ребенка. Они помогают подготовить голосовой аппарат к пению, плавно переводят его в певческий режим. Важен как подбор распевок (понимание педагогом пользы каждой распевки для пения, так и правильное их разучивание с педагогом (педагог должен идеально показывать голосом распевку).

Помогают правильно «поставить» дыхание такие распевки как«закрытый рот на одной или 2х нотах»«ми-и-и»(3 ноты наверх, «ма-а-а»(по 3 ноты наверх) и др.

Для активизации интереса детей используются распевки с текстом. При их разучивании используются иллюстрации или игрушки соответствующие тексту распевки.

Примеры распевок:

-«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»(показ игрушечной лестницы)

-«Киса подходила,

Молочка просила.

Мя-у, мя-у, мя-у», (показ игрушки кошки)

-«Утром солнышко встает,

выше, выше, выше. (дети встают из положения «на корточках»)

К ночи солнышко зайдет:

ниже, ниже, ниже».(дети снова садятся «на корточки»)

Пение можно совмещать с пальчиковой гимнастикой. В таких распевках как«Хлопаю ладошкой, хлопаю немножко…да!» итд.», «Твоя ладошка словно пруд по ней кораблики плывут итд.»,

«Мы капуску рубим рубим итд.»

Практика показала, что включение в занятие элементов логоритмики способствует формированию положительных эмоций, развитию музыкальности и речи.

Чтобы занятие не превратилось в скучный процесс, обязательно используем музыкально-дидактические игры, ведь дошкольный возраст- это игра. Музыкально-дидактические игры обогощают детей новыми впечатлениями и вызывают инициативу, способность к восприятию, самостоятельности.

Можно выделить такие дидактические игры как:

«три цветка» (определение характера музыки);

«музыкальные узоры» (развивает музыкальное воображение);

«встаньте дети, встаньте в круг» (ориентация в пространстве);

«какой инструмент играет?» (развитие тембрового слуха);

«веселый ритм» (развитие чувства ритма).

Для закрепления текста, можно предложить спеть «цепочкой» по рядам мальчики-девочки.

Чтобы увлечь и активизировать детей, можно использовать при пении музыкальные инструменты, такие как треугольник, металлофон, маракасы, ложки.

Все эти методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ способствуют не только качественному исполнению, но и живому интересу и отзывчивости детей. Если педагог продумал и правильно построил работу над разучиванием вокального произведения, если учтены все особенности детского голоса, психологии дошкольника, то дети свободно будут держаться перед аудиторией слушателей, ведь у них выработаны исполнительские качества и уверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе с детми , страдающими дисграфией

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении ...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....