конспект Нод в старшей группе поисково-исследовательская деятельность "Волшебный песок"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Образовательная область познание поисково-исследовательская деятельность встаршей группе НОД " Волшебный песок2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 28.59 КБ |
kopiya_konspekta.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе
развитие речи по теме: « Зима. Зимующие птицы».
Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании. Уточнять, как люди помогают птицам в зимнее время.
Задачи:
Коррекционные:
- Расширять словарный запас детей;
- Развивать связную речь детей;
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Упражнять в образовании сложных прилагательных;
- Совершенствовать умение детей использовать в речи предлоги;
Образовательные:
- Систематизировать , закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании.
- Уточнять, как люди помогают птицам в зимнее время.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.
Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.
- Сюрпризный момент.
- Наглядные – иллюстрации птиц, дерево с птицами, кормушка.
- Практические – отгадывание загадок.
- Инсценировка сказки.
1. Организационный момент.
В. Упражнение « Подбери слова»
- Какое время года наступило?
- Подберите слова, которые помогут вам сказать о том, какая зима.
Зима: холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная, суровая, студеная.
В. Я хочу пригласить вас в лес на прогулку. Лес какой? (зимний) зима – ласково - зимушка.
Речь с движением.
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
( слайд 1.)
— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? Не слышны птичьи голоса. Наступила зима - самое трудное для птиц и зверей время года.
- Но ведь не все птицы улетели?
- Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)
- Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не боятся холода)
2. Основная часть.
И первая наша остановка « Отгадай-ка» садитесь на пенечки. Сильная метель намела сугробы.
Дидактическая игра « Узнай птицу по описанию» (слайд 2)
Не замерзли в зимнем лесу? Давайте поиграем и согреемся. ( снежок)
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
Измените словосочетание по образцу:
- У сороки белые бока, поэтому ее называют… ( белобокая)
- У синицы желтая грудь,… ( желтогрудая)
- У снегиря красная грудь…( красногрудый)
- У дятла красная голова…( красноголовый)
- У ворона черные крылья…(чернокрылый)
- У дятла острый клюв…(остроклювый)
- У совы большая голова…(большеголовая)
- У свиристели звонкий голос…(звонкоголосая)
-У сороки длинный хвост…(длиннохвостая)
- У совы большие крылья…(большекрылая)
Игра « Скажи наоборот»
А вы грустные ребята? Мы веселые ребята!
Вы ленивые? Мы трудолюбивые !
Вы злые? Мы добрые!
- Веселые, трудолюбивые, дружные, добрые ребята знаете ли вы как можно помочь нашим меньшим братьям пережить голод и холод?
Физкультминутка.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
Следующая остановка « Птичья столовая»
Пальчиковая гимнастика « Кормушка»
Я зимой кормлю всех птиц-
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей,-
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Игра 'Числовые карточки'
-Возьмите в руки числовую карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетело к вам в кормушку и что они едят. (У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки... На мою кормушку прилетел…К моей кормушке подлетел..)
Сказка: Творческое задание: придумай конец сказки.
3. Итог:
- Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. (Ласковое слово – это солнышко.)
Игра «Назови ласково» Птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубок, воробей – воробышек.
Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу.
-Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
В. Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. Сегодня вы молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?
Сказка
Летела сорока по лесу, все новости в лесу узнавала, всем рассказывала.
Хорошо в зимнем лесу. Белым-бело кругом. Вдруг видит у ели, что-то ярко-красное. Подлетела, видит- птица сидит, нездешняя. Сама черная, грудка красная. Но что-то очень грустная.
-Ты что за птица диковинная?
-Я снегирь, птица пролетная в ваших краях.
-Гость значит, а что такой грустный?
-Да день рождения у меня сегодня, а друзья далеко, никого в вашем лесу я не знаю.
-Ну это дело поправимое. Сиди здесь, никуда не улетай.
И полетела сорока по лесу трещать: у гостя день рождения, а друзья все далеко. Сидит снегирь грустный.
И вдруг видит: летит клест в клюве шишку несет. Это тебе гость пролетный, с днем рождения! Тут и воробьишка ( в гостях в лесу был) хлебные крошечки в подарок принес. Синички – кусочек сала, дятел-мошку из ствола дерева достал, сорока рябинку принесла. Все гости с днем рождения поздравили. Понял он, что не один в лесу. грустить перестал. Спасибо всем птицам лесным сказал.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
с детьми старшей группы
Тема «Волшебный песок»
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Задачи:
Коррекционные:
- обогатить речь детей;
- активизировать словарный запас.
Образовательные:
- закрепить знания детей о происхождении, строении песка, его свойствах;
- познакомить со способом окрашивания песка.
Развивающие:
- развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты;
- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитание интереса к окружающему миру;
- чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Материал:
Демонстрационный –презентация по теме занятия, схемы свойства песка, сухой чистый песок, большой плоский лоток, модель «песочница».
Раздаточный – камни, ракушки, подносы, контейнеры с песком, лупы, воронки, прозрачные стаканчики, тертый цветной мел, пластиковые контейнеры для смешивания песка и мела, пластиковые ложечки, вода
Ход НОД:
1 Организационный момент. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель:
Заниматься нам пора:
Но не лепкой и не чтением.
Ждёт нас опыт и игра!
В. -Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а увлекательное путешествие.
-Какое сейчас время года?
Дети: зима.
В. –А хотите попасть в лето? Вот и мы с вами отправимся в лето, к морю .
Речь с движением.
Руки в стороны — в полет (Дети поднимают прямые руки в стороны).
Полетит наш самолет.
Сделал правый поворот, (Поворачиваются через правое плечо, подняв правую руку).
Сделал левый поворот, (Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку).
Крыльями покачал, (Покачивают прямыми руками).
Полетел наш самолет.
Вот закончился полет, Замедляют бег.
Приземлился самолет. Опускаются на подушки.
В. - Я предлагаю всем занять места на берегу моря . Слайд № 1
В.- Как вы думаете, что же мы будем исследовать?
-Что же можно делать с песком?
- Сегодня мы с вами и будем искать ответы, все ли мы знаем о песке?
В.- Прежде чем мы начнем работать проговорим правила работы с песком. Как вы думаете, что нельзя делать?
Дети: нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.
В. Молодцы. Правила вы знаете, начнем нашу работу и будем исследовать песок.
2.Основная часть. Проведение опытов.
Опыт № 1 « Из чего состоит песок»
Материал: листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Воспитатель:
- Ребята, как можно, узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? Какой инструмент?
- Насыпьте песок на лист бумаги и с помощью лупы внимательно рассмотрите его.
- Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из зернышек- песчинок)
- Похожи ли одна на другую? Песок может быть крупнозернистым, мелкозернистым и среднезернистым.
Дети: у песчинок разная форма, они разного цвета, разного размера. ( схемы 1,2,3) Слайд №2
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, разного цвета, разной формы.
Опыт № 2 «Легко ли сыпется песок»
Материал: контейнер с песком.
Ход эксперимента:
Воспитатель:
-Возьмите в кулачок горсть песка, и выпустите его маленькой струйкой.
-Легко ли сыпется песок?
-Почему?
Дети: потому что он сыпучий.
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Песок – сыпучий.
В.-А как же он появился? Откуда берутся эти песчинки?
- Давайте узнаем.
Опыт № 3 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, ракушки, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Воспитатель:
-Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
- Как вы думаете, что это сыпется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это.
В. - Как в природе появляется песок. Слайд № 3
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок .
В. -Существуют места, где очень много песка.
-Где в природе можно увидеть песок? В каком состоянии песок в природе? (твердом)
дети- в пустыне, в горах ,на морском берегу, на берегу озер, рек. Слайд№ 4
Вывод: песок создан природой. Песок бывает речной, морской.
Опыт № 4 «Ураган»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка, трубочки.
Ход эксперимента:
Воспитатель:
- Почему при сильном ветре неудобно играть с песком?
-Что происходит и почему? Давайте проверим. Возьмите ваши «песочницы»..
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
В.-А как же нам поиграть с песком?
Дети: Его надо намочить.
Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
К берегу бежит волна. Дети делают волнообразное движение одной рукой.
Вслед за ней еще одна. То же другой рукой.
Эта — выше, Поднимают руки.
Эта — ниже, Опускают руки на уровень груди.
Эта — вовсе не видна. Касаются ладонями пола.
А на берегу морском
Будем мы играть с песком. «Пересыпают» невидимый песок из одной руки в другую.
Будет башня из песка, Поочередно ставят один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
Как до неба, высока. Встают на носки и поднимают руки.
Опыт №5 «Песок сухой и мокрый»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В. – Намочим песок.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус. Получается? (да)
-А теперь с мокрым. Получается? (нет)
- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).
- посмотрите на модель « сухих песчинок». Они могут стоять друг от друга на любом расстоянии, посмотрите на модель « мокрых песчинок»
В. – А что мы можем сделать из мокрого песка? Вылепите из мокрого песка шарики.
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
Положите его на одну ладошку, а на вторую возьмите горсть сухого песка. Какой легче песок?
Дети: Сухой
В.: А почему? В мокром песке есть вода и она прибавляет вес.
- как вы думаете, что произойдет с поделками из песка после высыхания?
- Вода испарится.
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, он принимает любую форму, но после высыхания он рассыпается. В мокром песке есть вода и она прибавляет вес.
. Слайд № 5 ( пластичный)
Опыт №6 « Получаем цветной песок»
Материал: емкости с тертым цветным мелом, песок, емкости для смешивания.
Ход эксперимента:
В: - Рисовать можно не только на песке, но и песком? Слайд № 6
- Как вы думаете, мы можем покрасить песок?
В. -смешайте в емкости с сухим песком измельченный цветной мел. Что получилось?
Ответы детей ( мел окрасил песок, песок стал того цвета ,что и мел)
В. – Какое свойство песка использовалось? ( сыпучесть)
3. заключительная часть. Итог занятия.
Творческая работа:
В. - Я предлагаю вам оставить частичку на память о море и путешествии и сделать картинку из цветного песка. Какое свойство нам помогло нарисовать?
Подведение итога.
Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что вы сегодня исследовали (песок). Что вы узнали?
Дети: Я узнал, что песок … (состоит песок из мелких камешков - песчинок, которые имеют разную форму, цвет, размер).
Какими свойствами обладает песок? (сыпучий, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"
Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.Задачи:Развив...
Конспект НОД по познавательному развитию ( поисково-исследовательской деятельности)"Посадка гороха"
Цели: систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий; форми...
Конспект прогулки в старшей группе "Теремок" Тема: "Удивительный песок"
Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком и его свойствами....
Занятие в старшей группе (поисково-исследовательская деятельность) «Доброе электричество»
Задачи: образовательные - обобщать и расширять знания детей об окружающем мире, познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможность снятия его ...
Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность "Огонь – друг, огонь – враг".
Цель: формирование навыков безопасного обращения с огнём через поисково-исследовательскую деятельность....
Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведениячерез метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельностьТема: «Огонь – друг, огонь – враг»Це...
Конспект НОД в младшей группе поисково-исследовательская деятельность «Снеговик в гостях у ребят»
Конспект НОД в младшей группепоисково-исследовательская деятельность «Снеговик в гостях у ребят»...