Педагогический проект «Волшебный песок» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ЗПР»)
проект (старшая группа)

Мальцева Юлия Владимировна

Педагогический проект

«Волшебный песок»

(«Песочная терапия в развитии творческих способностей

детей дошкольного возраста с ЗПР»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_pesok_sobolek.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                                                                                                                                 

на Педагогическом Совете № 1                                                                              

от «30» августа 2023г.

Протокол №   1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

                                                                                                     

Педагогический проект

«Волшебный песок»

(«Песочная терапия в развитии творческих способностей

детей дошкольного возраста с ЗПР»)

Сфера реализации проекта: воспитательно-образовательный процесс и свободная деятельность детей в разновозрастной группе «Соболёк» компенсирующей направленности, дети с ЗПР.

Авторы проекта:

Мальцева Ю. В.

Гусевская Н. П.

База проекта:

Воспитанники группы «Соболёк».

Воспитатели группы «Соболёк».

Родители воспитанников группы «Соболёк».

Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 – май 2024 г.

г. Шарыпово, 2023 г.

Пояснительная записка

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.

  Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка. Терапия (синоним лечение) - это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды  арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.

Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

 

Актуальность

Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для  развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного  возраста с целью  развития их творческих способностей

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель проекта: развитие творческих способностей   детей  через использование метода песочной терапии.

Задачи проекта: 

1. Познакомить со свойствами песка.

2. Развивать познавательные способности в играх с песком, формировать элементарные исследовательские умения.

3. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.

6. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

7. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Тип проекта: долгосрочный, обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность: сентябрь 2023г – май 2024г.

Проблема: особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке. На основании возникшей проблемной ситуации мы решили, приступить к разработке и реализации данного проекта.

Новизна проекта: приобретение в группу планшетов с подсветкой для рисования песком. 

Ожидаемый результат

1. Дети узнают о значение песка в жизни всех живых объектов природы и его свойства.

2. Научатся проводить простейшие опыты, исследования.

3. Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.

4. Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми.

5. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.

6. Сформировано стремление к исследованию объектов природы, умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Значительно повышен уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная, конструктивная, музыкальная деятельность.

Работа с детьми:

-  организованная образовательная деятельность с детьми;

-  подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

-  самостоятельная игровая деятельность детей;

-  система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

-  согласие и желание ребенка.

-  специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

-  у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице:

- конструирование из песка;

- рисование песком и на песке;

- экспериментирование;

- составление узоров на песке;

- создание картин на песке

- создание песочных композиций.

Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций,  инсценировка, элементы театрализации);

3. Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием  арт-терапии:

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием  дидактического  материала ( камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные  следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание  «песочной сказки»

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем  пальчиком  картинку.

6. Конструирование  из песка.

Этапы проекта:

  1 этап -

(организационный)

поисково-теоретический

(сентябрь)

• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме

• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,

• Подбор необходимого дидактического инструментария.

2 этап - творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия.).

реализация проекта

( декабрь - апрель)

3 этап - заключительный ( обобщение результатов работы).

(аналитический)

(май)

• Подведение итогов и анализ результатов проекта

• Обработка и обобщение полученных данных

Перспективный план работы

по проекту «Волшебный песок»  

Сроки

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь

Разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта      

Воспитатели

Обзор методической литературы и дидактических пособий

Воспитатели

Создание картотеки игр в педагогической песочнице

Воспитатели

Октябрь - Апрель

Познавательно исследовательская деятельность: опыт с лупой «Откуда берется песок», «Из чего состоит песок»

Воспитатели, дети

Наблюдение  за песком:  Игра «Волшебная страна»

Воспитатели, дети

Игра-занятие с планшетом для рисования песком: «В  гостях  у сказки»

Воспитатели, дети

Демонстрация коллекции игрушек: «Сказочная коллекция»

Воспитатели, дети

Опыты «Легко ли сыплется песок», «Куда исчезла вода»

Воспитатели, дети

Конкурс  поделок из песка (в групповой песочнице): «Песочный город»

Воспитатели, дети

Сюжетная игра  (в групповой песочнице) «Песочное угощение»

Воспитатели, дети

Игра-упражнение с планшетом для рисования песком: «Рисуем  на песке»

Воспитатели, дети

Игра-забава (в групповой песочнице) «Найди предмет»

Воспитатели, дети

Сюжетная игра  «Норки для мышат»

Воспитатели, дети

Игра-упражнение «Узоры на песке»

Воспитатели, дети

Опыт «Мокрый песок принимает нужную нам форму»

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы: чтение стихов и загадок о песке

Воспитатели, дети

Конструирование из песка «Сказочный городок»

Воспитатели, дети

Игра - забава «Найди сюрприз»

Воспитатели, дети

Игра-упражнение «Необыкновенные следы»

Воспитатели, дети

Игра-упражнение «Мои  мечты»

Воспитатели, дети

Май

Фотовыставка продуктов проектной деятельности

Воспитатели

Презентация проекта

Воспитатели

Итоговое мероприятие «Выставка картин «Песочная фантазия»

Воспитатели, дети

Работа с родителями по проекту «Волшебный песок»

Сроки

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь

Консультация для родителей «Песочная терапия в    развитии детей дошкольного возраста»

Воспитатели

Подбор и изготовление атрибутов и пособий  

Воспитатели, родители

Знакомство с правилами игры с песком

Воспитатели, родители

Приобретение планшетов для рисования песком

Воспитатели, родители

Октябрь

Консультация для родителей

«Игры детей с песком»

Воспитатели

Ноябрь

Папка-передвижка «Игры с песком»

Воспитатели

Консультация для родителей

«Рисуем песком»

Воспитатели

Декабрь

Фотовыставка продуктов проектной деятельности

Воспитатели, дети

Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)»

Воспитатели

Январь

Консультация для родителей «Значение игр с песком для развития детей»

Воспитатели, дети

Март

Фотовыставка продуктов проектной деятельности

Воспитатели, дети

Апрель

Презентация проекта

Воспитатели, дети

Май

 Выставка картин «Песочная фантазия»

Воспитатели, дети

Литература

 

1.     Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

2.     Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52          

3. .Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010

4.     Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

5.     Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.

6.     Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.

7.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993

8.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.

9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005

Интернет ресурсы

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-znachenie-igr-s-peskom-dlya-razvitiya-detej-4361537.html

https://detskiy-sad.com/igry-s-peskom-dlya-detej-papka-peredvizhka

https://znanio.ru/media/programma-zanyatij-po-pesochnoj-terapii-dlya-detej-5-7-let-2623982

https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-roditelyami/konsultazii-psichologa-dlya-roditeley/564-konsultaziya-roditelyam-pesochnaya-igrovaya-technologiya-sendplay

https://infourok.ru/proekt-volshebniy-pesochek-po-obespecheniyu-uspeshnoy-socialnoy-adaptacii-doshkolnikov-cherez-vnedrenie-elementov-pesochnoy-igro-3962922.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Проект «Путешествие в  песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Тематическая консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии»

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Личность дошкольника формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим ...