Педагогический проект «Волшебный песок» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ЗПР»)
проект (старшая группа)
Педагогический проект
«Волшебный песок»
(«Песочная терапия в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста с ЗПР»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_pesok_sobolek.docx | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено:
на Педагогическом Совете № 1
от «30» августа 2023г.
Протокол № 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»
Педагогический проект
«Волшебный песок»
(«Песочная терапия в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста с ЗПР»)
Сфера реализации проекта: воспитательно-образовательный процесс и свободная деятельность детей в разновозрастной группе «Соболёк» компенсирующей направленности, дети с ЗПР.
Авторы проекта:
Мальцева Ю. В.
Гусевская Н. П.
База проекта:
Воспитанники группы «Соболёк».
Воспитатели группы «Соболёк».
Родители воспитанников группы «Соболёк».
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 – май 2024 г.
г. Шарыпово, 2023 г.
Пояснительная записка
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка. Терапия (синоним лечение) - это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Актуальность
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель проекта: развитие творческих способностей детей через использование метода песочной терапии.
Задачи проекта:
1. Познакомить со свойствами песка.
2. Развивать познавательные способности в играх с песком, формировать элементарные исследовательские умения.
3. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.
6. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
7. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Тип проекта: долгосрочный, обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: сентябрь 2023г – май 2024г.
Проблема: особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке. На основании возникшей проблемной ситуации мы решили, приступить к разработке и реализации данного проекта.
Новизна проекта: приобретение в группу планшетов с подсветкой для рисования песком.
Ожидаемый результат
1. Дети узнают о значение песка в жизни всех живых объектов природы и его свойства.
2. Научатся проводить простейшие опыты, исследования.
3. Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.
4. Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми.
5. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.
6. Сформировано стремление к исследованию объектов природы, умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Значительно повышен уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная, конструктивная, музыкальная деятельность.
Работа с детьми:
- организованная образовательная деятельность с детьми;
- подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
- согласие и желание ребенка.
- специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
- у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Виды работы в педагогической песочнице:
- конструирование из песка;
- рисование песком и на песке;
- экспериментирование;
- составление узоров на песке;
- создание картин на песке
- создание песочных композиций.
Методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии:
1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала ( камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».
4. Рассказывание «песочной сказки»
5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.
6. Конструирование из песка.
Этапы проекта:
1 этап -
(организационный)
поисково-теоретический
(сентябрь)
• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,
• Подбор необходимого дидактического инструментария.
2 этап - творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия.).
реализация проекта
( декабрь - апрель)
3 этап - заключительный ( обобщение результатов работы).
(аналитический)
(май)
• Подведение итогов и анализ результатов проекта
• Обработка и обобщение полученных данных
Перспективный план работы
по проекту «Волшебный песок»
Сроки | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь | Разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта | Воспитатели |
Обзор методической литературы и дидактических пособий | Воспитатели | |
Создание картотеки игр в педагогической песочнице | Воспитатели | |
Октябрь - Апрель | Познавательно исследовательская деятельность: опыт с лупой «Откуда берется песок», «Из чего состоит песок» | Воспитатели, дети |
Наблюдение за песком: Игра «Волшебная страна» | Воспитатели, дети | |
Игра-занятие с планшетом для рисования песком: «В гостях у сказки» | Воспитатели, дети | |
Демонстрация коллекции игрушек: «Сказочная коллекция» | Воспитатели, дети | |
Опыты «Легко ли сыплется песок», «Куда исчезла вода» | Воспитатели, дети | |
Конкурс поделок из песка (в групповой песочнице): «Песочный город» | Воспитатели, дети | |
Сюжетная игра (в групповой песочнице) «Песочное угощение» | Воспитатели, дети | |
Игра-упражнение с планшетом для рисования песком: «Рисуем на песке» | Воспитатели, дети | |
Игра-забава (в групповой песочнице) «Найди предмет» | Воспитатели, дети | |
Сюжетная игра «Норки для мышат» | Воспитатели, дети | |
Игра-упражнение «Узоры на песке» | Воспитатели, дети | |
Опыт «Мокрый песок принимает нужную нам форму» | Воспитатели, дети | |
Чтение художественной литературы: чтение стихов и загадок о песке | Воспитатели, дети | |
Конструирование из песка «Сказочный городок» | Воспитатели, дети | |
Игра - забава «Найди сюрприз» | Воспитатели, дети | |
Игра-упражнение «Необыкновенные следы» | Воспитатели, дети | |
Игра-упражнение «Мои мечты» | Воспитатели, дети | |
Май | Фотовыставка продуктов проектной деятельности | Воспитатели |
Презентация проекта | Воспитатели | |
Итоговое мероприятие «Выставка картин «Песочная фантазия» | Воспитатели, дети |
Работа с родителями по проекту «Волшебный песок»
Сроки | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь | Консультация для родителей «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста» | Воспитатели |
Подбор и изготовление атрибутов и пособий | Воспитатели, родители | |
Знакомство с правилами игры с песком | Воспитатели, родители | |
Приобретение планшетов для рисования песком | Воспитатели, родители | |
Октябрь | Консультация для родителей «Игры детей с песком» | Воспитатели |
Ноябрь | Папка-передвижка «Игры с песком» | Воспитатели |
Консультация для родителей «Рисуем песком» | Воспитатели | |
Декабрь | Фотовыставка продуктов проектной деятельности | Воспитатели, дети |
Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)» | Воспитатели | |
Январь | Консультация для родителей «Значение игр с песком для развития детей» | Воспитатели, дети |
Март | Фотовыставка продуктов проектной деятельности | Воспитатели, дети |
Апрель | Презентация проекта | Воспитатели, дети |
Май | Выставка картин «Песочная фантазия» | Воспитатели, дети |
Литература
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия
2. Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52
3. .Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
5. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.
6. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.
7.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993
8.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
Интернет ресурсы
https://detskiy-sad.com/igry-s-peskom-dlya-detej-papka-peredvizhka
https://znanio.ru/media/programma-zanyatij-po-pesochnoj-terapii-dlya-detej-5-7-let-2623982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Проект «Путешествие в песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...
Педагогический проект "Песочная терапия в развитии психических процессов детей дошкольного возраста"
В этой статье описывается работа над проектом....
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
Тематическая консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии»
Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Личность дошкольника формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим ...