Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе квест-игры"
статья

Оболдина Наталья Владимировна

В статье представлен инновационный опыт использования технологии квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: квест-игра, духовно-нравственное воспитание

 

Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест-игра. Ее основу составляют задания, для выполнения которых необходимо что-то разыскать (предмет, подсказку, сообщение), чтобы двигаться дальше. Основные задания квест-игры – это головоломки и задачи, требующие от детей сообразительности и скорости принятия решения. Квест-игра состоит из трех важных этапов: получение задания, его выполнение, награждение [1].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в процессе квест-игры

Н.В. Оболдина, М.Ю. Кузнецова,  Санкт-Петербург

В статье представлен инновационный опыт использования технологии квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: квест-игра, духовно-нравственное воспитание

Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест-игра. Ее основу составляют задания, для выполнения которых необходимо что-то разыскать (предмет, подсказку, сообщение), чтобы двигаться дальше. Основные задания квест-игры – это головоломки и задачи, требующие от детей сообразительности и скорости принятия решения. Квест-игра состоит из трех важных этапов: получение задания, его выполнение, награждение [1].

Технология квест-игры активно применяется для решения задач познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей. В практике духовно-нравственного воспитания широкие возможности квест-игры используются редко. В детском саду № 73 Санкт-Петербурга, где духовно – нравственное воспитание детей является одним из приоритетных, разрабатываются и реализуются квест-игры именно этой целевой направленности. Основу данного опыта составила идея о том, что наполнение квест-игры духовно-нравственным содержанием, связанным с представлениями о традициях и обычаях нашего народа, малой Родине, социокультурных ценностях, предоставляет большие возможности и детям, и взрослым почувствовать свою сопричастность с историей и реалиями своей Родины.

Для реализации квест-игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников были определены цели, задачи и прогнозируемые результаты, пересмотрены и внесены коррективы в содержание непосредственной образовательной деятельности. Квест-игры были разработаны командой воспитателей и специалистов, кроме того, в подготовке реквизитов приняли участие родители и дети.

Квест-игры «Яблочный спас», «Масленица», «Жаворонки» направлены на формирование у детей интереса к отечественным праздникам, традициям и обычаям.

Квест-игра «Волшебный сундук» предназначена для формирования у детей интереса к русским народным сказкам.

Квест-игры «Летний сад», «Достопримечательности Санкт-Петербурга» и «Мосты в нашем городе» предусматривают формирование у детей представлений о малой Родине. Особенностью двух последних квест-игр является то, что в них участвуют дети совместно с родителями. Данные квест-игры – одно из средств объединения семьи через совместную познавательную деятельность.

Модель проведения квест-игр представлена сценариями http://ds73.my1.ru/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-77. Так, например, модель «Сценический план проведения квест-игры «Жаворонки» включает характеристику цели, задач, необходимых реквизитов и хода игры – его этапов и заданий, выполняемых детьми на каждом из них.

Цель: формирование интереса к отечественным традициям.

Задачи:

  • формирование представлений: о празднике «Жаворонки», обрядах, произведениях устного народного фольклора (сказках, играх, закличках, пословицах, поговорках, загадках, приметах), предметах народного быта, символике растений;
  • развитие опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • развитие эмоциональной сферы.

Реквизиты: костюм Весны, костюм Маланьи, клубок, записки с заданиями, готовое солёное тесто в отдельных контейнерах, испеченные жаворонки с сюрпризом. Макеты продуктов (мука, яйцо, молоко, соль, сахар, дрожжи), макет печки, дрова, колоски, зерно пшеницы и семена подсолнуха, игрушка курочка. Картинки: сапоги – скороходы, ковёр – самолёт, гуси – лебеди, ступа. Кроссворд, ребусы, фишки.

Ход квест-игры включает три этапа.

Первый этап – самоопределение детей к деятельности. Дети знакомятся с Маланьей, которая им рассказывает о древнем славянском празднике «Жаворонки» и просит помочь найти продукты для изготовления жаворонков, печенья в виде птиц, без которых весны будет не дождаться.

Чтобы начинать искать продукты, детям нужно приобрести помощника (волшебный клубочек), выполнив задание: назвать сказки, в которых он встречается.

Второй этап - последовательное выполнение заданий, в ходе которых создаются условия для развития детей в соответствии с целью и задачами.

Формирование представления о загадках осуществляется в ходе выполнения первого («отгадать загадки») и четвертого («решить кроссворд») заданий.

Знакомство с символикой растений в отечественных традициях предусматривается при выполнении второго задания («найти лишнее зерно»).

Представление о сказках формируется в ходе выполнения третьего «назвать предмет, который разбила мышка из русской народной сказки» и шестого «назвать волшебные предметы из сказок» заданий.

На знакомство с предметами народного быта направлены четвертое («решить кроссворд») и пятое («отгадать ребус») задания.

Формирование представления о русской народной игре происходит при выполнении седьмого («составить из кубиков слово») и восьмого («сложить костер, вокруг которого сыграть в игру «У Маланьи у старушки») заданий. При выполнении этих заданий также реализуется задача развития опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Далее, слушая рассказ Маланьи о празднике, изготавливая «жаворонков», выучивая закличку и встречая весну (играя с ней в хоровод-игру «Ручеек»), знакомясь с приметами о весне и обрядовым деревом, дети получают представление о народных праздниках и конкретный опыт празднования.

Третий этап – включение детей в эмоциональную рефлексию своих впечатлений: «Возьмите по одной ленточке, цвет которой отразит ваше настроение от сегодняшнего праздника, и украсьте наше дерево. Угощайтесь да нас вспоминайте».

Анализ опыта использования квест-игр и результатов мониторинга позволяет сделать вывод об эффективности их применения для духовно-нравственного воспитания дошкольников. К основным планируемым эффектам можно отнести следующие:

  1. формирование у детей:
  • представлений об отечественных праздниках, традициях и обычаях, о малой Родине, социокультурных ценностях;
  • опыта общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  1. повышение профессионального уровня педагогов:
  • освоение идей «педагогики сотрудничества;
  • совершенствование опыта в организации совместной работы с другими специалистами дошкольного учреждения (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, учитель логопед) для решения образовательных задач;
  • актуализация мотивов к освоению и применению новых образовательных технологий;
  1. развитие предметно-развивающей среды ДОУ.

Реализовать разработанные квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей может любое дошкольное образовательное учреждение, это не требует серьезных вложений. Использование квест-игр эффективно и способно объединить всех участников образовательного процесса в творческий коллектив единомышленников.

Список литературы

  1. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  2. Квесты для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/05/sozdanie-kvest-igry-kvest-skazki-dlya-uchashchihsya.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра – эффективный способ взаимодействия всех участников образовательного процесса

Современный мир с большой скоростью ежедневно меняется - необходимо успевать за этими изменениями! Соответствовать запросу современного общества: быть уникальным, уверенным, настойчивым в достижении ж...

Квест – игра по ПДД как способ активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

В данной статье  рассматривается ценность квест-игры как развивающего мероприятияпо закреплению правил дорожного движения, так как нацелена она на развитие самостоятельности ребенка, поисковой ак...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.Задачи:1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошко...

Инновационный проект ««Квест - игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»

         Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это...

«Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

В  связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Образовательная деятельность в формате квест замечательн...

конспект НОД по музыкальному воспитанию в форме квест игры "Осенние задания" для детей старшей группы

Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей старшей группы "Осенние задания". Проводится в форме квест игры. Дети ищут подсказки и выполняют задания Осени, чтобы найти части ключа и со...

Методическая разработка Здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест -игра.

В методической разработке представлена здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест- игра. Рассматриваются виды квестов, принципы проведения квестов, идеи квестов ...