Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе квест-игры"
статья
В статье представлен инновационный опыт использования технологии квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: квест-игра, духовно-нравственное воспитание
Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест-игра. Ее основу составляют задания, для выполнения которых необходимо что-то разыскать (предмет, подсказку, сообщение), чтобы двигаться дальше. Основные задания квест-игры – это головоломки и задачи, требующие от детей сообразительности и скорости принятия решения. Квест-игра состоит из трех важных этапов: получение задания, его выполнение, награждение [1].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в процессе квест-игры
Н.В. Оболдина, М.Ю. Кузнецова, Санкт-Петербург
В статье представлен инновационный опыт использования технологии квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: квест-игра, духовно-нравственное воспитание
Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест-игра. Ее основу составляют задания, для выполнения которых необходимо что-то разыскать (предмет, подсказку, сообщение), чтобы двигаться дальше. Основные задания квест-игры – это головоломки и задачи, требующие от детей сообразительности и скорости принятия решения. Квест-игра состоит из трех важных этапов: получение задания, его выполнение, награждение [1].
Технология квест-игры активно применяется для решения задач познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей. В практике духовно-нравственного воспитания широкие возможности квест-игры используются редко. В детском саду № 73 Санкт-Петербурга, где духовно – нравственное воспитание детей является одним из приоритетных, разрабатываются и реализуются квест-игры именно этой целевой направленности. Основу данного опыта составила идея о том, что наполнение квест-игры духовно-нравственным содержанием, связанным с представлениями о традициях и обычаях нашего народа, малой Родине, социокультурных ценностях, предоставляет большие возможности и детям, и взрослым почувствовать свою сопричастность с историей и реалиями своей Родины.
Для реализации квест-игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников были определены цели, задачи и прогнозируемые результаты, пересмотрены и внесены коррективы в содержание непосредственной образовательной деятельности. Квест-игры были разработаны командой воспитателей и специалистов, кроме того, в подготовке реквизитов приняли участие родители и дети.
Квест-игры «Яблочный спас», «Масленица», «Жаворонки» направлены на формирование у детей интереса к отечественным праздникам, традициям и обычаям.
Квест-игра «Волшебный сундук» предназначена для формирования у детей интереса к русским народным сказкам.
Квест-игры «Летний сад», «Достопримечательности Санкт-Петербурга» и «Мосты в нашем городе» предусматривают формирование у детей представлений о малой Родине. Особенностью двух последних квест-игр является то, что в них участвуют дети совместно с родителями. Данные квест-игры – одно из средств объединения семьи через совместную познавательную деятельность.
Модель проведения квест-игр представлена сценариями http://ds73.my1.ru/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-77. Так, например, модель «Сценический план проведения квест-игры «Жаворонки» включает характеристику цели, задач, необходимых реквизитов и хода игры – его этапов и заданий, выполняемых детьми на каждом из них.
Цель: формирование интереса к отечественным традициям.
Задачи:
- формирование представлений: о празднике «Жаворонки», обрядах, произведениях устного народного фольклора (сказках, играх, закличках, пословицах, поговорках, загадках, приметах), предметах народного быта, символике растений;
- развитие опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие эмоциональной сферы.
Реквизиты: костюм Весны, костюм Маланьи, клубок, записки с заданиями, готовое солёное тесто в отдельных контейнерах, испеченные жаворонки с сюрпризом. Макеты продуктов (мука, яйцо, молоко, соль, сахар, дрожжи), макет печки, дрова, колоски, зерно пшеницы и семена подсолнуха, игрушка курочка. Картинки: сапоги – скороходы, ковёр – самолёт, гуси – лебеди, ступа. Кроссворд, ребусы, фишки.
Ход квест-игры включает три этапа.
Первый этап – самоопределение детей к деятельности. Дети знакомятся с Маланьей, которая им рассказывает о древнем славянском празднике «Жаворонки» и просит помочь найти продукты для изготовления жаворонков, печенья в виде птиц, без которых весны будет не дождаться.
Чтобы начинать искать продукты, детям нужно приобрести помощника (волшебный клубочек), выполнив задание: назвать сказки, в которых он встречается.
Второй этап - последовательное выполнение заданий, в ходе которых создаются условия для развития детей в соответствии с целью и задачами.
Формирование представления о загадках осуществляется в ходе выполнения первого («отгадать загадки») и четвертого («решить кроссворд») заданий.
Знакомство с символикой растений в отечественных традициях предусматривается при выполнении второго задания («найти лишнее зерно»).
Представление о сказках формируется в ходе выполнения третьего «назвать предмет, который разбила мышка из русской народной сказки» и шестого «назвать волшебные предметы из сказок» заданий.
На знакомство с предметами народного быта направлены четвертое («решить кроссворд») и пятое («отгадать ребус») задания.
Формирование представления о русской народной игре происходит при выполнении седьмого («составить из кубиков слово») и восьмого («сложить костер, вокруг которого сыграть в игру «У Маланьи у старушки») заданий. При выполнении этих заданий также реализуется задача развития опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Далее, слушая рассказ Маланьи о празднике, изготавливая «жаворонков», выучивая закличку и встречая весну (играя с ней в хоровод-игру «Ручеек»), знакомясь с приметами о весне и обрядовым деревом, дети получают представление о народных праздниках и конкретный опыт празднования.
Третий этап – включение детей в эмоциональную рефлексию своих впечатлений: «Возьмите по одной ленточке, цвет которой отразит ваше настроение от сегодняшнего праздника, и украсьте наше дерево. Угощайтесь да нас вспоминайте».
Анализ опыта использования квест-игр и результатов мониторинга позволяет сделать вывод об эффективности их применения для духовно-нравственного воспитания дошкольников. К основным планируемым эффектам можно отнести следующие:
- формирование у детей:
- представлений об отечественных праздниках, традициях и обычаях, о малой Родине, социокультурных ценностях;
- опыта общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- повышение профессионального уровня педагогов:
- освоение идей «педагогики сотрудничества;
- совершенствование опыта в организации совместной работы с другими специалистами дошкольного учреждения (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, учитель логопед) для решения образовательных задач;
- актуализация мотивов к освоению и применению новых образовательных технологий;
- развитие предметно-развивающей среды ДОУ.
Реализовать разработанные квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей может любое дошкольное образовательное учреждение, это не требует серьезных вложений. Использование квест-игр эффективно и способно объединить всех участников образовательного процесса в творческий коллектив единомышленников.
Список литературы
- Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
- Квесты для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/05/sozdanie-kvest-igry-kvest-skazki-dlya-uchashchihsya.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-738690-1491381997.jpg)
Квест-игра – эффективный способ взаимодействия всех участников образовательного процесса
Современный мир с большой скоростью ежедневно меняется - необходимо успевать за этими изменениями! Соответствовать запросу современного общества: быть уникальным, уверенным, настойчивым в достижении ж...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-240152-1365618422.jpg)
Квест – игра по ПДД как способ активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
В данной статье рассматривается ценность квест-игры как развивающего мероприятияпо закреплению правил дорожного движения, так как нацелена она на развитие самостоятельности ребенка, поисковой ак...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1106474-1548200793.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.Задачи:1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005013-1517460819.jpg)
Инновационный проект ««Квест - игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/07/picture-386844-1551935017.jpg)
«Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Образовательная деятельность в формате квест замечательн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-639628-1433247690.jpg)
конспект НОД по музыкальному воспитанию в форме квест игры "Осенние задания" для детей старшей группы
Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей старшей группы "Осенние задания". Проводится в форме квест игры. Дети ищут подсказки и выполняют задания Осени, чтобы найти части ключа и со...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968822-1509863210.jpg)
Методическая разработка Здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест -игра.
В методической разработке представлена здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест- игра. Рассматриваются виды квестов, принципы проведения квестов, идеи квестов ...