«Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
учебно-методический материал
В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Что же такое квест – технология?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО воспитателей подготовительных групп ДОУ
Мастер-класс
Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Воспитатель Моршнева Н.А.
Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест- технологии в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении.
2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест- технологии.
Ход мастер-класса:
В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Что же такое квест – технология?
Само слово произошло от английского Quest (поиск, предмет поисков, поиск приключений) – это вид сюжета: литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Квест дает возможность разнообразить воспитательно- образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Во – первых, квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
Во – вторых, квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Квест – это командная игра, но может быть и одиночной. Идея командной игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в школе.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются
Задачи:
Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие - развитие интереса к предмету, творческих способностей; воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательные - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать принципам. 1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Ожидаемый результат: Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:
1. Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «Реализация Программы прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;
2. Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «Создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка»;
3. Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»
4. Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
Классификация квест- технологий Линейные-игра построена по цепочке– разгадав одно задание, участники получают следующее. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Штурмовые (не линейные)- игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками. Но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевые– представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
По сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно занятие; долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок .
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность
Этапы организации
1 Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя: деление детей на группы;- обсуждение правил квеста; - раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
Этапы игры. Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Практическая часть Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Как- то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее, применяя современные технологии. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО. Стандарт написан, всем на диво. Всё в нём гладко и красиво. Но как его осуществить? Забыли толком объяснить. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Я расскажу тебе о сундуке с тремя замками, в котором находится подсказка о современной технологии, применяя которую можно увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Вот тебе в помощь чудо-чудное – волшебная карта, которая поможет найти сундук. Тебе предстоит выполнить 3 задания. За каждое правильно выполненное задание ты получишь ключ. Если наберёшь 3 ключа, то сможешь открыть все 3 замка и получишь подсказку о современной технологии. Вот моя карта. Я в тебя верю!
А вам хотелось бы отыскать этот сундук? (Да)
Но, чтобы добраться до сундука, нам нужно пройти полосу препятствий по карте ФГОС, т. е. выполнить несколько заданий и получить за правильное их выполнение ключи. Вы готовы? (да)
Давайте рассмотрим карту.
-Куда ведет стрелочка? (прямо к зеленому кружочку) Правильно….
-мы у стола с зеленой фишкой. И здесь нас поджидает задание первого испытания
1 испытание. Ведущий: перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами. Ваша задача: найти в них каждой команде по 8 букв и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали! Вот мы и получили первый ключ. Можно идти дальше.
2Игра-диагностика «Знатоки квест- игры». Нужно взять один билет из пачки с вопросом и дать правильный ответ. Все участники команды могут помогать, подсказывать друг другу.
Перечислите варианты для составления маршрута в квест- игре?
Какими бывают квесты по продолжительности?
(Кратковременные или долгосрочные)
Перечислите виды квестов по методу прохождения
(Линейный, штурмовой (не линейный, кольцевой).
Вот мы и получили второй ключ. Можно идти дальше.
Сколько нам ключей нужно найти, чтобы открыть сундук?
Куда же нам идти дальше? (к столу с желтой фишкой)
Итак, перед нами последнее задание.
3 испытание названия принципов и их значения перепутаны. Нужно соединить их.) Ну вот, получили третий ключ.
Итак, сколько у нас ключей? (три).
А где же сундук с современной технологией? Давайте его поищем. (находят сундук) Все препятствия преодолели и заветный сундук получили.
(по желанию открывают каждый замок. В сундуке буклеты «квест-игра в ДОУ»)
Итог. Понравилось вам занятие? - Как вы думаете, все справились с заданиями?
- Кому что-то показалось трудным? А что показалось легким?
-как вы думаете, почему нам удалось найти сундук?
Нам осталось позвонить ФГОС и сказать, что мы нашли его сундук с тремя замками с подсказками о современной технологии «Квест- игра». И обязательно будем применять это на практике. Притча
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
- Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
Спасибо за участие!
Рефлексия «Наполни бочонок»
Наш мастер- класс подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность. Нам очень важно знать ваше мнение, а помогут нам в этом жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников мастер- класса.)
Если вам понравился мастер-класс – «добавьте ложку меда» (желтый жетон).
Если не понравился «добавьте ложку дегтя» (жетон красного цвета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий и методик в учебно-воспитательном процессе
Инновационная деятельность педагога...
МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.Задачи:1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошко...
Инновационный проект ««Квест - игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это...
Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ....
Чать опыта работы - мастер класс на тему «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест технологии в условиях реализации ФГОС ДО Задачи: 1. Формирование представления о Квест - технологии в детском саду. 2. Практич...
«Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
мастер класс...
Мастер - класс для педагогов : «Квест-игра - как образовательная технология и применение ее в работе с детьми дошкольного возраста».
Материал по обобщению опыта работы мастер – класс: «Квест-игра - как образовательная технология и применение ее в работе с детьми дошкольного возраста» представлен педаго...