Методическая разработка Здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест -игра.
методическая разработка (подготовительная группа)

Ольга Анатольевна Джура

В методической разработке представлена здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест- игра. Рассматриваются виды квестов, принципы проведения квестов, идеи квестов для дошкольников,  особенности квеста,  цели и задачи, которые реализуются при проведении квеста, этапы подготовки к квесту, преимущества квеста перед другими технологиями. Предлагается конспект НОД в нетрадиционной форме- Квест- игры для детей подготовительной группы. Методическая разработка рекомендована воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx85.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение центр раннего развития детский сад № 11 Лесозаводского городского округа

Методическая разработка

Здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ-

квест -игра.

Автор: Джура

Ольга Анатольевна

Воспитатель

2020 г.


Аннотация

В методической разработке представлена здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест- игра. Рассматриваются виды квестов, принципы проведения квестов, идеи квестов для дошкольников, особенности квеста, цели и задачи, которые реализуются при проведении квеста, этапы подготовки к квесту, преимущества квеста перед другими технологиями. Предлагается конспект НОД в нетрадиционной форме- Квест- игры для детей подготовительной группы. Методическая разработка рекомендована воспитателям ДОУ.


Введение

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоение им других ценностей физической культуры. Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Физическое развитие».

В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые.

Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.


Глава 1

Тема методической разработки- здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест -игра. Для начала необходимо разобраться- что же такое «технология»?

Термин «технология» в педагогике - это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.

Технологии, используемые в работе с детьми-

здоровьесберегающие технологии-технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
игровая технология- обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В нашей квест- игре объединены сразу две технологии- здоровьесберегающая и игровая.

Рассмотрим понятие КВЕСТ. В переводе с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает опеределённый сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.

Квест или приключенческая игра— один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Квесты могут проводится среди подростоков, взрослых, работников офиса, учителей, студентов, менеджеров-людей любого возраста и профессии. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Участники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, они получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников и взрослых, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).

Виды квестов:

Линейный- решение одной задачи дает возможность решать следующую.

Штурмовые- с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задач.

Кольцевые- по сути тот же линейный квест, только для нескольких команд, стартующих из разных точек.

В последние годы эта технология квест -игры вызывает интерес в среде специалистов дошкольного образования. В практике физического воспитания данная игровая технология используется довольно редко, эпизодически и фрагментарно.

Действительно ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а такой, как единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Таким связующим компонентом и является ИГРА. Т.к. специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок, а ведущим видом деятельности для его развития и саморазвития является игровая деятельность. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест – игр.

В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.

Во время предварительной работы детям необходимо решать задачи-загадки о нравственных качествах человека, о дружбе и взаимопомощи и тут же реализовывать их на практике. Содержание подготовительных к игре бесед и рассматривание иллюстрации о морях и океанах, мореплавателях, чтение приключенческих рассказов способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир приключений. Первые задания всегда интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов.

При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно сложив фото - пазлы, получают подсказку и видят, куда направится их команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка (спортивный зал или бассейн), где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на «мачту корабля», побывать в гостях у «Мудреца» и решить задачу подсказку и т.д. за что получают поощрительные жетоны. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задачи (например: отгадав загадку, нужно пролезть через «паутину» и снять с нее правильную отгадку, загаданную старцем Фуро).

Один из этапов может быть музыкальный зал, где дети могут выполнить задания с музыкальным сопровождением и использованием интерактивной доски; преодолеть страх и «вытащить из-под покрывала записку, которая находится в одной емкости с разными насекомыми и гадами). Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками.

Процесс интеграции также присутствует в квест – играх. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.


Глава 2

Идеи квестов для дошкольников

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для таких малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису.

Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские квесты.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ КВЕСТ БЫЛ увлекательным, и в то же время обучающим, чтобы задействовать всех участников, дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе её проведения.

Принципы организации квестов

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

  • все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
  • в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
  • задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
  • дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
  • следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
  • роль педагога в игре — направлять детей, подводить на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
  • Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; паззлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты

Этапы подготовки к квест-игре

При подготовке организатор учитывает :

Цели и задачи квеста- целевая аудитория и количество участников- сюжет и форма квеста- сценарий- пространство и ресурсы- количество помощников- организаторов- назначить дату- заинтриговать участников. Самое главное- заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых. Поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнёрами и активными участниками, т.к. это является одной из главных задач , которая прописана в законе об образовании и ФГОС ДОУ.

Как и любая технология, квест имеет свою структуру. Структура квест- игры: введение, сюжет, роли, задания, этапы, вопросы, ролевые задания, порядок выполнения, бонусы, штрафы, оценка, итоги, приз.

(задание для участников). + проверка результатов

Квест «Тайна здоровья»

Цели

  • создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.
  • формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;

Задачи

Образовательная

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать чувство юмора, воображение, смекалку
  • Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.

Коррекционная

  • Способствовать сплочению детей в коллективе
  • Способствовать развитию внимания, координационных способностей

Воспитательная

  • Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

Ход игры

Приветствие детей! Объяснить смысл игры, выбрать капитана и место для хранения частей карты.

Смысл игры: выполнить все задания, найти кусочки карты, по карте найти клад, спятанный в спортивном зале.

  1. Разминка песни-танцы

Детям дается задание выбрать и спеть куплет песни, придумать движения 4 или 8 счетов-всем вместе спеть и станцевать. Выполнив задание они получают кусок карты

  1. Кис-мяу-гав

Дети получают бумажки со звуками, закрывают глаза и ищут свою пару

(инвентарь: записки со звуками) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Достань и разгадай

Дети выполняют эстафету: прыжки на фитболе, затем срывает один шарик и прыгает с ним обратно к команде, лопает шарик и все вместе разгадывают загадку. ( инвентарь: фитбол, шарик внутри загадки ) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Крокодил

Дети по очереди без слов показывают спортсмена, все отгадывают ( инвентарь: бумажки-спортсмены) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Художники

Дети выполняют эстафету: обводка змейкой фишек, ведя мяч хоккейной клюшкой и каждый рисует элемент картинки. Тема картинки задается: спортсмен с утра на зарядке. ( инвентарь: фишки, клюшки мяч, карандаш, бумага ) . Выполнив задание получают кусок карты

  1. Собери подсказку

Выполнение эстафеты, ведение мяча одной рукой, отбивая от пола, взять бумажку, обратно бег, мяч в руках. ( инвентарь: мяч, буквы) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Собрать пазл карту, найти клад

Вывод

Можно сделать следующие выводы: ловкость, быстрота реакции, выносливость, эмоциональный подъем, легко преодолеваемые физические нагрузки наряду с развитием воображения и пространственного мышления, это всё результат внедрения в воспитательно – образовательный процесс игровой квест – технологии, а также формируются основные качества для последующего обучения в школе — это самоанализ и самооценка. После каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде, командные действия и планирует, и прогнозирует результат дальнейших игр, вместе с педагогом – наставником. Ребёнок учится проводить самоанализ своих физических возможностей качеств, умений и навыков, планирует вместе с педагогом наставником тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата: выносливости, быстроты, силы или координации.

Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Т.е. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


Список использованных источников:

  1. #1044;митриева Е.В. «Квест – как одна из деятельностных форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»
  2. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Приложеине 1

Материалы к Квест-игре

Кис- кис кис – кис

Гав – гав гав – гав

Мяу – мяу мяу – мяу

Кря – кря кря – кря

Хрю – хрю хрю – хрю

Ква – ква ква – ква

Му – му му – му

Чик – чирик чик – чирик

Иго – го иго – го

Футболист Баскетболист

Танцор Лыжник

Пловец Велосипедист

Фигурист Боксёр

Каратист Штангист

С п о р т с м е н


ЗАГАДКИ

Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Чёрный пояс нужен мне,
Ведь люблю я …

***

Нам вчера в спортивном зале
Класс девчонки показали.
Вряд ли кто-то из ребят
Так же сядет на …

***

Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!

***

Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...

***

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь,

Ну, конечно – это ...

***

На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ...

***

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие ...

***

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

***

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это ...

***

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота, через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в ...

***

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой.

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы ...

***

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.

***

Ему бассейн так приглянулся –

Он тут же в воду бултыхнулся,

Помчался стилем баттерфляй,

Теперь спортсмена отгадай

***

В трусах и в тёплых варежках

Дерутся два товарища

***

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети.

***

Болеть мне некогда, друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье…

***

Лента, мяч, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам...



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии с детьми в группах с ЗПР"

Самое прекрасное - есть жизнь, и всё крсивое в человеке немыслемо без здоровья. П. И. Иванова...

Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ"

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе мод...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ)....

Методическая разработка здоровьесберегающие технологии 1 младшая группа

Здоровый малыш-радость в семье.Сформировать первые понятия о своем теле организма. Помочь детям осознать себя как человека, находить общее с другими людьми. Воспитывать интерес к своему телу....

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только чрезвычайно актуальной, но и глобальной, общечеловеческой и даже планетарной. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным...