Самоанализ по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
материал
Самоанализ по теме самообразования "Приобщение к истокам русской народной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 78.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»
К.Д.Ушинский
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Как писал К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли, ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, только в них он слышал характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя.
По словам А.В. Запорожца, патриотические чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
По мнению Е.И.Тихеевой, только при приобщении ребёнка к народной культуре, происходит развитие речи и образного мышления. Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина видят в нём источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребёнка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л.Князева, Т.С.Комарова, М.Д.Маханёва, А.П.Усова и др.
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что дети, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Одним из принципов ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Так я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.
Поэтому цель моей работы: приобщение детей к истокам русской народной культуры, с использованием интегрированного подхода в образовательной деятельности.
Исходя их данной цели, определились с задачами:
- Формировать развивающую предметно – пространственную среду как условие для приобщения детей к народной культуре.
- Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, знакомить с произведениями русского народного искусства.
- Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, играм и праздникам.
- Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через приобщение к истокам русской народной культуры.
Для реализации задач разработала тематическое планирование по разделам.
Одним их моих вдохновителей в приобщении детей дошкольного возраста народной культуре стала замечательный учёный Татьяна Александровна Пигилова. Теоретическая концепция Т.А.Пигиловой привлекает своей чёткостью, логической выстроеннностью, простотой и жизнеспособностью.
Для моей работы я изучила следующие методические пособия: Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»; Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры»; Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду»; Тарановская Н.В. «Русская народная игрушка»; Разина Т.М. «Русское народное творчество». Своей настольной книгой, я считаю программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакций М.Д. Маханёвой, О.Л.Князевой. Программа является специализированной и определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д.Лихачёв, И.Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с народной культурой приобщаются к непреходящим человеческим ценностям.
Одним из условий успешного решения задач по приобщению детей к народной культуре является создание в группе предметно-пространственной развивающей среды. Ведь предметы, которые окружают ребенка, должны воспитывать в нем чувство красоты, любознательность. Дети с самого детства должны понять, что эти предметы – часть великого русского народа. С этой целью подобран материал для оборудования трансформируемых уголков: народной старины «Русская изба», ряжения, оборудованы центры: народно-прикладного искусства, речевого развития «Фольклор для малышей», народных музыкальных инструментов. Собран материал: библиотечка с русскими народными сказками, картотека народных подвижных игр, фонотека народного фольклора, различные виды театров, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки. Имеются альбомы, фото - альбомы, папки, папки-передвижки, методические разработки календарно-обрядовых праздников. Сшиты костюмы для инсценирования русских народных сказок, атрибуты для народных игр. (Приложение №1).
Знакомить детей с фольклором начинаю с младшего возраста. (Приложение №2). Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
Использую наглядные средства: игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах. Например: в процессе конструирования вместе с детьми строю домик - избушку, обыгрывая ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываю потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Во время утренней гимнастики, мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Соне личико». Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Ванечка, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую», а так же при засыпании и после дневного сна. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте наряду с усложением «малых форм», большое место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам.
Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям. Эмоционально – чувственный опыт детей хорошо раскрывается в театрализованной деятельности. В нашем саду каждый год традиционно проходит театральный фестиваль, где дети могут продемонстрировать полученные навыки. С детьми были поставлены музыкально - театрализованные представления по русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Колобок», «Снегурочка», «Волк и семеро козлят», а также по авторским сказкам «Сказка о глупом мышонке», «Под грибом». Использовали сказки зарубежных авторов: «Золушка», «Красная шапочка» Ш. Перро (Приложение №3).
Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев, к народным промыслам. Накоплен опыт работы с Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписью. Мною разработаны конспекты интегрированных занятий по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством России. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, на занятиях по росписи применяю нетрадиционные методики рисования. (Приложение №4).
В группе оборудован уголок, в котором есть: альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, филимоновские свистульки, матрёшки, куклы в русских костюмах, изделия декоративно-прикладного творчества. Много игрушек дети изготовили своими руками.
Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в дидактические игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы», «Дорисуй узор», «Найди отличия». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских и филимоновских игрушек, а затем раскрашивать их.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Мною разработана картотека народных игр для детей по возрастам, система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм, консультации для родителей и педагогов. У детей есть любимые игры, в которые они любят играть: «Дударь», «Гори, гори ясно», «Плетень», «Весёлый бубен», «Карусель» (Приложение №5).
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Дети очень любят принимать участие в подобных мероприятиях, которые несут им огромный заряд энергии, эмоционального восторга, надолго запоминающихся впечатлений. Отмечаем с дошкольниками такие народные праздники как «Покров», «Святки», «Встреча Масленицы», «Пасха», «Троица» (Приложение №6).
Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более пяти лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Одной из форм работы в этом направлении стала работа над речевым проектом «Богатыри земли русской». Работа над проектом детей очень заинтересовала. Они узнали много полезного и удивительного о богатырях при просмотре презентаций, чтении литературы и т.д. Проведя такую большую работу, мы убедились, что дети нашей группы узнали о жизни былинных героев, вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Итогом проекта стало создание мультфильма по мотивам русского народного эпоса «Исцеление Ильи Муромца». ( Приложение №7)
Большое внимание уделяю физическому развитию и здоровью детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Поэтому в своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, т.е. создаю условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это обязательные физминутки на основе потешек, народные подвижные игры, проведение праздников и развлечений, на которых дети проявляют большую активность, самостоятельность, инициативу в действиях, использую «активные» методы обучения.
В своей работе широко использую ИКТ. Ежедневно с детьми просматриваем огромное количество презентаций, видеофильмов, мультфильмов, играем в интерактивные игры.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог. В своей работе использую следующие методы:
- информационно – рецептивный (демонстрация и рассматривание иллюстраций и картин, различные наблюдения, образец и показ воспитателем способов действий);
- словесный (читаем, заучиваем наизусть, беседуем, придумываем новое окончание сказок);
- игровой метод (играем в речевые и музыкальные народные игры, игры-драматизации, дидактические игры, настольно-печатные игры, инсценируем песни);
- исследовательский метод (дети анализируют, делают выводы, обобщения);
- практический метод (дети применяют свои знания и умения во время занятий, на праздниках, в повседневной жизни);
Свою работу с детьми строю на следующих принципах:
Необходимым условием для формирования и развития у детей общественно значимых идеалов и ориентиров является взаимодействие с семьей. Задачи программы глубоки и серьезны, решать их без участия родителей невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряю интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, семейные экскурсии в городской музей, на выставки народных умельцев.
Использую различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ: оформление уголка для родителей, анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы. (Приложение №8).
Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам народной культуры является приоритетным направлением в формировании ценностных ориентаций у дошкольников.
Используя программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакций М.Д. Маханёвой, О.Л.Князевой, я составила вопросы, которые выявляют уровень сформированности представлений у детей о предметах народного быта, праздниках, традициях, видах народно-прикладного искусства, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей, умение самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность. О результативности проведённой работы говорит хорошая позитивная динамика. (Приложение №9).
В итоге сформировалась модель выпускника детского сада:
В современных условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации образования, в первую очередь, необходимо перестроится педагогам: заниматься самообразованием, использовать современные технологии, делиться опытом.
Как педагог дошкольного образования уделяю большое внимание развитию своей профессиональной компетенции. В апреле 2015 года прошла курсы повышения квалификации по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий в ДОО на основе ФГОС ДО» (НИПКиПРО). В мае 2017 года получила диплом о профессиональной подготовке по программе «Воспитание детей дошкольного возраста, разработанной в соответствии с ФГОС и Федеральным законом №273-ФЗ». Кроме того, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение открытых занятий и воспитательных мероприятий моих коллег, участие в мастер-классах, педагогических и методических советах.
Активно принимаю участие в конкурсах, выставках и мероприятиях (Приложение №10). Результаты моей деятельности подтверждены наградами. (Приложение №11).
Воспитанники моей группы периодически учувствуют в конкурсах различного уровня (Приложение №12).
Были проведены открытые занятия по темам: «Дымковские игрушки», «Морозные узоры» (нетрадиционная техника рисования), «Русский костюм – хранитель истории» с показом созданной мною презентации. http://nsportal.ru/сovershenctvo0207@mail/ru
В апреле 2017 года участвовала в работе Районного методического объединения педагогов ДОУ по теме: «Организация работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» в детском саду общеразвивающего вида» и провела открытое занятие по теме «Подготовка дошкольников к обучению грамоте».
Регулярно пишу статьи для газеты, выпускаемой для родителей в детском саду. (Приложение №13).
Являюсь активным участником педагогических интернет – сообществ. Создала свой мини-сайт http://nsportal.ru/сovershenctvo0207@mail/ru в «Социальной сети работников образования», зарегистрирована на сайтах: “Инфоурок», «Maam.ru”, «Netfolio (электронное портфолио педагога)», где имею возможность делиться своим опытом и наработками, а также, черпаю опыт коллег.
В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.
Мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны сохранить и передать детям.
Литература:
1. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
2. Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004
3. Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры» СПб,2005.
4. Усова А.П. « Русское народное творчество в детском саду»- М., 1985
5. Тарановская Н.В. «Русская народная игрушка». М., 2009
6. Разина Т.М. «Русское народное творчество». М.,2001.
7. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками /авт.-сост. О.В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Система работы по воспитанию чувств патриотизма. Подготовительная группа /сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
9. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия /сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель,2009.
10. Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
11. Пугачёва, Н.В., Есаулова, Н.А., Потапова, Н.Н. Календарные и обрядовые праздники для детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Н.В. Пугачёва. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
11. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
13. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. «Управление ДОУ», 2005.
14. Дайн Г. Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...
- Мне нравится (2)