«Программа по нравственно-патриотическому воспитанию» Для детей 6-7 лет.
рабочая программа (подготовительная группа)
Цель и задачи программы.
Цель: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям.
Основные задачи:
Образовательные:
• Формирование любви к родному селу, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитательные:
· Воспитание чувства гордости за своих земляков.
· Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
· Воспитывать толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
· Воспитание уважения к труду;
Развивающие:
· Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
· Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdou.docx | 54.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Программа по нравственно-патриотическому воспитанию»
Для детей 6-7 лет.
Выполнили: Александрова Е.Г.
2016-2017
-Содержание.
- Пояснительная записка___________________________________________________3.
- Новизна программы_________________________________4.
1.2. Актуальнос________________________________________4.
- Педагогическая целесообразность____________________________________5.
- Цель и задачи программы_________________________________________5.
- Принципы и подходы к формированию программы_________________________________________6.
- Особенности данной образовательной программы. ______6.
- Возраст детей участвующих в реализации данной программы.________________________________________7.
- Сроки реализации.__________________________________7.
- Формы и режим занятий____________________________________________7.
1.9.Ожидаемые результаты реализации программы.______________________________________________________7.
2. Содержание программного материала______________________________________________________9
2.2.Формы подведения итогов реализации образовательной программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.__________________________________________________10.
2.3.Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию._______________________________________11.
2.4. Схема взаимодействия
МДОУ "Центр развития ребенка д.с Малета»" с социумом
по реализации программы_______________________________________________________19.
2.5. План работы с родителями._____________________________________________________20.
2.6. Предметно-развивающая среда___________________________________________________________21.
2.7.Технологии______________________________________________22.
2.8. Диагностический мониторинг по усвоению образовательной программы______________________________________________________22.
3. Библиографический список _________________________________________________________25
1. Пояснительная записка
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Настоящая программа составлена для работы с детьми подготовительной возрастгруппы.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Реализация данной программы предполагает:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- практическую деятельность;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания и воспитания в коллективе;
- неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, со специалистами ДОУ, производственными и обслуживающими объектами села.
1.1. Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.
В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.
Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.
1.2.Актуальность.
Актуальность программы нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под нравственно- патриотическим воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
1.3. Педагогическая целесообразность
Мы выбрали эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию не менее важным, условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедью А. С. Макаренко пользуюсь при работе с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
1.4. Цель и задачи программы.
Цель: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям.
Основные задачи:
Образовательные:
- Формирование любви к родному селу, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитательные:
- Воспитание чувства гордости за своих земляков.
- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
- Воспитывать толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Воспитание уважения к труду;
Развивающие:
- Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. 4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания.
- Преемственность. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.6. Особенности данной образовательной программы.
Программа к воспитанию и обучению подходит комплексно, охватывая ребенка во всех направлениях постепенно, показывая значимость его личности в условиях современного государства.
Основные формы работы по воспитанию гражданина и патриота своей родины - это кружковая, поисковая, исследовательская деятельности, развитие самостоятельности, умения принимать правильные решения. Проходит НОД совместно с образовательными деятельностями так и в свободное время. Во время подготовительной работы дети должны прочувствовать всю ответственность, значимость и серьезность возлагаемой на их плечи деятельности.
1.7. Возраст детей участвующих в реализации данной программы.
- подготовительная к школе группа от 6-7 лет.
1.8. Сроки реализации.
Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
1.9. Формы и режим занятий.
Все НОД проходят в совместной деятельности педагога и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия - все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками и с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.
- Продолжительность НОД для подготовительной группы (6-7 лет): 30 мин.
1.10.Ожидаемые результаты реализации программы:
Планируемые результаты освоения детьми программного материала
Развиваемые качества ребенка | Проявления качеств личности в деятельности |
Любознательный, активный | Интересуется историей родного села, задает вопросы взрослым. Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Эмоционально отзывчивый | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуаций. |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия. Соблюдает правила во время проведения игр – путешествий, походов, экскурсий. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности в решении логических задач и проблемных ситуаций. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе… |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Имеет представление о почетных и знаменитых гражданах Забайкалья. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
К концу года обучения дети будут:
Иметь представления:
- наше село;
- наш край;
-наш район;
- наша страна;
- о семейном бюджете;
- о бюджете времени в семье;
- о коллективном ведении домашнего хозяйства;
- о родословной;
- о семейных обычаях, народных обрядах;
- о дружеских взаимодействиях людей в экстремальных жизненных ситуациях, в спорте;
- о нравственных нормах поведения;
- о правилах речевого этикета;
- о растительном и животном мире;
- о “Красной книге”;
- о мире дикой природы.
Уметь:
- доброжелательно и уважительно относиться к близким;
- планировать свою деятельность;
- различать хорошие и плохие поступки;
- проявлять доброту в общении с детьми;
- распознавать аморальные качества
(трусость, жестокость, ленивость, лживость), давать им оценку;
- учитывать и принимать позицию другого;
- определять дружеские проявления людей;
- взаимодействовать в команде;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;
- правильно вести себя на природе;
- бережно относиться к растениям, животным и птицам.
2. Содержание программного материала:
1 ступень «Мой дом – моя семья».
Задачи:
- Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
- Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения, приветливость, доброжелательность в семье и в гостях.
- Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.
2 ступень «Мой детский сад»
Задачи:
- Повышение авторитета детского сада на основе ознакомления с историей детского сада;
- Усвоение детьми этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом;
- Содержание работы включает в себя следующие темы: история детского сада, правила поведения в детском саду; умения распределять обязанности трудовой деятельности, роли в игре, поручения воспитателя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение.
3 ступень «Мое село Родное».
Задачи:
- Воспитание любви к селу Малета – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее, знать что село – это часть Забайкальского края.
- Развитие творческой активности. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: история улиц, в честь кого назвали нашу улицу? История села, исторические памятники, учреждения культуры, природа, экологические проблемы, народности, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т. п.; народные промыслы ( произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи коренных народов).
4 ступень «Забайкальский край -частица России»,«Россия наша Родина».
Задачи:
- Забайкальский край – частица России. Природа и экологические проблемы.
Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории края, России, традициям и обычаям коренных народов. Способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции.
- Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, ознакомление с образцами искусства народов, населяющих округа, Россию; природное разнообразие, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в картинах художников, песнях, стихах, былинах.
2.2.Формы подведения итогов реализации образовательной программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий по селу, целевых прогулок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей; участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,
- организовать встречи с родителями;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;
Программа поможет педагогу:
- в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
- в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
2.3.Календарно-тематическое планирование по нравственно-
патриотическому воспитанию
Подготовительная к школе группа (от 6до 7 лет)
Месяц | Тема | Программные задачи | Содержание
|
Сентябрь | «Мое село родное» | Познакомить детей с историей возникновения родного села, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. | Беседа «История моего села». Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; Рассматривание фотографий; |
Сентябрь | «Наша дружная семья» | Обобщать и систематизировать представления детей о семье( люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | Беседы: «Профессии моих родителей», «Мне хорошо, когда…», Д/И «Родословная». Разгадывание ребуса «7 Я» Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках; |
Октябрь | «Хлеб - всему голова» | Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам), бережное отношение к хлебу; обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. | Беседа «Хлеб - всему голова» Д/и «Семейка слов?» Исследовательская деятельность «Дрожжевое тесто» «Постряпаем Хлеб». Презентации «Откуда хлеб пришел», «Профессия хлебороб». |
Октябрь | «России малый уголок - Петровск - Забайкальский» | Воспитывать любовь к родному городу, уважение к своей малой родине, чувство гордости за земляков, желание сделать свой город краше; обогащать представление об историческом прошлом города; формировать знания детей по теме «Флаг и герб города Петровск Забайкальского»; воспитывать уважительное отношение к символике Петровск - Забайкальского; формировать понятия «районы города»; познакомить с историей города. | Беседа «Расскажи, где ты живешь?», конкурс рисунков «Петровский завод – районный центр», «Достопримечательности города Петровск –Забайкальского», «Достопримечательности Петровск – забайкальского района» г. Д/игра «Кто больше улиц назовёт». . |
Ноябрь | «Родной свой край люби и знай» | Закрепить и обобщить знания детей о Родине. Продолжать знакомить детей с достопримечательн остями родного края; расширять знания об его истории. Поддерживать познавательный интерес к истории родного края, своей малой родине; воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам страны. | Презентация «Символика города, района, края». Чтение стихов о городе и крае. Беседа «Малая родина», Игра «Продолжи предложение». |
Ноябрь | Москва столица нашей Родины. | Создать у детей образ Москвы - столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства. | Д/И « Путешествие по стране», беседа «Столица России – город Москва», презентация «Столица России». Беседа о государстве – «Российская Федерация»; Разукрашивание в альбомах Российского флага; | |
Декабрь | «Культура Забайкалья» | Закреплять знания детей о художниках, писателях, композиторах края. | Беседа: «Семейные традиции и праздники», «Беседа о праздниках», «Беседа о новых обычаях», «Семейные национальные праздники». Костюмов и деталей женской одежды в Забайкальском крае. Знакомство с фольклором России. Знакомство с орнаментом русского народа. «Встреча Нового года в других странах» «Семейные обычаи на Руси». «Национальна одежда». «Беседа о Новогодних символах» «Новогодние обычаи» Рассматривание: Рассматривание предметов народно - прикладного искусства. Рассматривание хохломской росписи, матрёшки, дымковской росписи. | |
Декабрь | «Путешествие по Забайкальскому краю» | Знакомить с Хребтами, городами, пещерами Забайкальского края. |
Январь | Кто прославил Забайкалье?» | Знакомить детей с Олимпийскими чемпионами забайкальского края. Играми народов проживающих на территории края (бурятские, русские, эвенкийские) | Неделя «Зимних каникул»: «Коляда, коляда отворяй ворота», КВН «Народные сказки», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Беседа и презентация «Олимпийские чемпионы Забайкалья» Спортивные соревнования «Самый ловкий, саый смелый. |
Январь | Мы – россияне! | Закрепить названия крупных российских городов и рек, народов населяющих РФ, названия народных промыслов. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам. | Д/И «Жилище человека», Беседа «Наше государство - Российская Федерация»Д/И «Составь флаг России». Беседа «Кто я по национальности?». Глинки «Москва», «Наша Родина – Россия» «Москва – столица нашей Родины» Составление рассказов о будущем Родины. Рассказ об основании Москвы. «Наше государство – российская Федерация». Знакомство с различными городами России. Государственная символика. |
Февраль | «Царство растений и животных» | Систематизировать знания детей о животном и растительном мире Забайкалья и России | Викторина «Растения родного края», презентация «Животные родного края», Беседа о народных приметах. «Край в котором мы живём». «Как можно стать юным экологом». «Лес – многоэтажный дом». «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). «Заповедные места края». «Красная книга». «Зачем людям нужна вода?» Рассматривание: Фотографии с изображением природы края. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рассматривание репродукций картин о родной природе. Экскурсия: Экскурсия по выставке иллюстраций «Моя Родина». Экскурсия в музей «Чем богат наш край». |
Февраль
| « Есть такая профессия – Родину защищать!» | Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них. | Беседы: « Служба солдат в армии», « Защитники Родины», Д/И «Военная техника». |
Март | «Моя мама» | Разъяснить смысл слова «мама», что оно значит для каждого человека на земле: показать образ матери у разных народов. | Игра-инсценировка «Рябина и Берёза» Беседа «Как я помогаю маме?» «Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение); Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»; |
Март | «Город мастеров» | Закрепить и обобщить знания детей о русских, бурятских, эвенкийских, казачьих, семейских народных промыслах; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. | Д/игра «Сложи узор». Д/И «Дорисуй орнамент». Ситуативная беседа - «Какими игрушками играли в старину?» - развивать умение выдвигать предположения, приводить свои доводы. Упражнение «Скажи наоборот» - расширять словарный запас; развивать умение подбирать наречия. рисование Тема: «Искусство гжельских мастеров». |
Апрель | «Путешествие в страну «Геральдика» | Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике России. Познакомить детей с гербом, флагом и гимном нашей страны; воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей Родине. | Беседа «Государственные символы России», Д/И « Геральдика». Презентация «Государственные символы России», «Флаг России». Чтение стихов о флаге, гербе. Экскурсия в библиотеку. |
Апрель
| «Мы живем в Забайкалье | Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному селу, народному творчеству; закреплять знания детей о народах проживающих в Забайкалье их обычаях их культуре, | Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство». |
Май | «Мы этой памяти верны» | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. | Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню на площади Победы. Беседа «Что такое героизм?» Т.А. Шорыгина «Беседы о Великой Отечественной войне». |
Май
| Наши земляки. | Познакомить детей со знаменитыми земляками; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | Беседа «Улицы нашего села, носящие имена знаменитых земляков». «Название улиц села Малета» Историко-лингвистическое описание. |
2.4. Схема взаимодействия
МДОУ "Центр развития ребенка д.с Малета»" с социумом
по реализации программы
Социум | Задачи | Формы взаимодействия |
| Использование образовательного пространства библиотеки для гражданско-патриотического воспитания дошкольников; Приобщение детей к чтению художественной литературы; Развитие познавательных интересов через знакомство с наследием прошлого и настоящего родного края. | Тематические занятия:
с использованием фонда и возможностей библиотеки. Выставки-передвижки – «Герои-России»; «Моя любимая улица». Викторины, беседы по творчеству поэтов; Литературные гостиные. Познавательные игры:
Тематические выставки детского рисунка. Календарные и народные праздники (подготовка материала). |
Образовательные учреждения:
| Реализация задач нравственно -патриотического воспитания в едином образовательном пространстве. | Беседы, викторины. Экскурсии в школу:
Конкурсы рисунков «Мое село», «Моя семья». Участие в формировании мини-музея. |
- ЦДиТ «Спектр»
| Приобщение детей к культуре родного края, знакомство с произведениями местных композиторов, с народными произведениями русского фольклора; Развитие творческих способностей дошкольников. | Организация кружковой деятельности. Участие в конкурсах «День чтецов», «Мы за мир!"». Просмотр спектаклей с участием школьников. Проведение спектаклей на базе ДОУ. Организация тематических экскурсий. |
2.5. План работы с родителями.
Мероприятия | Срок | Ответственный |
8. Организовать видеосъемку различных мероприятий в детском саду.
13.Традиции: оформление выставок творческих работ детей по теме. 14. Традиции: Выпуск информационного буклета | Сентябрь – май Сентябрь – декабрь Сентябрь Октябрь Январь Март Апрель Май Апрель Май В течении года Декабрь Постоянно 2 раза в год Октябрь, март Декабрь, апрель Сентябрь – май | Воспитатели Воспитатели групп Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Адм. детским садом Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
2.6. Предметно-развивающая среда:
Содержание центров групп по ознакомлению детей с родным городом, Забайкальским краем.
1. Литературный центр
- история образования улицы, села Малета;
- альбом с. Малета (улицы, дома, памятные места);
- дидактические игры по словотворчеству «Название улицы»;
- картотека русских народных пословиц и поговорок о добре, о хлебе, о семьи, о Родине.;
- альбом о коренных народов Забайкалья;
- альбом о национальной культуре народов Забайкалья.
- наглядное пособие с родами войск;
- наглядное пособие "Символы нашей страны России".
- наглядное пособие "Москва - столица России".
- Музыкальный центр:
Центр самостоятельной художественной деятельности:
- экспонаты лаковой миниатюры;
- фото домов, разных наличников;
- альбом «с.Малета» (здания, дома);
- альбом «Памятники нашего края».
- альбом песен ансамбля «Золотое кольцо России»
- авторские выставки народных умельцев;
- образцы народных игрушек (Дымка, Городец, игрушка…)
4. Познавательный центр:
- герб страны, герб Забайкальского края, флаг России, флаг округа, флаг города, портреты президента и главы Забайкальского края;
- фотоматериал о предприятиях и организациях Петровск –забайкальского района;
- альбом о космосе, о космонавтах;
- карта (группы, территории детского сада, села, района, края,
России;
- картотека загадок;
- картотека опытов;
- дидактические игры;
- оборудование для экспериментальной деятельности;
- образцы природных материалов местного региона;
- муляжи овощей и фруктов;
- образцы сельскохозяйственного труда местного региона;
- гербарии;
- «Красная книга» России.
- Альбом "Богатство Забайкальского края".
- изделия из глины, керамика;
- скульптуры малых форм;
- изделия Гжельской посуды.
5.Центр природы:
- гербарий растений нашего края;
- лекарственные растения края;
- «Красная книга» России;
- коллекция камней, плодов, соцветий;
- птицы нашего края.
6.Центр ряжения:
- национальные костюмы и головные уборы народов Забайкалья.
7.Центр сюжетно-ролевых игр :
-атрибуты по профессиям сотрудников детского сада, по профессиям родителей;
-атрибуты героических профессий: военный, космонавт, полицейский, спасатель, пожарный, летчик.
2.7. Технологии:
Знакомя детей с историческими событиями, используем ИКТ, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи и изделия народов и коренных народов края) с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать и запоминать.
2.9. Диагностический мониторинг по усвоению образовательной программы
Методика оценки уровня развития детей
по нравственно-патриотическому воспитанию.
(автор Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козлова)
Методика предполагает общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале.
- балла – деятельность соответствует уровню нормы;
- балла – незначительное отклонение от уровня нормы;
- балла – существенное отклонение от уровня нормы;
Чтобы выявить уровень знаний детей о родном доме, семье, городе, я определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
- Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
- Знания о родном селе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт села.
- Отношение к народному творчеству.
На основе критериев выделила уровни:
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном селе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном селе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном селе – название села, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ф.и.ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика Флаг Забайкальского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций Коренные жители Забайкалья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Историко- географический и природный компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Библиографический список
1. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №795.
3. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
4. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
6. Закона РФ “Об образовании”
7. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
8. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
10. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
11. Критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет)....
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ №32 является познавательно-речевое развитие детей. Коллективом д/с была разработана программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Приоб...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Нравственно - патриотическое вооспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....
авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»
«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...
Программа по нравственно -патриотическому воспитанию «Юный кадет» для детей 6-7 лет.
Программа «Юный кадет» разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», Федеральн...