Программа по нравственно - патриотическому воспитанию Приобщение детей к истокам русской народной культуры
методическая разработка по теме
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ №32 является познавательно-речевое развитие детей. Коллективом д/с была разработана программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 85.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Светлячок»
Программа по нравственно - патриотическому
воспитанию
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
для детей дошкольного возраста (на 2010-2015г.)
Авторы программы:
Зав.д/с - Кудинова В.Н.
•
.
Зам.зав.д/с по ВМР - Чугунова О. Л. Творч.группа педагогов: Корнилова С.В. - уч.- лог. Смирнова О.А. - пед.- псих. Крулик В.Д. - восп. Ким Е.В. - восп. Барышева Л.Ф. - восп.
Утверждено
решением педаг. совета МДОУ №32 «Светлячок» Протокол №5 от 29.05.2010г.
В.Н. Кудинова
г.Подольск 2010г.
1.Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ №32 является познавательно-речевое развитие детей. Коллективом д/с была разработана программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Россия - Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью ее, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач, стоящей перед педагогами в настоящее время. Актуальность проблемы напрямую связана с тем, что у детей дошкольного возраста нет достаточного объема знаний и навыков эффективного усвоения новой информации по истории родного края. Ребенок часто получает одностороннюю, часто субъективную оценку информации, в дальнейшем искажающую его мировоззрение.
Поэтому уже в д/саду необходимо изучать с детьми историю родного края, изучать культуру своего народа, формировать навыки осознанного чувства патриотизма. Именно акцент на знания истории народа, его культуры поможет в дальнейшем подрастающему поколению с уважением относиться к культурным национальным традициям.
Для реализации программы «Приобщение детей к русской народной культуры» нами были выбраны следующие приоритеты:
1.Окужающие предметы, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2.Небходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям.
3.Большое место должны занимать народные праздники и традиции в приобщении детей к народной культуре.
4. В ажио познакомить детей с народной декоративной росписью.
Структура программы представляет собой комплекс методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в обществе патриотического воспитания.
Программа составлена по возрастным группам, начиная с младшей группы до школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Программа сопровождается перечнем занятий познавательного цикла, дидактических и народных игр, календарно - обрядовых праздников, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе. Программа предполагает духовное развитие ребенка, его приобщения ко всем видам национального искусства, от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра.
Цели и задачи
- Создание условий формирования гуманной, духовно-нравственной культуры
детей, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества - Развитие нравственных качеств личности ребенка
- Развивать у детей понимание культурного наследия своего народа и бережное
отношение к нему.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию - Воспитание уважения к своей нации, понимание своих национальных
особенностей - Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего
народа и толерантного отношения к представителям других национальностей,
ко всем окружающим - Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России через
различные виды детской деятельности.
Принципы обучения
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности обучения.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип наглядности.
- Принцип направленности.
Организация обучения
Программа рассчитана на четыре года обучения.
Первый год обучения- (3-4 года) - 1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Второй год обучения - (4-5 лет) -1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Третий год обучения - (5-6 лет) - 1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Четвертый год обучения - (6-7лет) -1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год Форма работы групповая, в группах по 23 человека
Ожидаемые результаты программы
- Умение детей активно применять полученные знания в различных областях
своей деятельности. - Сформированность у детей стойкого интереса к культурному прошлому нашей
страны, желания передачи накопленных знаний окружающим. - Расширение форм сотрудничества с городским краеведческим музеем.
- Обогащение предметно-развивающего пространства ДОУ локальными зонами,
информирующими о культурном наследии русского народа. - Модернизация мини-музея русского быта, пополнение новыми экспонатами
(люлька, умывальник, гусли, полка для посуды, полог). - Обобщение опыта педагогов, успешно работающих по подпрограмме
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Разработка нового направления подпрограммы «Приобщение детей к народной
игровой культуре».
• Организация разнообразных выставок детского творчества по мотивам
народно - прикладного искусства.
- Организация развивающих зон, знакомящих детей с русским фольклором,
русским народным творчеством, с бытом и трудом людей на Руси в группах. - Повышение уровня личностной культуры педагогов, повышение их
заинтересованности в участии и организации мероприятий в системе
воспитательно - образовательной работы по формированию духовно -
нравственной культуры детей на основе культурных национальных традициях. - Разработка системы работы с детьми раннего возраста по данному
направлению.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- Выставки детских работ;
- Открытые занятия для родителей;
> Участие в мероприятиях разного уровня.
2.Учебно-тематичекий план
Учебный план на четыре года обучения
№ | Разделы программы | Количество часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1 | Путешествие в историю | 4 | 4 | 8 | 10 |
2 | Русский быт и традиции | 7 | 4 | 6 | 5 |
3 | В чудесном мире русского языка | 10 | 12 | 7 | 6 |
4 | Творение рук человеческих | 5 | 7 | 7 | 7 |
5 | Русские народные игры, дидактические игры | 8 | 7 | 4 | 4 |
6 | Знакомство с народными календарными обрядовыми праздниками | 2 | 2 | 4 | 4 |
Итого: | 36 | 36 | 36 | 36 |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы программы | Всего | Теоретич. | Практич. |
1 | Путешествие в историю | 4 | 4 | - |
2 | Русский быт и традиции | 7 | 7 | - |
3 | В чудесном мире русского языка | 10 | 2 | 8 |
4 | Творение рук человеческих | 5 | 3 | 2 |
5 | Русские народные игры, дидактические игры | 8 | - | 8 |
6 | Знакомство с народными календарными обрядовыми праздниками | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 17 | 19 |
Содержание образовательной программы:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание | |||
1 | «Милости просим ,гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой. | |||
2 | «Красна изба» | Ориентирование в пространстве избы. | |||
3 | «Я кувшинчик уронил и о пол его разбил» | Обобщение знаний детей по теме «Посуда» | |||
4 | «Печка-матушка» | Систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга, лопата, помело. | |||
5 | «Хозяйкины помощники» | Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. | |||
6 | «Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада». | |||
7 | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» | |||
8 | «Идет коза рогатая» | Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой | |||
9 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром | |||
10 | «Петушок - Золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем - Петушком | |||
11 | «Сорока - белобока кашу варила» | Знакомство детей с предметом обихода - глиняным горшком | |||
12 | «Ходит сон близ окон» | Знакомство детей с колыбелькой и колыбельными песнями | |||
13 | «Репка» | Знакомство детей со сказкой «Репка» | |||
14 | «Чудесный сундучок» | Знакомство детей с сундучком, в котором живут загадки об овощах | |||
15 | «Девочка и лиса» | Знакомство детей со сказкой «Снегурушка и лиса» | |||
16 | «С гуся вода, с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных | |||
17 | «Волк и семеро козлят» | Знакомство детей со сказкой «Волк и семеро козлят» | |||
18 | «Колобок» | Знакомство детей со сказкой | |||
19 | «Три медведя» | Знакомство детей со сказкой | |||
20 | Игра на музыкальных инструментах: дудочки, погремушки | ||||
21 | Чтение прибауток «Сорока -белобока кашу варила», «А тпру, тпру, тпру не вари кашу круту» | ||||
22 | «Гость на гость - хозяйке радость» | Лепка посуды для мишутки | |||
23 | «Домотканые половики» | Знакомство детей с домоткаными половиками и техника их изготовления | |||
24 | «Русская матрешка» | Знакомство детей с русской народной игрушкой -матрешкой | |||
25 | «Богородская игрушка» | Знакомство детей с богородской игрушкой | |||
26 | «Поможем козе построить избушку» | Закрепление умения выбирать вариант изображения избы из бревен | |||
27 | «Котик, котик, поиграй» | Дидактическое упражнение «Похвали котика», игра с котенком в катушку на ниточке, повторение потешки «Как у нашего кота» | |||
28 | «Уж ты, Зимушка - зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | |||
29 | «Чаепитие» | Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» | |||
30 | Проведение русской народной игры «Жмурки» | Повторение выученных русских песенок, потешек | |||
31 | «Ладушки в гостях у бабушки» | Проведение игры «10 внучат» | |||
32 | Загадывание загадок «Окошки и петушки» | ||||
33 | Проведение русской народной игры «Салки -догонялки», «Два веселых гуся» | ||||
34 | Проведение русских народных игр | Проведение игр: «Утица», «Пчелы и ласточка», «Заинька» | |||
35 | «Пришла коляда - отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством | |||
36 | «Масленица дорогая наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы программы | Всего | Теоретич. | Практич. |
1 | Путешествие в историю | 4 | 4 | - |
2 | Русский быт и традиции | 4 | 4 | - |
3 | В чудесном мире русского языка | 12 | - | 12 |
4 | Творение рук человеческих | 7 | 2 | 5 |
5 | Русские народные игры, дидактические игры | 7 | - | 7 |
6 | Знакомство с народными календарными обрядовыми праздниками | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание образовательной программы:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | «В гости к тетушке Алене» | Рассматривание приспособлений для освещения: лучина, свеча, лампа, люстра |
2 | «Идет кузнец из кузницы» | Знакомство с трудом кузнеца и с оборудованием кузницы: молот, наковальня |
3 | Посещение музея | Рассматривание утюгов: деревянный рубель и скалка, угольный утюг, чугунный утюг |
4 | «Вышивка» | Знакомство с вышивкой и плетением кружев |
5 | «Сошьем Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой |
6 | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязание на них |
7 | «Золотое веретено» | Знакомство с предметом обихода - скалкой |
8 | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода - деревянной ложкой |
9 | «Во саду ли в огороде» | Загадывание загадок об овощах и фруктах |
10 | «Бычок - черный бочок» | Знакомство со сказкой |
И | «Гуси - лебеди» | Знакомство со сказкой |
12 | «Здравствуй Зимушка -зима» | Загадывание загадок о зиме, разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» |
13 | «Сундучок Деда мороза» | Беседа, подарки Деда мороза, заучивание заклички «Мороз, мороз, красный нос, не морозь мой нос» |
14 | «Заюшкина избушка» | Пересказ детьми сказки |
15 | «Кто же в гости к нам пришел» | Знакомство с домовенком Кузей |
16 | «Лисичка - сестричка» | Знакомство со сказкой |
17 | «При солнышке тепло, при матери добро» | Рассказ, какая моя мама |
18 | «Крошечка - хаврошечка» | Знакомство со сказкой |
19 | «Пришла весна» | Повторение заклички о весне |
20 | «Небылица -небывальщина» | Знакомство с небылицами |
21 | «Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек |
22 | «Красивые матрешки» | Украшение силуэта матрешки |
23 | «Забавные медвежата» | Передать шуточный образ животного по мотивам изделий богородских мастеров |
24 | «Глиняная посуда» | Знакомство с изделиями городецких мастеров, глиняной посудой |
25 | «Лепка чашки» | Лепка чашки из глины |
26 | «Знакомство с деревянными предметами и игрушками» | Рассматривание коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрешки, погремушки, шкатулки, туеса, предметы из резного дерева |
27 | «Дымковская игрушка» | Знакомство с дымковскими игрушками |
28 | «Чудесный мешочек» | |
29 | «Приглашаем в гости к нам» | Игра - упражнение «Вежливое обращение к гостям», повторение потешек о козле, корове, бычке |
30 | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» |
31 | Народные игры | Проведение русских народных игр: «Кто с нами?», «Пчелы», «Пирог» |
32 | Народные игры | Проведение русских народных игр: «Гори, гори ясно», «Воробей», «Ой, ты, матушка весна» |
33 | «Заюшкина избушка» | Использование на занятии русской народной игры «Салки - догонялки» |
34 | «В лес по грибы» | Проведение русской народной игры «У медведя во бору» |
35 | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» | Знакомство с празнованием Нового года, разучивание колядки «Щедровочка» |
36 | «Масленица дорогая наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей, разучивание песни «Блины» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
Презентация программы дополнительного образования Горница по приобщению детей к истоками русской народной культуры
Программа Горница...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры"Истоки"
Для воспитателей...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...