Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Шашечное королевство"
методическая разработка (подготовительная группа)
«Если шахматы - король игр,
то шашки – его премьер министр».
Феликс Жан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shashki_dlya_doshkolnikov_otredaktirovannaya.docx | 434.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если шахматы - король игр,
то шашки – его премьер министр».
Феликс Жан
Пояснительная записка
Мудрая народная игра - шашки, прочно вошла в наш быт и в нашей стране пользуется большой популярностью. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также в умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве. Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 6–7 лет,и более раннего возраста, уже давно получили в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Направленность (профиль) программы:
- по содержанию программа является физкультурно-спортивной;
- по функциональному предназначению – учебно - познавательной;
- по форме организации - кружковой;
- по времени реализации - годичной.
Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Актуальность программы обусловлена популярностью шашечных игр в нашей стране, правила общедоступны и просты. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту, же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. Поэтому, разработанная программа дополнительного образования «Шашки для дошкольников», актуальна в настоящий момент, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Общеразвивающая программа «Шашечное королевство» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- письмом Минобрнауки России от 21.06.2010 «О примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 г.);
– Уставом ДОУ;
– Программой развития ДОУ.
Адрес программы: Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 36 часов, включая индивидуальные консультации.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
- Вид детской группы – группа постоянного состава.
- Набор детей – свободный.
- Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
- нормальное общее развитие;
- интерес ребенка.
Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагога, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации программы
- Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
- Общее количество часов в год – 36
- Количество часов в неделю – 1
- Количество занятий в неделю – 1
- Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 6-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
Учитывая возрастные психологические особенности детей 6-7 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Педагогическая целесообразность программы «Шашечное королевство» объясняется применением методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе педагогического опыта. Занятия строятся на основе сюрпризов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). Обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.
Практическая значимость
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми старшего дошкольного возраста материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Ведущие теоретические идеи.
- Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
- Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
- Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
- Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
- Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
- Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Цель и задачи программы
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам шашечной игры;
- обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры
Развивающие:
- развивать стремления детей к самостоятельности;
- развивать умственные способности детей: логическоемышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
- научить оценивать свои и чужие поступки.
Воспитательные:
- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- формировать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
- формировать у детей умение применять полученные знания на практике.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашек в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
- осуществлять всестороннее физическое развитие воспитанников.
Принципы отбора содержания программы
Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов по 1занятию в неделю, длительностью 30 минут. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и методы
Форма проведения занятий
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
Методы | Приёмы |
Наглядный | Иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; |
Словесный | Рассказ, беседа, объяснение; |
Практический | Упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками. |
Основные формы и средства обучения:
1.Практическая игра.
2.Решение задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая, в парах и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:
– желание ребенка,
– способности ребенка,
– желание родителей.
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
За год обучения перед воспитанниками ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.
Перечень дидактических материалов
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
- диски с компьютерными программами;
- непосредственно шашки;
- Настенная магнитная шашечная доска
Условия для реализации программы
1. Оборудование, материалы.
Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (18 человек):
- комплекты шашек и досок (9 комплектов);
- шахматные часы (2-3 комплекта);
Сроки реализации
Программа предусматривает проведение 36 часов занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.
Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Планируемые результаты
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- Правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
- Стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Приобретение универсальных учебных действий(ууд)
Коммуникативные:
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
- контролирование собственных эмоций,
- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.
Познавательные:
- применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
- решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
- использование знаний в практической игре,
- ориентирование на плоскости,
- схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Регулятивные:
- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
- создание плана реализации преимущества,
- предвидение развития позиций,
- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
- выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.
Результаты деятельности кружка «Шашечное королевство»
Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:
- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
- принятие правил этикета в игре – уважение противника,
- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)
Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:
- развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
- познание ребенком ценности и важности занятия шашками.
Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:
- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.
Материально-техническая база
Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.
Для проведения занятий необходимы: Шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.
Календарный учебный график
Начало учебного года | 03.09.2018г. | |||
Окончание учебного года | 31.05.2019г. | |||
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками | 04.11.2018г. 01.01.2019г. - 08.01.2019г. 25.02.2019г. 08.03.2019г. 01.05.2019г. 09.05.2019г. 12.06.2019г. | |||
Продолжительность учебной недели | 5 дней | |||
Продолжительность учебного года (количество полных недель) — 36, в том числе: | ||||
1 полугодие | Период каникул | 2 полугодие | ||
Продолжительность полугодия | Число недель (полных) | Продолжительность полугодия | Число недель (полных) | |
С 03.09.2018г. по 28.12.2018г. | 17 | С 31.01.2019г. по 11.01.2019г. | С 15.01.2019г. по 31.05.2019г. | 19 |
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. | С 11.05.2019г. по 24.05. 2019г. | |||
Летний оздоровительный период | С 01.06.2019г. по 31.08.2019г. |
Учебный план (1 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Количество учебных часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Сентябрь | 4 | 3 | 1 | |
1 | Знакомство с историей возникновения игры. | 1 | 1 | 0 |
2 | Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам. | 1 | 1 | 0 |
3 | Правила поведения при игре в шашки | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Знакомство с шахматной доской | 1 | 0,5 | 0,5 |
Октябрь | 4 | 2 | 2 | |
1 | Шахматная доска и фигуры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Горизонталь» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Вертикаль» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Диагональ». Определение длинной и короткой диагоналей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ноябрь | 4 | 1 | 3 | |
1 | Знакомство с шашечными фигурами. Начальная расстановка фигур. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Ходы и взятие фигур. Дамки, дамочные ряды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Ходы и взятие фигур. Дамки. Дидактическая игра «Точки» | 1 | 0 | 1 |
4 | Русские шашки | 1 | 0 | 1 |
Декабрь | 4 | 1 | 3 | |
1 | Тихий ход и ход с взятием. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Взялся за шашку – ходи» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Игра по кругу. | 1 | 0 | 1 |
4 | Игра в паре | 1 | 0 | 1 |
Январь | 4 | 1 | 3 | |
1 | Загадки из шашечной шкатулки | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Турнир на призы Зимушки-зимы | 1 | 0 | 1 |
3 | Игра в паре | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Главные соревнования | 1 | 0 | 1 |
Февраль | 4 | 1 | 3 | |
1 | Знакомство с игрой в поддавки | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Кто проиграл, тот победил | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Меньше шашек - лучше. | 1 | 0 | 1 |
4 | Одна игра на всех | 1 | 0 | 1 |
Март | 4 | 1 | 3 | |
1 | Игра в парах | 1 | 0 | 1 |
2 | Сеанс одновременной игры | 1 | 0 | 1 |
3 | Загадки из шашечной шкатулки | 1 | 1 | 0 |
4 | Командные соревнования | 1 | 0 | 1 |
Апрель | 4 | 1 | 3 | |
1 | Знакомство с игрой «Уголки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Простой ход и прыжковый. Заблокированная шашка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Игра на одной доске | 1 | 0 | 1 |
4 | Игры в парах | 1 | 0 | 1 |
Май | 4 | 0 | 4 | |
1 | Хронометраж | 1 | 0 | 1 |
2 | Игра в парах | 1 | 0 | 1 |
3 | Игра по олимпийской системе | 1 | 0 | 1 |
4 | Соревнование по играм: «Русские шашки», «Уголки», «Поддавки» | 1 | 0 | 1 |
Итого | 36 | 11 | 25 |
Содержание программы
на 2018-2019 учебный год.
Месяц | Неделя | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Знакомство с историей возникновения игры. | Рассказ, показ иллюстраций, беседа. Вызвать желание научиться играть в эту игру с правилами. Рассказ о том, как Женя и Вика научили детей играть в шашки. Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки. |
2 | Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам. | Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. Рассказать детям сказку "Королевство шашек". Познакомить детей с шашками. Объяснить, что до начала игры все шашки черные и белые расславляются на определенных «своих» горизонталях. Показать на доске. Дети ставят индивидуально. Индивидуальная работа. (Игра «Расставь правильно шашки»). Проводится индивидуально на скорость (можно применить секундомер). Возможно деление на две команды. | |
3 | Правила поведения при игре в шашки | Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Познакомить с правилами игры в шашки. Убедить детей в том, что правила нарушать запрещено - не получится настоящего серьёзного «боя», а значит, не будет честной победы. Показать детям игру в шашки от начала до конца с опытным напарником, вызывая желание продолжать учиться играть в эту сложную игру. | |
4 | Знакомство с шахматной доской | Познакомить детей с доской, научить правильно её класть, объяснить, что горизонтальные ряды имеют номер, а вертикальные обозначаются латинскими буквами. Заинтересовать детей названиями полей (линии, по которым будут ходить шашки). | |
Октябрь | 1 | Шахматная доска и фигуры. | Помочь увидеть и запомнить порядок чередования белых и черных квадратов. Указать детям разницу между прямыми и косыми линиями, которые эти квадраты образуют. Акцентировать внимание на правильном расположении доски между игроками. Предложить нарисовать шахматную доску. |
2 | «Горизонталь» | Научить заполнять одну из горизонтальных линий шахматной доски фигурами, фишками, кубиками. | |
3 | «Вертикаль» | Научить заполнять одну из вертикальных линий шахматной доски фигурами, фишками, кубиками. | |
4 | «Диагональ». Определение длинной и короткой диагоналей. | Научить заполнять одну из диагоналей шахматной доски, находить длинную и короткую диагонали. Выучить стихотворение "Всегда вперёд". Закрепить знания о доске, полученные на предыдущих занятиях. | |
Ноябрь | 1 | Знакомство с шашечными фигурами. Начальная расстановка фигур. | Поощрять умение самостоятельно расставлять фигуры в начальную позицию, определять направления ходов. Закрепить правильность расположения доски между игроками |
2 | Ходы и взятие фигур. Дамки, дамочные ряды. | Познакомить с правилами хода и взятия фигур, превращением шашки в дамку. Показать, как простая шашка, попадая на дамочное поле в лагере соперника, превращается в дамку. Дать основные понятия: дамочные ряды, дамочные поля. | |
3 | Ходы и взятие фигур. Дамки. Дидактическая игра «Точки» | Закрепить умение передвигать шашки только по черным полям доски, по косым линиям. Предложить обозначить точками пространство нарисованной доски, по которому могут двигаться шашки (с верхнего поля до середины доски рисует одна команда, с нижнего – другая). | |
4 | Русские шашки | Рассказать о правилах игры. Об истории возникновения. Закрепить умение определять горизонталь, вертикаль и диагональ на доске. Индивидуальная работа. (Игра «Расставь правильно шашки»). Проводится индивидуально на скорость (можно применить секундомер). Возможно деление на две команды. |
Декабрь | 1 | Тихий ход и ход со взятием. | Познакомить с тем, каким образом шашка может превратиться в дамку в русских шашках и как в зависимости от превращения она может ходить. Познакомить детей с двумя видами ходов: тихий и ударный. Научить пользоваться полученными знаниями практически. Продолжать закреплять знания о доске и о шашках, полученные на предыдущих занятиях. |
2 | «Взялся за шашку – ходи» | Помочь понять главные принципы в игре: нельзя без необходимости трогать шашку, вначале думай, потом ходи. При необходимости поправить фигуру надо обязательно об этом заявить противнику. | |
3 | Игра по кругу. | Упражнять в умении делать ходы поочередно, не мешая друг другу. Дать понять, что игра в шашки не терпит суеты, подсказок. | |
4 | Игра в паре | Тренировать в умении самостоятельно вести партию, обдумывая ходы, предугадывая ход противника | |
Январь | 1 | Загадки из шашечной шкатулки | Закрепить знания о некоторых игровых терминах (ход, размен, взятие, защита, угроза). Упражнять в игре с партнёром. |
2 | Турнир на призы Зимушки-зимы | Учить играть по круговой системе (участники поочередно встречаются друг с другом-в один или несколько кругов) | |
3 | Игра в паре | Совершенствовать умение вести поединок без подсказок, не мешая думать противнику, соблюдая все правила. Использовать игровую терминологию: атака- наступление одной из сторон, защита - умение игрока-бойца сдерживать атаку противника, взятие - уничтожение шашки. По окончания боя подсчитать потери - результаты сражения. | |
4 | Главные соревнования | Учить играть по олимпийской системе—проиграв встречу, игрок выбывает из игры. | |
Февраль | 1 | Знакомство с игрой в поддавки | Помочь понять правила данной игры. Формировать умение выполнять эти правила. |
2 | Кто проиграл, тот победил | Продолжать отрабатывать на практике правила поддавков. | |
3 | Меньше шашек- лучше. | Учить отслеживать ходы соперника, помнить правила данной игры. Убедить детей в том, что правила нарушать запрещено - не получится настоящего серьёзного «боя», а значит, не будет честной победы. | |
4 | Одна игра на всех | Предоставить возможность каждому сделать ход в игре с воспитателем, попутно обсуждая промахи и удачные ходы. |
Март | 1 | Игра в парах | Закреплять умение играть в поддавки, поощрять умение просчитывать несколько ходов вперёд. Напоминать о том, что, играя в шашки, необходимо соблюдать тишину, не мешать сопернику обдумать ход. |
2 | Сеанс одновременной игры | Предоставить возможность сразиться со взрослымсоперником (чьим- либо с папой) | |
3 | Загадки из шашечной шкатулки | Закрепить знания о некоторых игровых терминах (горизонталь, вертикаль, диагональ, партия, арбитр, поражение) упражнять в игре с партнёром | |
4 | Командные соревнования | Провести игру по методу: каждый участник команды встречается с каждым участником другой команды. До начала состязаний предложить детям изготовить эмблемы команд, развивать творчество. | |
Апрель | 1 | Знакомство с игрой «Уголки». | Познакомить с правилами, помочь увидеть отличие игры от русских шашек и поддавков. |
2 | Простой ход и прыжковый. Заблокированная шашка. | Продолжать учить правила ходов. Дать детям понятия: заблокированная шашка, защищенная, проходная шашка и показать на практике, научить пользоваться этими ходами в игре. Повторить правила игры в шашки. Ввести в речь слова: арбитр, партнеры, атака, анализ. | |
3 | Игра на одной доске | Предоставить возможность каждому сделать ход с воспитателем, попутно обсуждая промахи и удачи. | |
4 | Игры в парах | Совершенствовать умение передвигать шашки в соответствии с правилами, помнить о недопустимости вести шашку по диагонали. Убедить детей в том, что ни при каких обстоятельствах не стоит сдаваться и падать духом. (Чтение сказки «Отгадай задачу - сыщешь удачу»). | |
Май | 1 | Хронометраж | Поставить игроков в определённые рамки (х-ходов), по истечении которых обоим играющим засчитывается поражение. |
2 | Игра в парах | Совершенствовать умение играть вдвоём, не мешая друг другу, соблюдая правила игры. Воспитывать дружелюбие, стимулировать взаимопонимание в общении. | |
3 | Игра по олимпийской системе | Побуждать выполнять правило проиграл - выбываешь из соревнований. Вырабатывать умение делать это достойно. Продолжать воспитывать у детей выдержку и самообладание, вместе с тем осуждая хвастливость (Чтение легенды «Непобедимый»). | |
4 | Соревнование по играм: «Русские шашки», «Уголки», «Поддавки» | Вспомнить правила для каждой из знакомых игр в шашки. Предоставить возможность выбрать игру по желанию. | |
Всего:36 занятий |
Методическое обеспечение
- Карточки-дебюты
- Опорные схемы
- Компьютер (в домашних условиях)
- наличие кабинета.
- набор шашек и шашечных досок
- простой карандаш, линейка, бумага для рисования.
Формы подведения итогов реализации программы:
соревнование, игра, выставка, шашечные турниры.
Используемая литература:
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Список литературы, интернет – ресурсов (для педагога)
- В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк «Шашки для детей» Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011г.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.: Просвещение, 2009.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Статья «Обучение детей игре в шашки», Давидова Т.Г., Атаян Г.М., журнал «Справочник старшего воспитателя», № 8, 2011г.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников игры в шашки.
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца | |||||||||||
Ход | Бой | |||||||||||||||||
Нг. | Кг. | Нг. | Кг. | Нг. | Кг. | Нг. | Кг. | Нг. | Кг. | Нг. | Кг. | Нг. | Кг. | Нг. | Кг. | |||
Грезнев Оскар | ||||||||||||||||||
Грибанова Ульяна | ||||||||||||||||||
Давыдов Семен | ||||||||||||||||||
Елькин Андрей | ||||||||||||||||||
Жукаускас Эдгар | ||||||||||||||||||
Званцев Иван | ||||||||||||||||||
Капитонова Ева | ||||||||||||||||||
Кузьмин Кирилл | ||||||||||||||||||
Мавров Дмитрий | ||||||||||||||||||
Майорова Валерия | ||||||||||||||||||
Миков Даниил | ||||||||||||||||||
Никонорова Арина | ||||||||||||||||||
Овсейчик Анастасия | ||||||||||||||||||
Пучкова Виолетта | ||||||||||||||||||
Попов Дмитрий | ||||||||||||||||||
Стонога Вероника | ||||||||||||||||||
Склярова – Черненко Арина | ||||||||||||||||||
Тимохина Алиса | ||||||||||||||||||
Логинова Юлия | ||||||||||||||||||
Ролич Елизавета |
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки". В основе программы использована методика Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...