Самообразование по теме: Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
материал
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Проблема: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с нее и проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс.
Актуальность заявленной темы объясняется тем, что культурно-гигиенические навыки являются основой санитарной культуры, необходимым условием формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Культурно-гигиенические навыки нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок познает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, формируется потребность в чистоте и опрятности.
Также складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.
С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием ребенка.
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста .
Задачи: - учить самостоятельно, умываться; пользоваться горшком; воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде; формировать умения и навыки опрятности.
В раннем и младше возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. А вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня. Самые первые представления о культурно– гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок. Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
В группе раннего возраста нужно прививать такие полезные привычки, как мытье рук, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снимать шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек. На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых. В группе раннего возраста необходимо также начинать работу и по формированию навыков одевания (раздевания). При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми с помощью фольклора. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения.
Чтобы ребенку было легко все это выполнять и запомнить мы это делаем в игре. Играем-память развиваем.
Дидактическое упражнение «Научим куклу Машу раздеваться» «Поможем зайки собраться на прогулку.» и. т. д. У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Шнуровки», «Застегни пуговицы», Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.
Из практики видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Так, что дети постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь», «Надо тёплою водой, руки мыть перед едой». Обучая детей умыванию, используются дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы щёчки горели, Чтобы глазки блестели, Чтоб кусался зубок, Улыбался роток. «1,2,3 – полотенце ты своё бери».
Игра «Башмачки» - развивает аккуратность, умение быстро и правильно обуваться. Дети снимают обувь и ставят её вперемешку. Вот сидят малыши – до чего хороши. Ну, а ножки-то босы. 1,2,3 – к башмачкам беги.
Как тебя зовут «дружок»? А меня зовут горшок. Я спасаю всех детей от разных неприятностей. Если будем мы дружить. Будешь ты сухим ходить. Ты гуляй, играй, читай, но про меня не забывай. Посиди, не торопись, сделай мамочке сюрприз.
Игровая ситуация «Напоим куклу чаем». «У гостим зверушек обедом» «Обед у куклы» Способствует формирование навыки еды. Не крошить хлеб, не проливать пищу, пользоваться ложкой. За столом едят друзья, баловаться здесь нельзя.
Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
ВЫВОД
Воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».
Пьет из чашки
Для того чтобы приступить к обучению этому умению, надо, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы. Возьмите пластмассовую чашку без ручки или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками.
На протяжении всего урока стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги.
1. Поднесите чашку к его рту.
2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.
3. Поставьте чашку на стол.
4. Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!» Повторяйте эти шаги до тех пор, пока ребенок не выпьет все содержимое чашки. Следите за тем, чтобы ваша помощь не была чрезмерной и чтобы ребенок тоже принимал участие в работе.
5. Направьте руки ребенка к чашке в тот момент, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. Убедитесь, что малыш научился крепко держать чашку в руках.
6. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.
7. В следующий раз уберите свои руки после того, как вы наклоните чашку и ребенок сделает глоток.
8. В следующий раз уберите свои руки после того, как поднесете чашку ко рту ребенка.
Главное — убедиться, что предыдущая задача освоена вашим малышом полностью. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.
Ест ложкой
Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Встаньте за спиной ребенка, поместите ложку в его руку, а другую его руку положите сбоку от тарелки. На протяжении всего времени приема пищи держиего руки своими.
1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева направо).
2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!»
3. Опустите ложку в тарелку и дайте ребенку время проглотить пищу.
4. После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.
5. Повторяйте все пункты этой части программы до тех пор, пока ребенок не кончит есть. Так кормите ребенка до тех пор, пока не почувствуете, что ребенок усвоил всю последовательность действий во время еды ложкой.
6. Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»
7. Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будет примерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на руку ребенка и помогите ему возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»
8. Отпустите его руку, как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»
Теперь ваш ребенок усвоил все действия, кроме одного, необходимого, чтобы зачерпнуть ложкой еду. Этот шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на данном этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продолжать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор пока он не научится зачерпывать еду сам с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов совсем отпустите его руку, и он все будет делать сам.
Играет с водой (подготовительные навыки для мытья рук)
До того как по-настоящему начать учить ребенка мыть руки, стоит научить его играть с водой
Возьмите тазик, налейте в него воду на глазах ребенка, дайте ему потрогать воду руками. Затем скажите ребенку, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Покажите рыбок и уточек, предложите ребенку самому опустить их в воду.
Затем проведите игру «Ловись, рыбка!». Возьмите сачок (внешне напоминающий ситечко), покажите ребенку ловлю игрушек сачком, затем предложите ребенку сделать то же самое.
Следующая игра поможет ребенку привыкнуть к ощущению воды, льющейся ему на руки и пробегающей сквозь пальцы. Поместите несколько маленьких стаканчиков из-под йогурта в пластмассовый тазик, в который налито небольшое количество воды. Помогите ребенку наполнять эти емкости водой и выливать воду ему на руки. Пусть вода будет холодной, так как учиться мыть руки он будет холодной водой.
Опустите на дно тазика кусок мыла такого размера, чтобы он соответствовал величине рук ребенка. Помогите ему вынуть мыло из тазика и положить в стаканчик или в другую небольшую емкость. Это даст ему возможность попрактиковаться: он будет учиться брать, держать и выпускать из рук мокрое скользкое мыло.
Моет руки
Прежде чем приступить к мытью рук, ребенок должен учиться их вытирать.
Положив свои руки на руки ребенка, пройдите с ним следующие шаги.
1. Поместите одну руку ребенка на противоположную от вас часть полотенца (то есть на нижнюю часть).
2. Вытрите ладонь его руки.
3. Поверните кисть и вытрите тыльную часть ладони.
4. Уберите сухую руку ребенка за полотенце.
5. Вытрите ладонь другой руки.
6. Переверните ее и вытрите тыльную сторону кисти. Скажите: «Молодец! Ты вытер руки!» Поощрите его за сотрудничество.
По мере того как ребенок будет осваивать один шаг за другим, сокращайте размер оказываемой ему помощи. Убирайте свои руки каждый раз на шаг раньше того шага, который ребенок усвоил.
Занимайтесь до тех пор, пока он не научится самостоятельно выполнять все задание целиком.
После этого переходите к обучению мытья рук.
.
Отрежьте от целого куска мыла часть, которая будет соответствовать размеру его ладони, так как иначе малышу будет трудно удержать мыло.
Для того чтобы мыло не падало на пол, воспользуйтесь мыльницей, мокрой тряпкой или мокрым бумажным полотенцем.
Можно пометить кран яркой цветной липкой лентой.
Если вы пользуетесь одним краном и для холодной, и для горячей воды, то сначала отрегулируйте температуру воды.
Встаньте позади ребенка и, взяв своими руками его руки, проделайте вместе с ним следующие шаги.
1. Включите холодную воду.
2. Подставьте обе руки ребенка под воду и скажите: «Вымой руки!»
3. Помогите ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как ему удобнее.
4. Потрите мыло между его ладонями. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросить его одной рукой держать мыло, а другую потереть о него. Потом руки можно поменять.
5. Снова положите мыло на раковину.
6. Потрите тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную ладонь.
7. То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони.
8. Подставьте под воду обе руки и начните споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена.
Скажите малышу: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай закроем кран». Помогите ему выключить воду.
Когда ребенок научится мыть руки с вашей помощью, начните шаг за шагом учить его делать это самостоятельно.
Умывает лицо
Поставьте ребенка перед зеркалом, чтобы он видел, что делает. Отражение в зеркале
удержит внимание малыша, и ему будет интереснее учиться выполнять этот новый для
него навык.
Первая часть программы Встаньте позади ребенка. Возьмите своей рукой его руку и пройдите вместе с ним все перечисленные ниже шаги, сопровождая каждый шаг словесным указанием.
1. Потрите рукой одну его щеку. Скажите: «Умой щеку!»
2. Потрите подбородок. Скажите: «Умой подбородок!»
3. Потрите другую щеку. Скажите: «Умой щеку!»
4. Потрите верхнюю губу и рот. Скажите: «Умой рот!»
5. Потрите нос. Скажите: «Умой нос!»
6. Потрите лоб. Скажите: «Умой лоб!»
Скажите: «Молодец! Ты умыл лицо!» — и вручите ему награду. После того как ребенок научится умывать лицо с вашей помощью, начните его шаг за шагом обучать делать это самостоятельно.
1. Взяв своей рукой руку ребенка, пройдите с ним вместе шаги 1-5 первой части
программы. Затем уберите свои руки и скажите: «Умой лоб!»
Укажите на его лоб своим пальцем. Если нужно, направьте его руку.
2. Уберите свою руку после окончания шага 4. Скажите: «Умой нос!» — и покажите
на его нос своим пальцем. При необходимости направьте его руку. Когда он вымоет
нос, укажите на его лоб и скажите: «Умой лоб!», а по окончании скажите: «Молодец!
Ты вымыл лицо!»
3. Продолжайте занятия, убирая свою руку на шаг раньше каждый раз, когда
ребенок овладевает очередным шагом, и делайте так до тех пор, пока ребенок не
научится умывать все лицо самостоятельно.
С этого момента показывайте только пальцем на соответствующую часть его лица.
4. Постепенно переставайте помогать — все меньше и меньше показывайте пальцем,
но пока еще давайте словесные указания. Когда он будет в состоянии умываться лишь
с помощью словесных указаний, постепенно (по одному) убирайте и их, пока ребенок
не научится умываться без какой бы то ни было помощи с вашей стороны.
Снимает штанишки.
Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их снимать легче всего.
Сначала учите ребенка снимать штанишки, когда он разут. Так будет легче.
Если его штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или «молнию», расстегните их сами.
Пусть ребенок сначала будет стоять, так как спускать штаны легче стоя, чем сидя. Затем обучайте его снимать штаны сидя, на чем бы он ни захотел сидеть — на полу, кровати или стуле.
Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор пока он успешно не справится без вашей помощи, затем переходите к следующему шагу. Держите наготове награду.
Ваши действия для дальнейшего развития ребенка.
1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть ее со второй ноги и дать штаны вам. Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»
Примечание: при каждом последующем снимании нужно начинать с одной и той же ноги.
2. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек, а затем попросите его сесть. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и помогите стянуть ее с одной ноги. Побудите его снять штаны со второй ноги и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»
3. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до колен и поместите его руки с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь. Скажите: «Сними штанишки!», затем положите свои руки на его и помогите спустить штаны до лодыжек. Побудите его сесть. Теперь он сам может снять штанишки и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штанишки!»
4. После того как ребенок научится самостоятельно снимать штанишки, когда они спущены до колен, начните помогать ему снимать их от середины бедер, затем от бедер и, наконец, от талии.
5. Помогайте все меньше и меньше, пока ребенок не научится самостоятельно
спускать штанишки вниз и снимать их при условии, что вы предварительно расстегиваете их.
Что вы должны сделать для того, чтобы начать процесс обучения ребенка необходимым для развития его самостоятельности навыкам?
1. Создать обучающую среду.
Окружите ребенка предметами быта и их копиями — игрушками, используйте развивающие игры, создайте среду для общения ребенка со взрослыми и детьми.
2. Организовать процесс обучения ребенка.
Отработка определенного навыка в партнерстве со взрослым человеком, с другими детьми, самостоятельно. Процесс обучения достигает своей цели в том случае, когда приятен для ребенка и приносит ему радость
3. Закрепить навык, доведя его до автоматизма.
Ребенок может повторять усвоенные им действия многократно, это приносит ему удовлетворение, радость, уверенность в себе. Одновременно необходимо предоставить ему дидактические игрушки для закрепления отрабатываемого навыка, что позволит совершенствовать тот навык, над которым вы работали. Для ребенка очень важна реакция взрослого на результат его действий, поведение.
Очень важна похвала, положительная оценка, стимулирование. Любая похвала положительно влияет на достижение положительного результата.
Процесс обучения
Как строить сам процесс обучения ребенка навыкам самообслуживания, что для этого необходимо сделать. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас — чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.
Сообщите малышу, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»). Ваше сообщение должно быть:
-кратким;
- четким;
- последовательным;
-подкрепленным определенными действиями.
Разделите процесс «застегивания пуговицы» на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие поддействия.
Процесс показа выполнения действия, которому вы собираете обучить ребенка.
Показ должен быть:
- четким;
-неторопливым;
- последовательным;
-действия выполнения доведены до автоматизма.
Интерес к игре
Сохранение интереса к игре возможно лишь при его положительном эмоциональном восприятии, для чего ребенку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении (или с небольшим усложнением задания). При потере интереса приобретение ребенком навыка может растянуться во времени или вообще не сформироваться. Как же совместить эти два требования? Каждую игру-занятие необходимо проводить как новую.
Для этого можно:
-сменить игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры, цвета, формы);
-сменить ситуацию, в которой происходит отработка навыка (на дидактическом материале);
-перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадлежащие другим людям;
-закреплять навык на одежде и обуви кукол;
-на своей одежде, лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;
-заканчиваем обучение на формировании навыка на одежде и обуви, находящейся на самом ребенке.
Взрослый должен помнить, что скорость формирования навыка зависит от многих факторов:
-от индивидуальных особенностей ребенка (есть дети с разным складом нервной деятельности: холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники);
- от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей является главным учителем для ребенка);
- разной скорости усвоения навыка (одному ребенку достаточно показать один раз, после чего он начнет формировать навык самостоятельно в игре и других видах деятельности, а другому ребенку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно).
Когда же мы можем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего?
Тогда, когда несколько дней подряд ребенок выполняет его успешно не только на организованном вами игре-занятии, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию.
Закрепление навыка проводится в игре.
На третьем году жизни у ребенка развивается отобразительная игра и начинает формироваться сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок берет на себя определенную роль, связывает в игре несколько последовательных действий и берет на себя роль в одно действие.
Определите, на каком уровне игровой деятельности находится ребенок. Окружите ребенка теми игрушками, которые ему нужны в данный момент. Позаботьтесь о том, чтобы игрушки, были разнообразными и способствовали его развитию.
Для того чтобы игрушка была интересна ребенку, она должна быть:
-доступна для него по сложности выполнения задания;
- красива по оформлению;
- находиться в поле зрения ребенка определенное время (пока интересует его);
- количество дидактических игрушек должно быть небольшим и соответствовать четырем поставленным вами задачам по формированию навыков самообслуживания в данный момент.
Для того чтобы ребенок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, создавайте такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки.
Понаблюдайте за игрой ребенка. Использует ли он навык и умение, которые вы формировали накануне? Испытывает ли он трудность в его применении? Вы должны понять еще то, что навыки из разных разделов могут формироваться с разной скоростью. Недопустимо начинать формировать новый навык в тот момент, когда формирование текущего навыка еще не завершено. Это не поможет вам сформировать у ребенка уверенность в своих силах, а у вас не будет удовлетворения от работы.
Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации, у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика. Развитие мелкой моторики проходит по определенным этапам, которые следуют один за другим по нарастанию сложности. Обучать ребенка необходимо, придерживаясь последовательности. Переход к последующему этапу невозможен без освоения ребенком предыдущего этапа.
Формирование навыка самостоятельной еды
Косвенная подготовка руки
«Перекладывание шаров»
Чему учится ребенок: продолжает совершенствовать сгибательные и разгибатель-ные движения кисти; зачерпывать шар ложкой и перекладывать в другую емкость.
«Просеивание фасоли»
Чему учится ребенок: продолжает развитие сгибательных и разгибательных движений кисти; зачерпывать и пересыпать деревянной ложкой, просеивать через сито, потряхивая его; отделять фасоль от манки.
«Перекладывание бусин»
Чему учится ребенок: продолжает совершенствовать сгибательные и разгибатель-ные движения кисти; совершенствует навык правильно держать ложку (тремя пальцами); зачерпывать полную ложку бусинок и пересыпать их в другую емкость.
«Раскладывание орехов»
Чему учится ребенок: выполнять вращательные движения кисти ведущей руки; продолжает развитие зрительно-двигательной координации; ложкой раскладывать орехи по сортам.
Закрепление навыка самостоятельной еды в игре
«К нам медведица пришла, медвежонка принесла...»
Чему учится ребенок: совершенствует захват щепотью, закрепляет умение правильно держать ложку, продолжает формировать координацию ведущей руки.
«Наш малыш»
Чему учится ребенок: закрепляет алгоритм еды ложкой и вилкой, кормить «малыша» кашей; вытирать рот салфеткой; формировать доброе отношение к младшим.
«Покормим куклу кашей»
Чему учится ребенок: совершенствует навык пользования ложкой в элементах сюжетной игры с куклой; закрепляет знание последовательности действий с ложкой; выполнять последовательные действия, имитирующие приготовление каши: налить воды в кастрюлю, насыпать крупу, посолить, добавить сахар, положить в тарелку, покормить куклу.
«Чай для кукол»
Чему учится ребенок: закрепляет навыки пользования чашкой — держать чашку за ручку; обогащает игровые действия — научить кукол пить чай из чашки; закрепляет знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Формирование навыка самостоятельно одеваться
Косвенная подготовка
«Перекладывание помпонов в банку»
Чему учится ребенок: продолжает развивать сгибательные и вращательные движения кисти; продолжает тренировать пальцы — захватывать мелкие предметы «пинцет-ным захватом», выделять указательный палец; перекладывать помпоны в банку через отверстие, проталкивать помпон указательным пальцем; отвинчивать и завинчивать крышку банки; высыпать помпоны в миску.
«Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником»
Чему учится ребенок: продолжает развивать умение хватать предметы щепотью, продолжает развивать согласованность работы обеих рук.
«Подбери к шнурку бусину»
Чему учится ребенок: продолжает развивать умение действовать пальцами — хватать щепотью; нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.
Формирование умения надевать штанишки
Косвенная подготовка
«Копилка»
Чему учится ребенок: совершенствует «пинцетный (щипковый) захват»; продолжает развивать зрительно-двигательную координацию; складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки.
«Шарик, катись!»
Чему учится ребенок: формировать все типы захвата: всеми пальцами — большие шары, «полупинцетом» — шары среднего размера, щепотью — маленькие шарики; соотносить размер шара и диаметр трубы; лазать по гимнастической стенке, координировать движения рук и ног; развивать гибкость позвоночного столба; развивать силу рук.
Закрепление умения раздеваться и одеваться в дидактической игре
«Кукла ложится спать»
Чему учится ребенок: совершенствует навык раздевания — расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, стягивать штанишки, колготки или снимать платье.
«Оденем куклу на прогулку»
Чему учится ребенок: закрепляет алгоритм одевания; умение надевать кукле шапку, собирая ее на прогулку.
Формирование навыков опрятности и гигиены. Формирование умения мыть руки и умываться
Косвенная подготовка — игры с водой
«Переливание воды из одного кувшинчика в другой»
Чему учится ребенок: совершенствовать работу обеих рук, продолжает развитие их согласованной работы; переливать воду из одного кувшинчика в другой.
«Переливание воды из кувшинчика в два стакана»
Чему учится ребенок: продолжает развивать соотносящие действия; переливать воду из кувшинчика в два стакана.
«Плыви, рыбка (кораблик)»
Чему учится ребенок: захватывать предметы одной рукой; действовать целенаправленно; увеличивать объем активных движений; снижать тонус и напряжение пальцев и кистей рук.
«Приклей рыбку»
Чему учится ребенок: захватывать предметы всеми пальцами, вычленяя большой, «приклеивать» предметы на стену.
«Поймай мыло»
Чему учится ребенок: брать, держать, выпускать из рук скользкое мыло.
Закрепление навыка умывания в дидактических играх
«Девочка чумазая...»
Чему учится ребенок: закрепляет полученные умения по мытью рук на кукле.
«Водичка, водичка, умой Тане личико!»
Чему учится ребенок: совершенствовать навыки умывания, усваивать последовательность выполнения действий (алгоритм), ухаживать за младшими (куклой).
«Купание кукол»
Чему учится ребенок: закрепляет навыки умывания (намыливать, смывать пену, вытирать тело полотенцем); соотносить размеры принадлежностей, необходимых для купания, с размером кукол — большая, средняя, маленькая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный годАктуальност...
План работы по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"
План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"...
«План по самообразованию » 2018-2019 учебный год 2018г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Актуальность ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в раб
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста"______Дата начала работы над темой___Сентябрь...
Программа по самообразованию на тему: «Развитие интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем формирования культурно-гигиенических навыков»
Программа по самообразованиюна тему:«Развитие интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем формирования культурно-гигиенических навыков»...
Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"
Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...