План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"
проект

Вышегородцева Анна Андреевна

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста»

 

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразования.

Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр, оформить уголок сенсорного развития

Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Разработать перспективный план работы с детьми.

 

Актуальность:

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

       Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

     И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома. (Приложение № 1)

 

         Стратегия работы:

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

         I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

         II этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

         III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики рук.

 

         Форма отчётности:

Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»

Провести анкетирование родителей.

Составить картотеку пальчиковых игр.

 

         Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

 

 

         Система работы представлена по следующим направлениям:

         В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная  работа с детьми;

         Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

         Работа с родителями - консультации и беседы.

 

Используемая литература:

«Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.

«Картотека тематических пальчиковых игр» составитель Л.Н Калмыкова

«Оригами для малышей» Н.А.Просова

«Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Подготовительная группа» А.Г.Савушкина

«Детский дизайн. Пластилинография» Г.Н. Давыдова

«22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Г.Н. Давыдова Москва Изд-во «Скрипторий 2003» 2014г.

В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург, 1997г.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

1. Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.

2."Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

4. Пальчиковая гимнастика "Пальчик - пальчик"

5. Упражнение с массажными мячиками

6. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

7. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

8. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

ОКТЯБРЬ

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 2 частей

3. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

4. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

5. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манной крупе)

7."Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

8. Рисование «Нарисуем ежику колючки».

НОЯБРЬ


  1. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять»

2. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

3."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию (игры на мягких модулях), работа со шнуровками

4."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

5. Рисование пальчиками горошков на платье, рубашках (на шаблоне)

6.Разложи пуговицы по цвету

7. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

8."Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

ДЕКАБРЬ



1. Строим дом из кубиков

2. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

3."Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру

4."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

5."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

6."Снеговик" - лепка из пластилина снеговика

7. Пальчиковая игра "Мы капусту режем»

8. Пальчиковый театр "Репка"

ЯНВАРЬ

1."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

2."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

3. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

5."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

6."Построим бом из кубиков"

7. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

8. Штриховка и обводка по контуру игрушек

ФЕВРАЛЬ



1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов среди игрушек на столе

5."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

6."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

7. Самомассаж ладоней

8."Разрезные картинки из 3 частей

МАРТ

1. Изготовление подарка для мамы

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

3."Следы от капели" рисуем точки на манной крупе

4."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

5.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

6.Соберем пирамидку

7."Мячи для котят" лепка из пластилина

8."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

АПРЕЛЬ




1. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

2.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

3. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

4."Собери картинку из 3 частей"

5."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

6. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

7."Червячки для грачей" лепка из пластилина

8."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

МАЙ

1. "Закрути бутылочки"

2. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

3."Строим дом" из конструктора

4."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

5. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

6.Показ пальчикового  театра "Колобок"

7. игры со шнуровками, липучками

8. Пальчиковые игры, разученные ранее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста" 2017 - 2018 учебный год

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и ра...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный годАктуальност...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста»

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

План по самообразованию тема ««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»2019-2020г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образован...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького реб...