Программа по самообразованию на тему: «Развитие интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем формирования культурно-гигиенических навыков»
методическая разработка
Программа по самообразованию
на тему:
«Развитие интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем формирования культурно-гигиенических навыков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №51»
Программа по самообразованию
на тему:
«Развитие интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем формирования культурно-гигиенических навыков»
Составила: воспитатель I квалификационной
категории Потапова Л.С.
г. Хотьково, 2020г.
Актуальность темы
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагога, создание условий для формирования простейших культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.
Работа по данной теме самообразования поможет мне решить следующие задачи.
Задачи самообразования:
1.Повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности в рамках выбранной темы;
2.Помочь усвоить дошкольникам первоначальные знания о правилах личной гигиены.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Литература для изучения
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с
- Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
- Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
- Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
- Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
- Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
- Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
- Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007
Этапы работы:
Организационный этап: сентябрь – октябрь 2020
- Выбор темы;
- Изучение научно – методической литературы по данной теме;
- Изучение инновационного педагогического опыта через печатные издания и интернет- пространства;
- Анализ и обобщение теоретических и практических данных;
- Постановка цели и задач;
- Составление перспективного плана работы;
- Оформление папки по самообразованию.
- Создание картотеки игровых средств для формирования культурно-гигиенических навыков поведения в группе и дома у детей дошкольного возраста;
- Подготовка информационного материала для родителей: буклеты, памятки, папки – передвижки, консультации на сайт ДОУ.
Основной этап: ноябрь – апрель 2021
- Проведение развивающих занятий, дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, пальчиковых игр с детьми;
- Расширение и пополнение предметно – развивающей среды группы атрибутами к сюжетно – ролевым и подвижным играм.
Заключительный этап: май 2021
- Итоговое мероприятие с детьми: Игра-путешествие «В страну Чистюнькино».
-Итоговое мероприятие с родителями: подготовка мультимедийной презентации «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».
-Обобщение опыта работы по данной теме самообразования на заседании Педагогического совета.
-Анализ результатов работы в рамках данной темы самообразования.
В результате работы предполагается:
- формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
- овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
- дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
- правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
- пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
- правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
• повышение знаний для успешного развития детей;
• получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
• укрепление связей между ДОУ и семьей.
Формы работы:
1. Чтение научно - методической, педагогической литературы; разработка картотек дидактических, сюжетно – ролевых игр, пальчиковых игр.
2. Работа с родителями: консультации, беседы, папки – передвижки, буклеты.
3. Работа с детьми: совместные игры, беседы, просмотр иллюстраций, сюжетно ролевые игры, дидактические игры, знакомство с художественной литературой, художественно – продуктивная деятельность.
Перспективный план работы по самообразованию
на 2020-2021 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | Диагностика культурно-гигиенических навыков (выявить знания и умения детей); Чтение А. Барто «Девочка чумазая»; Чтение потешки «Руки надо чисто мыть»; Игровое упражнения «Мыльные перчатки»; Беседа «Доброе утро расческа». | Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста». | КонинаЕ.Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г. Изготовление картотеки «Пальчиковые игры на формирования КГН». |
Октябрь | Чтение потешки «Водичка, водичка..»; Беседа «Берегите воду»; Игровая ситуация «Купаться любят все..»; Экспериментирование «Свойства воды»; Пальчиковая игра «Помощники»; Д/и «Одень куклу» | Рекомендация «Одежда детей в осенний период». | Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г Пополнение дидактической игрой «Одень куклу». |
Ноябрь | Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»; Пальчиковая игра «Посуда»; Сюжетно-ролевая игра «Сделаем Кате прическу»; Экспериментирование «Вода теплая и холодная»; Чтение потешки «Чистая водичка». | Папка-передвижка «Как научить ребенка быть аккуратным» | От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991. Пополнение «» развивающая игра-лото |
Декабрь | Беседа «Зачем нам мыло?»; Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; Рисование «Мое любимое полотенце»; Игровая ситуация «Кукла Надя наряжается на елку»; Пальчиковая игра «Стирка»; Д/и «Чистоплотные дети». | Консультация «Как подготовить ребенка ко сну». | Богуславская З. М., СмирноваЕ.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. Пополнение развивающая игра «». Пополнение картотеки «Сюжетно-ролевые игры» на формирование КГН. |
Январь | Беседа: «Учимся умываться»; Дидактическая игра «Умывалочка»; Подвижная игра «Пузырь»; Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»; Пальчиковая игра «Моем руки». | Папка передвижка «Воспитание личной гигиены у детей». | Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г. ВолчковаВ.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. Пополнение Настольная развивающая игра для дошкольников «». Пополнение картотеки «Сюжетно-ролевые игры» на формирование КГН. |
Февраль | Чтение потешки «Зеркало любит чистые лица»; Д/и «Мое полотенце»; Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Настю обедом»; Экспериментирование «Вот какая пена»; Практическое упражнение «Носовой платок». | Рекомендации для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста. | Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007 Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Пополнение дидактической игрой «Одень куклу». |
Март | Д\и «Сделаем лодочки»; Сюжетно-ролевая игра «Семья» (внесение игровой ситуации «Идем в гости»); Лепка «Мыло душистое»; Беседа «Чистота-та же красота»; Чтение стихотворения «Как у нашей Ирки». | Консультация «Как повысить иммунитет». Консультация «Мудрые советы и наставления». |
Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56 Пополнение картотеки «Д\и по формированию культурно-гигиенических навыков». Изготовление картотеки «Пальчиковые игры на формирования КГН». |
Апрель | Рассмотрение сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разное время года); Чтение Н Павлова «Чьи башмачки?»; Д/и «Что ты можешь о них сказать?»; Пальчиковая игра «Чистим зубки»; Д\и «Учимся одеваться». | Рекомендации для родителей «Развитие познавательной сферы». | Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990 Пополнение картотеки «Беседы на формирование КГН». |
Май | Пальчиковая игра «Умывание»; Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; Д\и «Посмотри в зеркало, как аккуратно мы одеты»; Пальчиковая игра «Моем руки»; Д.и «Что нужно кукле?»; Игра-путешествие «В страну Чистюнькино» (итоговое занятие). | «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007
Изготовление кармашек для расчесок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...
Эксперементально - практическая работа с детьми раннего возраста по формированию культурно – гигиенических навыков.
Выпускная квалификационная работа, выполнена на тему "Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста". Данная тема является актуально...
презентация на тему "Развитие интегративных качеств личности с помощью игры драматизации"
Развитие личности через игру...
Консультация для родителей детей раннего возраста по привитию культурно-гигиенических навыков
Материал подобран с целью помочь родителям безболезненно приучить своё дитя к горшку...
пособие для детей раннего возраста по формированию культурно-гигиенических навыков
Данное пособие предназначено для формирования КГН у детей раннего возраста в игровой форме....
Конспект для детей раннего возраста по формированию культурно – гигиенических навыков "В гостях у феи Чистоты"
Цель: формировать у детей культурно – гигиенические навыки.Задачи: Продолжать учить детей правильно мыть руки.расширять словарный запас детей словами;Способствовать развитию речи детей, обо...
Интегрированное занятие для детей раннего возраста по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора.
Закрепить знания детей о предметах туалета и их назначении; формировать умение намыливать руки и вытирать насухо полотенцем; мыть лицо, не разбрызгивая воду. Закрепить знания о цвете, форме пред...