Мастер класс для педагогов: «Роль сказки в художественно-эстетическом развитии»
материал

Гусева Наталья Владимировна

В своем мастер- классе я расскажу, как в образовательной деятельности с помощью сказок можно замотивировать детей, определить цель, проблему, пути ее решения с помощью приемов лепки и поддержать детскую инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Роль сказки в художественно-эстетическом развитии»

Цель мастер-класса:

создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом.

Задачи мастер - класса:

передача воспитателем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

обогащение представлений педагогов о роли сказки в художественно-эстетическом развитии.

развитие коммуникативных качеств педагогов, умение работать в коллективе;

раскрытие творческого потенциала педагогов.

Оборудование: 

пластилин разного цвета,

стеки,

доски.

Ход проведения мастер-класса.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка»

В. А. Сухомлинский.

Процесс становления личности происходит уже с первых лет жизни ребенка, когда он начинает думать, говорить, играть в игры.

Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит слияние ребенка с миром социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Формируются мировоззренческие основы юного человека, происходит становление понимания таких понятий как «добро» и «зло», у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.

Поэтому этап дошкольного развития становится фундаментальным периодом становления личности ребенка.

Именно на этом этапе в помощь педагогам и родителям в развитии и воспитании ребенка приходит сказка, как воплощение мудрости и опыта многих поколений наших предков.

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?!

Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки - это очень понятный, любимый детьми жанр, огромная часть национальной культуры. Сказки учат доброте, сопереживанию, честности, они несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. Поэтичность языка, пробуждаемые глубокие чувства рождают в детской душе прекрасный эмоциональный душевный отклик.

Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Эстетическое воспитание детей на материале народной сказки сейчас очень актуально. Решение такой проблемы требует серьезной работы, характер и содержание которой и обусловливаются самим литературным произведением, сказочным героем, а также возрастом детей и уровнем их развития.

Ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование и лепка облегчает её пересказ и запоминание. При этом мальчики охотнее работают с пластилином, девочки изображают или что-то мастерят из ткани, делают аппликации, вышивают сказочных героев. Благодаря творчеству детей герои любимых народных сказок оживают, а сказка становится для них более понятной, интересной и занимательной. Богатство и яркость фантастических образов народной сказки способствует развитию художественных способностей, которые обуславливаются общими требованиями всестороннего развития личности ребенка, ее индивидуальности. А источником развития и формирования художественных способностей является деятельность.

В образах, которые создаются детьми, персонажи, сюжеты сказок предстают во всей конкретной многогранности, во всех своих богатства. По детским эскизам мы видим, как плачет обиженный зайчик, как хитрая лиса обманывает колобка и т.д. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.

В своем мастер- классе я расскажу, как в образовательной деятельности с помощью сказок можно замотивировать детей, определить цель, проблему, пути ее решения с помощью приемов лепки и поддержать детскую инициативу.

Я принесла красивое лукошко с курочкой. Все знают народную сказку про Курочку Рябу. Сейчас я вам ее напомню: «Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко да не золотое, а простое».

Курочка принесла два яичка, но взять можно только одно.

Какое яйцо бы вы взяли? Какое яйцо лучше золотое или простое?

Что можно сделать из золота? (Можно сделать сережки, кольца, браслеты, цепочки на шею, брошки и т.д.)

Из золота можно наделать много украшений. Можно поставить золотое яйцо на полочку и любоваться им.

Что можно сделать из простого яйца? (Из яиц можно приготовить: яичницу, омлет; можно сварить их в крутую, всмятку или в мешочке; яйца кладут в салат, в тесто, с яйцом варят суп и т.д.)

Кто может появиться из яйца? (у птиц, насекомых, у рыб, пингвинов,

крокодилов, змей, черепах, динозавров, утконосов.)

Сегодня я хочу остановиться на необычном детеныше, это утконос.

Утконос - это птица или животное?

Я расскажу Вам одну сказку, в которой птицы и звери узнали кто же на самом деле утконосик.

Жила-была утка. Как-то раз снесла она яйца: четыре простых, а одно – серебряное. Из простых яиц вылупились утята, а из серебряного – утконосик. Утята резвились, плавали, а утконосик плакал, ничего не ел. Утка ему самых жирных червей приносила – ничего не вышло. Птицы и звери решили помочь утке. Цапля принесла целое ведро лучших в мире лягушек. Заяц – мешок моркови. Медведь притащил мёд. А утконосик всё плачет. Тогда позвали корову Бурёнку. Дала Бурёнка утконосику молока. Он молоко выпил и повеселел, начал бегать и плавать с утятами. А корова сказала: «Эх ты, утка. Видать тому, кто яйца серебряные несет, не дано простого понять. Вот и ты не поняла: сыночек твой - не утенок, не птенец, а зверушкино дитятко. Чтоб он рос сильным, здоровым и веселым ему ведь каждый день молоко давать нужно. Все звери большие и зверушки малые кормят молоком своих детишек. Твоим утятам молока не надо. А утконосик, хоть и похож носом на утенка, - совсем другой. Так-то вот».

Вот видите простое яйцо, даёт жизнь, всему начало! Из него на свет появляется и тот, кто по воздуху на крыльях летает, и тот, у кого крылья есть, а летать не умеет (курица), и тот, у кого крыльев вообще нет.

В образовательной деятельности с детьми для того, чтобы немного отдохнуть и сменить вид деятельности я использую динамические паузы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Предлагаю одну из таких игр пальчиковую гимнастику «курочка Ряба».

Жили-были дед (обведите руками сверху вниз воображаемую бороду)
И баба (изобразите, как завязываете под подбородком уголки платка)
И была у них курочка ряба (постучите указательным пальцем по столу).
Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики)
Да не простое, а золотое.
Дед бил, бил (постучите кулаком по "яичку")- не разбил!
Баба била, била (постучите кулачком по "яичку")- не разбила!
Мышка бежала, (пробегите всеми пальцами по столу)
Хвостиком махнула, (помашите указательным пальцем)- яичко упало и разбилось. (уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет, (закройте лицо руками)
Баба плачет. (закройте лицо руками)
А курочка кудахчет: "не плачь, дед. Не плачь, баба.
Я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики)
Другое: не золотое, а простое".

Сегодня, я предлагаю слепить яйцо. Как его можно слепить? С помощью каких приемов?

Простое яйцо состоит из густой прозрачной массы -это белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка-желток бывает желтого или оранжевого цвета).

Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем.

Оболочка яйца скорлупа - она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки).

Яйцо при лепке должно получиться настоящим с белком и желтком, чтобы проверить я разрежу его стекой.

В преддверие наступления праздника Пасхи, я предлагаю яйцо украсить, используя различные приемы лепки.

Используя сказку и приемы вариативной лепки в непрерывной образовательной деятельности захватываются все образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие» - лепка, «Развитие речи» - рассказывание сказки, «Познание» - знакомство с выпечкой, «Социально-коммуникативное» - оказали помощь, «Физическое развитие» - мелкая моторика.

В конце нужно провести рефлексию деятельности, которая даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Можно предложить следующее:

Что же нового и интересного вы взяли себе на заметку?

Пригодится ли мой мастер-класс в вашей работе?

Перед вами лежат смайлики:
Если вам понравился мой мастер класс, приклейте улыбающегося смайлика.

Если у вас были небольшие затруднения, приклейте смайлик, который не улыбается.

Если вы ни чего нового для себя не взяли, приклейте грустного смайлика.

Надеюсь мой мастер класс будут использовать в своей работе не только молодые, но и опытные педагоги. Мастер класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и обогатит представления педагогов о роли сказки в художественно-эстетическом развитии.

Литература:

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010г.

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010г.

Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.

Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002г.

Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: Т Ц «Сфера»,2000г

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно – методическое пособие. - М.: «Цветной мир», 2012.

Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская . - М.: Сфера, 2010г.

Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. - М.: Просвещение, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей старших групп по художественно-эстетическому развитию

Мастер-класс для воспитателей старших групппо художественно-эстетическому развитию (изодеятельность)«Мы «рисуем» картину»Задачи работы с педагогами:1. Повысить педагогическое мастерство.2. Ознакомить ...

Мастер класс для педагогов "Организация НОД по художественному-эстетическому развитию"

Мастер класс для педагогов на тему: "Организация НОД по художественному-эстетическому развитию" (изобразительная деятельность)....

Мастер-класс для детей и родителей по художественно- эстетическому развитию в технике торцевание «Цыпленок».

Мастер-класс для детей и родителей по художественно- эстетическому развитию в технике торцевание «Цыпленок»....

Мастер класс для педагогов «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Задачи: - ...

Мастер-класс «Роль сказки в художественно-эстетическом развитии»

Создание условий для полноценного проявления и развития педпередача воспитателем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогическ...

МАСТЕР – КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ: «РОЛЬ СКАЗКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

- показать педагогам проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки....

Мастер - класс с использованием технологии сотрудничества по художественно - эстетическому развитию (лепке) в старшей группе "Подарок на новоселье"

В данном мастер - классе использована структура ООД с использованием технологии сотрудничества для достижения детьми быстрого положительного результата в совместной деятельности. В коррекционной логоп...