Мастер класс для педагогов «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»
Составила:
учитель-логопед
Тихонова Н.А.
с. Салмановка ,
2017 год.
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Ход мастер - класса
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с вами окунёмся.
И здесь осеним теплым днём
Свой опыт повышать начнём.
Хочу представить тему экологического воспитания. И в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с работой с детьми через экологические сказки.
Презентация :(теоретическая часть)
Я предлагаю вам перейти к практической части.
Сначала проведем небольшую разминку:
Послушайте загадку и отгадайте её:
КРУГЛОЕ, РУМЯНОЕ
Я ВЫРАСТУ НА ВЕТКЕ,
ЛЮБЯТ МЕНЯ ВЗРОСЛЫЕ
И МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ.
(ЯБЛОКО)
В какой же сказке и для кого опустила яблоня свои ветки? ( Хаврошечка,Гуси-лебеди).
Как вы думаете, почему выросли на яблоньке такие крупные и сочные плоды? Назовите условия, необходимые для роста растений и созревания плодов. На какие группы можно разделить плоды? (Сочные и сухие). Назовите сочные плоды. (Яблоко, груша, огурец, вишня и др.) Назовите сухие плоды. (Горох, рожь, пшеница, кукуруза, орех и др.) Где они растут? Ответы Слайд «Вершки и корешки».
- О ком эта сказка? Какие культуры сеял мужик? (Репу, рожь).
Какие части этих растений человек употребляет в пищу?
Какие злаки вы ещё знаете? (Пшеница, овёс, ячмень, кукуруза).
Как возделывают злаки?
Что получают из ржаной муки? (Ржаной(чёрный) хлеб).
Что получают из пшеничной муки? (Белый хлеб, кондитерские изделия, макароны . Из семян – манную крупу).
Следующая загадка .
ДВЕНАДЦАТЬ БРАТЬЕВ
ДРУГ ЗА ДРУГОМ БРОДЯТ,
ДРУГ ДРУГА НЕ ОБХОДЯТ.
(МЕСЯЦЫ).
В какой сказке встретились сразу все месяцы? («Двенадцать месяцев»).
А в жизни так бывает?
В какой очерёдности идут месяцы? (Ответы).
Какой месяц дал девочке возможность набрать полную корзину цветов? (Апрель).
А какой месяц уступил апрелю свой черёд для того, чтобы девочка набрала цветов?
А что было бы, если бы каждый из нас устанавливал такой месяц, который ему захочется?
Какие цветы собирала в сказке девочка? (Подснежники).
Почему эти цветы так называются? (Появляются в период, когда снег ещё не весь растаял: как бы из-под снега).
Часто ли можно встретить подснежники в лесу? (Это теперь редкое охраняемое растение).
Какие ещё охраняемые растения вы знаете?(Ландыш ,купальница, плавун, белая кувшинка).
Игра «Зоопарк»
Слайд картинка лисы( с примером из конспекта)
Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк. Посмотрите у меня здесь изображение лисы. Вы будете посетителями зоопарка а я экскурсоводом. Я отвечаю за это животное и вот что могу о нём рассказать : «Лиса – это дикое животное, она обитает в лесу и живёт в норе. Лиса хитрая, рыжая и пушистая. Есть много сказок про лису, например: «Лиса и петух», «Лисичка со скалочкой», «Колобок»… Затем каждый участник получает карточку с изображением животного и составляет рассказ о нём.
Слайд «Зимой в лесу»
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности.
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.
Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", -сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", -возразила Маша. Зима в лесу -любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка -сказал Петя, -Давайте ее поймаем. »
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц –в неволе они погибнут.
Вывод: С помощью сказок-путаниц, дети выявляют ошибки из заранее полученных знаний. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
Эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает! Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», какие понятия мы можем дать детям? Правильно, овощная культура. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет, а ещё? Да, уход за репкой.
Слайд «Сказка репка на новый лад»
Я вам предлагаю обыграть экологическую сказку «Репка на новый лад».
Атеперь давайте посмотрим экологическую сказку
Приложение №1 Сценарий сказки «Репка на новый лад»
Вед:
Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.
Позвал дед бабку.
Дед:
- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?
Бабка:
- Как что? –
ВЕД:
-отвечает бабка.
Бабка:
-Так ведь огород-то свой поливать надо!
Вед:
Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.
Дед:
- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?
Бабка:
- И я не знаю. Давай спросим у внучки.
Вед:
Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.
Внучка:
-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?
Бабка:
-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?
Внучка:
- А где вы эту воду набирали?
Дед:
- Так это…я в нашей реке воду набрал.
Внучка:
- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.
Вед:
Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!
Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.
Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.
Жучка.
- Что звали меня, хозяева?
Дед:
- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!
Жучка.
- Так может землю эту подрыхлить надо?
Вед:
Взяла Жучка грабли, начала землю рыхлить, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…
Жучка.
- Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!
Вед:
Прибежали и Кошка, и Мышка.
Жучка:
- Друзья, посмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!
Вед:
Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Такой мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...
Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”
laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...
Мастер класс для педагогов: «Роль сказки в художественно-эстетическом развитии»
В своем мастер- классе я расскажу, как в образовательной деятельности с помощью сказок можно замотивировать детей, определить цель, проблему, пути ее решения с помощью приемов лепки и поддержать детск...
МАСТЕР – КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ: «РОЛЬ СКАЗКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
- показать педагогам проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки....
Роль сказки в экологическом образовании дошкольников.
Материал поможет как педагогам, так и родителям....