Мастер класс для педагогов «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»
методическая разработка на тему

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Задачи: - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; - способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»

Составила:
учитель-логопед
Тихонова Н.А.
с. Салмановка ,
2017 год.

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. 
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Ход мастер - класса
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с вами окунёмся.
И здесь осеним теплым днём
Свой опыт повышать начнём.
Хочу представить тему экологического воспитания. И в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с работой с детьми через экологические сказки.

Презентация :(теоретическая  часть)

 Я предлагаю вам перейти к практической части.

Сначала проведем небольшую разминку:

Послушайте загадку и отгадайте её:

КРУГЛОЕ, РУМЯНОЕ

Я ВЫРАСТУ НА ВЕТКЕ,

ЛЮБЯТ МЕНЯ ВЗРОСЛЫЕ

И МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ.

                                                    (ЯБЛОКО)

В какой же сказке и для кого опустила яблоня свои ветки? ( Хаврошечка,Гуси-лебеди).

Как вы думаете, почему выросли на яблоньке такие крупные и сочные плоды? Назовите условия, необходимые для роста растений и созревания плодов. На какие группы можно разделить плоды? (Сочные и сухие). Назовите сочные плоды. (Яблоко, груша, огурец, вишня и др.) Назовите сухие плоды. (Горох, рожь, пшеница, кукуруза, орех и др.) Где они растут? Ответы Слайд    «Вершки и корешки».

О ком эта сказка? Какие культуры сеял мужик? (Репу, рожь).

Какие части этих растений человек употребляет в пищу?

Какие злаки вы ещё знаете? (Пшеница, овёс, ячмень, кукуруза).

Как возделывают злаки?

Что получают из ржаной муки? (Ржаной(чёрный) хлеб).

Что получают из пшеничной муки? (Белый хлеб, кондитерские изделия, макароны . Из семян – манную крупу).

 Следующая загадка .

ДВЕНАДЦАТЬ БРАТЬЕВ

ДРУГ ЗА ДРУГОМ БРОДЯТ,

ДРУГ ДРУГА НЕ ОБХОДЯТ.

                                          (МЕСЯЦЫ).

В какой сказке встретились сразу все месяцы? («Двенадцать месяцев»).

А в жизни так бывает?

В какой очерёдности идут месяцы? (Ответы).

Какой месяц дал девочке возможность набрать полную корзину цветов? (Апрель).

А какой месяц уступил апрелю свой черёд для того, чтобы девочка набрала цветов?

А что было бы, если бы каждый из нас устанавливал такой месяц, который ему захочется?

Какие цветы собирала в сказке девочка? (Подснежники).

Почему эти цветы так называются? (Появляются в период, когда снег ещё не весь растаял: как бы из-под снега).

Часто ли можно встретить подснежники в лесу? (Это теперь редкое охраняемое растение).

Какие ещё охраняемые растения вы знаете?(Ландыш ,купальница, плавун, белая кувшинка).

Игра «Зоопарк»

Слайд картинка лисы( с примером из конспекта)

Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк. Посмотрите у меня здесь изображение лисы. Вы будете посетителями зоопарка а я экскурсоводом. Я отвечаю за это животное и вот что могу о нём рассказать : «Лиса – это дикое животное, она обитает в лесу и живёт в норе. Лиса хитрая, рыжая и пушистая. Есть много сказок про лисунапример«Лиса и петух»«Лисичка со скалочкой»«Колобок»… Затем каждый участник получает карточку с изображением животного и составляет рассказ о нём.


Слайд «Зимой в лесу»

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. 

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. 
Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", -сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", -возразила Маша. Зима в лесу -любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка -сказал Петя, -Давайте ее поймаем. » 
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год 
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц –в неволе они погибнут.
Вывод: С помощью сказок-путаниц, дети выявляют ошибки из заранее полученных знаний. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе. 

«Сказка ложь, да в ней намёк!                                                                                    Добрым молодцам урок!»   
 Эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает! Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», какие понятия мы можем дать детям? Правильно, овощная культура. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет, а ещё? Да, уход за репкой.

Слайд «Сказка репка на новый лад»


Я вам предлагаю обыграть экологическую сказку «Репка на новый лад».

Атеперь давайте посмотрим экологическую сказку

Приложение  №1 Сценарий сказки «Репка на новый лад»

Вед:
Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.
Позвал дед бабку.

Дед:
- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?
Бабка:

- Как что? –

ВЕД:

-отвечает бабка.

Бабка:

 -Так ведь огород-то свой поливать надо!

Вед:
Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.

Дед:
- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?

Бабка:
- И я не знаю. Давай спросим у внучки.

Вед:
Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.

Внучка:
-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?

Бабка:
-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?

Внучка:
- А где вы эту воду набирали?

Дед:
- Так это…я в нашей реке воду набрал.

Внучка:
- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.

Вед:
Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!
Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.
Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.

Жучка.

- Что звали меня, хозяева?

Дед:

- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!

Жучка.

- Так может землю эту подрыхлить надо?

Вед:
Взяла Жучка грабли, начала землю рыхлить, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…

Жучка.
- Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!

Вед:
Прибежали и Кошка, и Мышка.

Жучка:
- Друзья, посмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!

Вед:
Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Роль сказки в экологическом образовании дошкольников"

                                                      ...

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Такой  мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”

laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...

Мастер класс для педагогов: «Роль сказки в художественно-эстетическом развитии»

В своем мастер- классе я расскажу, как в образовательной деятельности с помощью сказок можно замотивировать детей, определить цель, проблему, пути ее решения с помощью приемов лепки и поддержать детск...

МАСТЕР – КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ: «РОЛЬ СКАЗКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

- показать педагогам проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки....

Роль сказки в экологическом образовании дошкольников.

Материал поможет как педагогам, так и родителям....