МАСТЕР – КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ: «РОЛЬ СКАЗКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал

Зак Ирина Алексеевна

- показать педагогам проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass1111.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ: «РОЛЬ СКАЗКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель:

- показать педагогам проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки.

Методическое оснащение:

материалы для проведения практикума: математические атрибуты для сказок, картинки, карточки с заданием

Методы:

рассказ, беседа, демонстрация готовых игр, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.

План проведения:

I.  Актуальность. Постановка проблемы.

II. Основные элементы опыта.

III. Практикум. Практические занятия

IV. Рефлексия.

I. Актуальность.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Зак Ирина Алексеевна, я работаю воспитателем в Детском саду «Солнышко» село Борское.

Тема  мастер – класса: «РОЛЬ СКАЗКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Современной дошкольной педагогикой используются как народные, так и авторские сказки.

Совместная деятельность взрослого и ребенка, направлена на формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира, требует от педагога создание условий для четкой мотивации ребенка. Именно сказка может стать тем средством, которое заинтересует дошкольника, мотивирует его.

II. Основные легкоэлементы слушалопыта.

         Прежде всего, хочу отметить, есть два аспекта использования сказок:

-  работа детей с авторской или народной сказкой;

-  совместная работа детей и взрослых над созданием собственных авторских математических сказок.

При работе с дошкольниками использую сказки для подготовки и проведения занятия. Планирую работу на основе уже известного детям произведения, с учетом его сюжета и особенностей. Подготовку такого занятия начинаю с рассмотрения цели занятия, программных образовательных задач.

III. Практикум.

При работе с дошкольниками использую сказки для подготовки и проведения занятия. Планирую работу на основе уже известного детям произведения, с учетом его сюжета и особенностей. Подготовку такого занятия начинаю с рассмотрения цели занятия, программных образовательных задач.

Так, планируя занятия для детей шестого года жизни, мы берем за основу народную сказку «Лиса и Волк». Готовим презентацию для показа, раздаточный и демонстрационный материал. Задания детям предлагают по очереди Лисичка и Волк.

Для того чтобы продолжать знакомить с цифрами натурального ряда чисел (5-9) и 0, называть числа от 1 до 10, мы помогаем Волку посчитать большую и маленькую рыбку.

Например, для реализации образовательной задачи «упражнять детей распознавать геометрические фигуры, видоизменять их путем разделения на части и составления из частей» Лисичка предлагает детям сложить из геометрических фигур соломенного бычка.

Таким образом, строится все занятие. Целесообразным является использование сказок с циклическими ситуациями («Колобок» и другие). Это дает возможность использовать разнообразные задания с различными героями.

В этом случае сказка является тем средством, которое мотивирует детей к выполнению заданий, придает занятию яркую эмоциональную окраску.

Работая в этом направлении, я практикую составление и решение «сказочных» задач с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Сказочный сюжет задачи вызывает особый интерес и усиливает мотивацию к выполнению задач.

Предлагаю вам решить примеры задач – сказок

          - Красная Шапочка несла в корзинке бабушке пирожки. Пирожков с капустой было 5, с грибами - 4. Сколько всего пирожков  было в корзинке?

          - Буратино получил от папы 5 золотых, 2 монеты он потерял. Сколько золотых осталось?

          - Эльф подарил Дюймовочке 3 розы, 3 тюльпана. Сколько всего цветов подарили Дюймовочке?

         Дети очень любят создавать новые сказочные сюжеты с участием героев любимых мультфильмов. Поэтому решение таких задач является очень эффективным.

        Так, например, дети, получив карточку с изображением героев мультфильма «Маша и медведь» и цифр 8 и 2 придумывают соответствующие  задачи:

- Медведь купил 8 конфет. Маша съела 2. Сколько конфет она оставила Медведю?

- Медведь пошел на рыбалку и поймал 8 карасей и 2 окуня. Сколько всего рыб поймал Медведь?

- Маша сорвала 2 морковки, а Медведь 8. Сколько всего морковок они сорвали вместе?

         Еще одной из форм использования сказки для формирования у детей элементарных математических представлений является, собственно, авторская педагогическая сказка, которую создает и рассказывает педагог своим воспитанникам. Целесообразным считаем использование таких сказок во время знакомства с цифрами, геометрическими фигурами. Дети с интересом погружаются в путешествие в сказочное Королевство Математики, где «живут» цифры, знаки и геометрические фигуры.

        Например, знакомить детей с составом числа в пределах десяти можно, используя сказку (анимацию или презентацию):

«В сказочном Королевстве Математика жили – были цифры: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь, Девять, Десять. Все они были разные.

Каждая цифра имела свой собственный домик. А в домике – разные вещи! Сегодня мы заглянем в гости к цифре Восемь. Домик имеет 8 окон.

В домике: 8 кресел: 1 белого цвета и 7 - синего,

8 стульев: 2 больших и 6 маленьких,

8 чашек: 3 красного цвета и 5 - зеленого,

8 тарелок: 4 большие и 4 маленькие,

8 шкафов: 5 для одежды и 3 для обуви,

8 кроваток: 6 больших, 2 игрушечных,

8 ковриков: 7 круглых и 1 квадратный.

           Странный домик у цифры Восемь! Но ей все нравится. И каждый день она считает все свои вещи и радуется!!!

          Итак, учитывая вышесказанное, мы можем выделить несколько составляющих для успешного использования сказки как средства формирования у детей элементарных математических представлений:

         - создание соответствующей развивающей среды (целесообразным является использование презентаций, анимации, ярких демонстрационных и раздаточных материалов);

       -  соответствие материала требованиям образовательной программы;

       -  наличие четкой, понятной игровой мотивации;

       - креативность педагога

Формирование у детей элементарных математических представлений средствами сказки является весьма эффективным для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Сказки помогают воспитывать интерес к логико-математическим упражнениям и задачам, вызывают радость от познания нового.

Рефлексия

Предлагаю ответить на вопросы:  

- Что интересного возьмёте для работы с детьми?

- Что нового для себя вы узнали об интерактивном методе «Математическая сказка»?

- Считаете ли вы, что этот метод соответствует требованиям ФГОС ДО  в  работе с детьми дошкольного возраста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Мастер класс для педагогов « Игровой стретчинг для детей дошкольного возраста»

Знакомство с оздоровительной методикой игрового стретчинга....

Мастер класс для педагогов «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Задачи: - ...

Мастер класс для педагогов: «Роль сказки в художественно-эстетическом развитии»

В своем мастер- классе я расскажу, как в образовательной деятельности с помощью сказок можно замотивировать детей, определить цель, проблему, пути ее решения с помощью приемов лепки и поддержать детск...