Статья Интеграция элементов кинезиологии в образовательном процессе ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)

Трофимова Татьяна Николаевна

 Использование кинезиологии при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста способствует развитию у детей умственных способностей, улучшает координацию движений. Данная технология применяется как здоровьесберегающая, способствующая улучшению физического и психического развития дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трофимова Татьяна Николаевна

воспитатель МБДОУ №25 г. Канск

«Интеграция элементов кинезиологии

 в образовательном процессе ДОУ»

В настоящее время  на современных детей  обрушивается большое количество разнообразной информации,  увеличиваются требования к интеллектуальным  возможностям и способностям,   личностным качествам. При этом  ещё  усложняются и школьные программы,  которые  для своей реализации требуют высокого уровня познавательной активности и  психологической  готовности  детей.

При переходе выпускников дошкольных образовательных организаций в последующее звено обучения, у детей должны быть сформированы определённые целевые ориентиры. Каждому педагогу хочется, чтобы его воспитанники были в числе лучших и это мотивирует их на использование в своей профессиональной деятельности эффективных подходов, методов и приёмов работы. На мой взгляд использование современных технологий при организации образовательного процесса способствует повышению качества образования. В своей деятельности я использую элементы кинезиологии.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения [2].  В России кинезиология стала популярной благодаря нейропсихологам А.Л. Сиротюк [3] и А.В. Семенович [4].  

Кинезиологические упражнения - это комплекс упражнений, состоящий из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, перекрестных (реципрокных) телесных упражнений. А также  упражнений  для языка и мышц челюсти, развития мелкой моторики рук, релаксации.

 Ежедневное включение таких упражнений в педагогическую деятельность    позволяет   улучшить  у детей мыслительную деятельность, синхронизировать  работу полушарий, способствует лучшему  запоминанию программного материала, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций.

 Работая воспитателем в детском саду, считаю, что многие упражнения [1] доступны для детей с 3-х лет и могут проводиться как со всеми детьми (фронтально), так и индивидуально в течение всего дня.

 Во время проведения  утренней гимнастики включаю растяжки:

«Звезда» - упражнение выполняется лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а  затем потянуть руки, ноги.  Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом – левая рука и правая нога.

 «Лучики». Исходное положение – лежа на спине, Поочередное напряжение и расслабление:

 - шеи, спины, ягодиц;

- правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы;

 - левых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.

« Медуза». Ложимся на спину, совершаем плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде;

Как во время гимнастики, так и на физкультурном занятии использую телесные упражнения – разнотипные движения рук и ног:

«Перекрестное марширование». Шагаем высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге (6 пар движений). Затем шагаем касаясь рукой одноименного колена. (6 пар движений). Заканчиваем  касаниями по противоположной ноге.

 «Ходьба на четвереньках». Ходим на четвереньках (левая нога- правая рука, правая рука – левая нога) на ладошках, на локтях (передом и задом).

- «Медвежьи покачивания». Качаемся из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключаем руки. Вспоминаем «Мишку косолапого».

- «Велосипед». Имитируем ногами езду на велосипеде, касаемся при этом локтем противоположного колена; потом – другого колена; затем снова противоположного.

- «Лодочка». Ложимся на спину, затем на живот.  Приподнимаем голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложняем – «покачиваемся на волнах».

-  «Качалка». Садимся на пол, подтягиваем колени к животу, обхватываем их руками, голову прячем в колени. Перекатываемся с одного бока на другой, вперед-назад, всеми позвонками по полу.

- «Вездеход». Передвигаемся передом (лицом вперед), а затем (спиной вперед) с прямыми ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц.

- «Бревнышко». Прокатываемся «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытягиваем над головой, затем вдоль туловища;

Очень нравятся детям упражнения с утяжеленными мешочками: перекладывание, подбрасывание, перебрасывание и другие различные манипуляции;  

дыхательные упражнения: «Шарик». Исходная позиция – лежа на спине (можно стоя). Вдох. Расслабляем мышцы живота, делаем вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдыхаем. Втягиваем живот как можно сильнее. Делаем паузу. Выдыхаем. При вдохе губы вытягиваем трубочкой и с шумом «пьем» воздух.

 «Ныряльщик».  Исходное положение – стоя. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, при этом закрываем нос пальцами. Приседаем, как бы ныряем  в воду. Считаем  до 5 и выныриваем – открываем нос и делаем выдох.

Перед утренним умыванием выполняем растирание ладошек, сжатие и растяжение кистей рук, изолированные движения пальцев:

“Колечко”. Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения начинаем выполнять с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполняем каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе;

“Кулак – ребро - ладонь”. На столе, можно на коленях последовательно меняем положение рук – кулак, ребро, ладонь.   Выполнем 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе;

“Лезгинка”. Левую руку складываем в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно  меняем  правую и левую руку в течение 6-8 раз.

Перед занятием провожу глазодвигательные упражнения:

 «Рисуем глазками».  Правой рукой фиксируем голову за подбородок. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинаем отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сводим глаза к центру. Глаза сначала смотрят произвольно, затем на расстоянии вытянутой руки (можно дать в руки игрушку). Упражнение совершенствуется в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. Первый вариант выполнения – с плотно сжатыми челюстями, следующий – с легко прикушенным языком, третий – с широко открытым ртом. Стремимся к тому, чтобы совмещать движения глаз с дыханием. На фазе глубокого вдоха делаем движения глазами, затем удерживаем  глаза  на фазе задержки дыхания.

Упражнения для ушных раковин: массируем  мочки ушей и оттягиваем вниз; тянем вверх верхушки ушей; взявшись за середину ушей, оттягиваем их вперед, назад и в стороны, затем  растираем уши руками;

телесные упражнения:

«Рожицы». Выполняем различные мимические движения: надуваем щеки,  показываем язык, вытягиваем губы трубочкой, широко открываем рот.

«Поглаживание лица».   

дыхательные упражнения.

Во время занятий, динамической паузы: растяжки, перекрестные движения, упражнения для тонких движений пальцев рук.

Перед прогулкой упражнения для нижней челюсти: открываем рот и совершаем резкие движения влево-вправо. Отрабатываем такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполняем последовательно: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д., упражнения для пальцев ног, ступней и перекрестные движения рук и ног.

Перед сном упражнения на релаксацию.

После сна выполняем растяжки, массажные упражнения: массаж щек -указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисуем» сходящиеся и расходящиеся круги по контуру щек; массаж лба и подбородка: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисуем» круги по контуру лба и на подбородке. Движения выполняем в противоположных направлениях; массаж век: указательными и средними пальцами обеих рук «рисуем» вокруг глаз очки (глаза открыты). Движения от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.

Все упражнения сопровождаю словесным описанием, использую известные стихи, песни, устное народное творчество. Дети с удовольствием повторяют все движения и слова. У ослабленных детей движения могут не получаться, но упражняясь каждый день, движения становятся более координированными. Развивая координацию движений, моторику ребенка с 3 лет, создаю предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов, развития способностей и предупреждения (коррекции) различных проблем.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения.

Применение  данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует  интеллектуальные и познавательные способности.

Используемая литература:

  1. Материалы курсов Автономной некоммерческой организации «Академия профессионального дополнительного образования» г. Курган по программе: «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС», 2016 год
  2. Интернет-ресурс: https://voinka.educrimea.ru/uploads/5000/20488/section/352527/Kineziologicheskaya_korrekciya.pdf?1494960291538 
  3. Интернет - ресурс: http://pedlib.ru/Books/4/0402/4_0402-22.shtml
  4. Интернет - ресурс: http://pedlib.ru/Books/3/0287/3_0287-1.shtml 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция ИКТ в воспитательно - образовательный процесс в ДОУ

Использование собственной цифровой грамотности для интеграции новых технологий и новых педагогических приемов в повседневную жизнь ОУ, процессы воспитания и обучения детей наиболее эффективным, привле...

статья "Межпредметный интегрированный подход в образовательном процессе ДОУ"

В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия физкультурного работника и логопеда в применении  интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ...

Интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду

C введением ФГОС дошкольного образования главной задачей стало уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большей степени ...

Интеграция как средство организации образовательного процесса. Конспект тематического дня " ДЕНЬ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ"

Мною представлен конспект тематического дня, который охватывает несколько образовательных областей и обеспечивает развитие игровых, коммуникативных, познавательных и творческих  навыков у до...

"Технология интеграции дидактических игр в образовательном процессе ДОО".

Автор статьи пишет, что дидактические игры являются одним из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей, представляют собой многоплановое, слож...

Использование элементов логоритмики в образовательном процессе ДОУ

Игры и упражнения на занятиях по логоритмикеhttps://drive.google.com/drive/folders/1oe3awnKUPH4fO65LlMySTaUFb_PmK1ZN?usp=share_link...