Интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду
статья на тему

Резенова Надежда Александровна

C введением ФГОС дошкольного образования главной задачей стало уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большей степени средством возбуждения творческо-поисковой деятельности. Этому в большей мере способствует интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_integratsiyu_pri_fgos_statya.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду».

Мы очень долго шли к стандарту дошкольного образования, так как называемым «ФГОСам». И вот они утверждены приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года и вступили в законную силу с 01 января 2014 года. Сейчас наша главная задача, уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большой степени средством возбуждения творческо-поисковой деятельности. Современный детский сад должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для развития сферами жизни, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявлять индивидуальность и творчество.

ФГОС ДО предусматривает развитие личности детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей (п. 2.1). дошкольное образование должно обеспечивать полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, речевого, познавательного, художественно- эстетического, физического развития личности детей (п. 3.1 ФГОС ДО). То есть содержание образования, по сути должно быть интересным.

Процесс обновления всегда проходит непросто, на первых порах педагоги затрудняются в переходе на новые формы работы, хотя имеют большой опыт в организации разных видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). интегральный подход вызывает трудности не только на этапе реализации, но и планирования. С нашей точки зрения, одним из путей преодоления данной трудности является интегрированная реализация содержания образовательных областей календарно- тематического плана, который определяет логику, систему и содержание целостного процесса. В результате освоения интегративной деятельности у ребенка формируются социальные навыки и способы деятельности, индивидуальность, инициативность и другие возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Для того, чтобы качественно осуществить комплексность подходов, необходимо определить формы организации деятельности через образовательные области. Формы интегративного процесса должны способствовать включению не только детей и педагогов, но и родителей в течение дня недели или месяца. Такими интегративными формами могут быть экскурсии, творческие проекты, совместные праздники, мастер- классы, театральные постановки и др. В совокупности все эти подходы не могут существовать обособленно – в этом и есть особенность комплексного подхода, их выбор определяется темой. Например, тема «Человек в культуре» может быть реализована в течение недели в следующих формах: экскурсия в музей – выставка «Жилища и быт русских людей», встреча с интересным человеком, мастер-класс (изготовление кувшина из глины), организация игрового «экзамена» русская гармошка (бумага –подарок малышам), опытно – экспериментальная деятельность «образование гор на Земле» (слоеное тесто), совместная деятельность с родителями «Гурьевская каша по старинным рецептам» (дегустация), организация русских народных игр «Горшки», «Березовые ворота», коллективное изготовление плаката «Как одевались на Руси» (коллаж) и др.

        В интегрированной деятельности могут быть представлены несколько видов деятельности, но содержание которых определяется одной темой.

При этом мы выделим некоторые виды деятельности, которые легко интегрируются с любыми видами деятельности: познавательно –исследовательская, игровая коммуникативная.

Как инновационное явление в педагогической практике – реализация комплексного подхода вызывает сложности введения в практику в силу недостаточного количества методических разработок и эпизодичности практического опыта. Но при этом данный подход к организации образовательного процесса позволяет сформировать у детей целостную картину мира, интерес и любознательность, организовать связь образовательной деятельности с реальной жизнью детей (вне занятий и за периметром детского сада), достичь всестороннего развития личности, а также удовлетворяет основные принципы дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС ДО): полноценное проживание ребенком всех этапов детства, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, поддержка инициативы детей, сотрудничество детей и взрослых и др.

Интеграция образовательных областей на основе детских видов деятельности приводит к заинтересованному и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет достичь развития универсальных качеств личности.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, меняет методику работы с детьми, создает новые обучающие технологии.

Литература:

  1. Аргунова А.Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника». М., 2011г.
  2. Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. «Развитие творческих способностей». М., 2009г.
  3. перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития, Иркутск, 2015г.
  4. приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013, регистрационный номер 30384).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство организации образовательного процесса. Конспект тематического дня " ДЕНЬ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ"

Мною представлен конспект тематического дня, который охватывает несколько образовательных областей и обеспечивает развитие игровых, коммуникативных, познавательных и творческих  навыков у до...

Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада

Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада Ахтырская Юлия Викторовна, старший ...

Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада

Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада Ахтырская Юлия Викторовна, старший ...

Программно - методический материал для организации образовательного процесс «Использование современных образовательных технологий для формирования у детей представлений о видах спорта и опыта участия в спортивных играх» (к ООП ДО для детей старшего

Программно - методическийматериал для организации образовательного процесс«Использование современных образовательных технологийдля  формирования у детей представленийо видах спорт...

Статья "Адвент-календарь как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада"

Задания из АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЯ помогают педагогу реализовать все образовательные области ФГОС ДО, организовать различные виды деятельности детей используя групповую, подгрупповую и индивидуальную форму р...