статья "Межпредметный интегрированный подход в образовательном процессе ДОУ"
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия физкультурного работника и логопеда в применении интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnyy_integrirovannyy_podkhod_v_obrazovatelnom_protsesse_dou.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
"Межпредметный интегрированный подход в образовательном процессе ДОУ".
учитель-логопед ГБОУ ЦППРК « Доверие» Шпигарева О.Н.,
инструктор по физическому воспитанию МБДОУ Детский сад № 27 «Золотая рыбка» Мигачева Т. В.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании межпредметного интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
В процессе обучения необходимо использовать различные методы и приемы:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Предлагаем вашему вниманию сокращённый конспект интегрированного занятия «Путешествие по Солнечной системе» (развитие речи – физическое развитие)
Организационный момент
Приветствие. Введение в тему занятия. Беседа логопеда с детьми о космосе, звёздном небе, небесных телах – звёздах, солнце, об истории изучения космоса.
Ребята, а кто был первым космонавтом?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, самого первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт продлился 1час 48 минут, за это время он облетел Землю.
Основная часть
Раздаются непонятные звуки. Появляется инопланетянин.
Логопед: Уважаемый инопланетянин! Мы не можем вас понять. Давайте мы попробуем вам рассказать о нашем языке. Ребята, на каком языке мы с вами разговариваем? Что мы с вами слышим и произносим? Какие бывают звуки? Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей.
Инопланетянин (физкультурный раб): Спасибо, вы помогли мне «настроится на ваш язык». В моём космическом корабле вышла из строя карта Солнечной системы, и теперь я не могу вернуться домой в другую галактику. Может, вы мне поможете восстановить карту?
Да
Инопланетянин: для этого нужно со мной пролететь над планетами Солнечной системы и собрать фотографии планет, а затем расположить их на карте.
Логопед: Хорошо! Мы готовы.
Инопланетянин: Тогда нам необходимо подготовиться к полёту. По космодрому друг за другом шагом марш!
Дети вместе с инопланетянином и логопедом «путешествуют по планетам Солнечной системы», знакомятся с ними, выполняя различные речевые или физические упражнения (Комплекс ОРУ «Космические мотивы». Фонетическая зарядка «Звуки космоса». Игра «Подбери слова - признаки» и другие)
Итог занятия
Дети возвращаются на Землю и выходят из корабля
Логопед: Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Инопланетянин: Спасибо вам ребята за помощь. Я знаю очень интересную игру «Звездочёт». Хотите поиграть?
Дети играют.
Инопланетянин: Мне пора возвращаться домой. Мне с вами было очень интересно и весело. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в образовательной деятельности, в соответствии с новыми требованиями ФГТ
Отчет о проведеном городском семинаре....
интегрированный подход к образовательному процессу в доу
презентация для доклада...
Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ
Стратегии обновления в ДОУ. Интеграция становится одним из важных и перспективных методологических направлений становления нового образования. Нельзя говорить об интеграции методик, методов и пр...
"Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ"
"Интегрированный подход к образовательному процессув ДОУ" Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окру...
Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность....
Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...
Мастер - класс для педагогов "Значение интегрированного подхода к образовательному процессу в ДОУ"
"Значение интегрированного подхода к образовательному процессу в ДОУ" Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в с...