"Технология интеграции дидактических игр в образовательном процессе ДОО".
статья на тему

Мазавина Людмила Юрьевна
Автор статьи пишет, что дидактические игры являются одним из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей, представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление, способствующее развитию самостоятельной игровой деятельности, и средством всестороннего развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технология интеграции дидактических игр в образовательном процессе ДОО.

Воспитатель СП «Детский сад № 40»

ГБОУ Ш № 29 г.Сызрани Мазавина Л.Ю.

Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Она обеспечивает всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игры занимают значительное место.

Дидактические игры являются одним из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей, представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление, способствующее развитию самостоятельной игровой деятельности, и средством всестороннего развития личности ребёнка. Дидактическая игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немало важно для развития памяти детей.

Сущность дидактической игры заключается ещё в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую – это повышает его умственную активность.

Дидактическая игра – явлении сложное, но в ней отчетливо выделяется структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

1. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание мы берём из «Программы воспитания в детском саду»

2. Игровая задача осуществляется детьми в процессе самой игры.

Эти обе задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. Например, игра «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа). Воспитатель ставит дидактическую задачу – учить детей рассказывать о предмете, который ребёнок обнаруживает под колпачком, используя прилагательные и глаголы.

Игровая задача – узнать, что под колпачком, «раскрыть тайну колпачка» и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задачи.

Иногда игровая и дидактическая задача заключена в самом названии игры «Узнаем, что в чудесном мешочке»«Кто в каком домике живёт»«Кто быстрее назовёт предмет из бумаги, дерева, металла» и т. д.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через решения игровых задач, а итог мы всегда видим в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнять функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

3. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

4. Правила игры являются также одним из составных элементов дидактической игры. Правила игры обусловлены игровыми действиями, а так же содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Дидактические игры в моей работе помогают осуществлять сенсорное восприятие детей, развивать познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.) Использование дидактических игр способствует развитию мышления, речи, воображения, внимания, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем у моих воспитанников. В дидактический играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требуют сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, осмысливание правил, последовательности действий, преодоление трудностей. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных задач.

В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:

- формирование словаря«Чудесный мешочек», где детям необходимо назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом)«Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением); «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.

- развитие звуковой культуры речи: «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывают музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям делятся на две команды, одна команда отворачивалась, а другая издает различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др.), задача первой команды - отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке»«Заборчик», «Часики»«Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.

развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» - дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки?» дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением.

- для развития связной речи (монологической и диалогической) я использую дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» - составление предложений. «Составь рассказ по картинке»«Что было бы если?», где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?». Сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. учат свободно общаться друг с другом, также способствуют развитию культуры речи, правила и нормы поведения.

Таким образом, систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем мире.

Дидактические игры с картой - схемой ближайшего окружения способствуют формированию пространственных представлений, умению пользоваться планом, картой, схемой. Варианты заданий:

 *«Где эта улица, где этот дом» - Ведущий предлагает отметить фишкой какое-либо место на плане (Положи фишку на «магазин»).

*- Угадай, что я загадала. Ведущий отмечает фишкой какой – либо объект на плане, а дети называют его.

*- Незнайка приехал в гости к нам в город, но не знает, как найти магазин (где у нас находится аптека и т.п.), помоги ему найти дорогу.

*- Нарисуй свой путь от дома до детского сада.

*- Загадки. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города. - определение места дома, по указанному адресу.

Дидактические игры на классификацию, обобщение, сериацию. «Предприятия нашего города» - детям предлагаются карты с фотографиями предприятий города и маленькие карточки с изображением их продукции. Участники должны отгадать, какое предприятие города производит продукцию, изображенную на карточке. Выигрывает тот, кто первый закроет карточками поле. «Разложи предметы по домам» Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в кукольный театр те предметы, которые необходимы в театре. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Подводя итог, хочется подчеркнуть, что воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. И именно игра поможет сделать так, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Таким образом, дидактическая игра позволяет педагогу индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка; - активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения; - делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

.

Литература

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.

3. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

4. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. – 340 с.

5. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения /Издательство «Академия развития» Ярославль, 2007.

6. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Ярославль, «Академия развития», 1996. – 192с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция ИКТ в воспитательно - образовательный процесс в ДОУ

Использование собственной цифровой грамотности для интеграции новых технологий и новых педагогических приемов в повседневную жизнь ОУ, процессы воспитания и обучения детей наиболее эффективным, привле...

Интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду

C введением ФГОС дошкольного образования главной задачей стало уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большей степени ...

Интеграция как средство организации образовательного процесса. Конспект тематического дня " ДЕНЬ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ"

Мною представлен конспект тематического дня, который охватывает несколько образовательных областей и обеспечивает развитие игровых, коммуникативных, познавательных и творческих  навыков у до...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Игровые технологии (М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина, А.П. Панфилова)».

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Групповые технологии (И.В. Вачков, В.К. Дьяченко, И.М. Желдак, К. Рудестам)».

Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не мо...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

Статья Интеграция элементов кинезиологии в образовательном процессе ДОУ

Использование кинезиологии при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста способствует развитию у детей умственных способностей, улучшает координацию движений. Данная те...