Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»
проект (средняя группа)
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_marshaku.docx | 209.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 3
Г. Кувшиново, Тверская область
Педагогический проект
«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»
Автор проекта: воспитатель
Колоскова Мария Викторовна
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2. Паспорт проекта……………………………………………………………………… 7
3.План реализации проекта ………………………………………………………….. 9
4. Формы работы по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий с детьми дошкольного возраста» …. 9
5.Презентация проекта….………………………………………………………………11
6.Список использованной литературы……………………………………………….19
7.Приложения……………………………………………………………………………..20
Пояснительная записка
ПУСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС
ВАМ НОВОЕ ДОБУДЕТ.
ПУСТЬ ДОБРЫМ БУДЕТ УМ У ВАС,
А СЕРДЦЕ УМНЫМ БУДЕТ.
(ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ С. Я. МАРШАК)
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Культура - это то, что «делает людей народами».
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.
Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач:
- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;
- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;
- укрепление детско-родительских отношений;
- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;
- продолжение деятельности «Чтение с мамой».
Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 4-5 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Гипотеза. Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, развития вкуса к здоровому образу жизни.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в
образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Паспорт проекта
Вид проекта: творчески-информационный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Образовательная область: познавательно-речевое развитие дошкольников
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- - «Багаж»
- - «Сказка о глупом мышонке»
- - «Сказка об умном мышонке»
- - «Где обедал воробей?»
- - «Вот какой рассеянный»
- - «Радуга-дуга»
- - «Ванька-встанька»
- - «Круглый год»
- - «Детки в клетке»
- - «Мяч»
- - «Веселый счет»
- - загадки
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
- Обогатить двигательный опыт детей, способствовать их физическому развитию.
- Учить детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихов наизусть, соотносить текст стихотворения с картинкой. Развивать образную память.
- Учить выкладывать палочками Кюизенера картинки по произведениям С.Я. Маршака по схемам, закрепляя при выкладывании текст.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей. Оюогащать активный словарь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Участники проекта:
- дети средней группы № 6 «Звездочки»
- библиотека
- родители воспитанников
- воспитатели
Прогнозируемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака.
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений.
- Создание развивающих игр
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них, по иллюстрациям.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
11. Формирования привычки занятия спортом, культивация здорового образа жизни на основе произведения «Рассказ о неизвестном герое».
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
План реализации проекта
- Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
- Подобрать материалы для дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Подготовка к конкурсу чтецов по произведениям С.Я. Маршака.
- Подготовка конспекта занятия по рисованию «Где обедал воробей?» с использова- нием нетрадиционной техники рисования
- Подготовка к акции «Здоровый образ жизни против пагубных привычек»
- Подготовка информации к мероприятию «Полезные продукты»
- Подготовка конспекта физкультурного досуга с элементами театрализации
«Сказка о том, как тушили Кошкин дом».
- Подготовка конспекта к итоговому мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
- Разработка перспективного плана мероприятий.
Время реализации: с 20.11.2017 до 10.12.2017 года (3 недели)
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
Формы детской деятельности по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий с детьми дошкольного возраста»
Познавательно-речевое развитие
- Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений
- Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Формирование целостной картины мира
- Беседы по ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича Маршака
- Игровые ситуации по формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
- Экскурсия в библиотеку
- Посещение и чтение художественной литературы по формированию интереса и потребности в чтении
- Итоговое занятие по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака
- Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое».
- Театрализация по формированию грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?» по нетрадиционной технике рисования
- Рисование – групповая работа «Радуга»
- Лепка – коллективная работа «Багаж»
- Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»
- Изготовление теневого театра «Сказка о глупом мышонке
Физическое развитие
- Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
- Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
- Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое»
Социально-коммуникативное (личностное) развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- Театрализованная деятельность – теневой театр по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
- Игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность ((НОД) в книжном уголке
- Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников
- содействие с библиотекой
Презентация проекта
- мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»
- конкурс чтецов
Подведение итогов
- проведение акции против пагубных привычек «Затуши сигарету – выбери жизнь», взяв за основу произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;
- создание плаката «Полезные продукты» на основе произведения «Усатый–полосатый»;
- проведение физкультурного досуга с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом»;
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака;
- заучивание стихотворений «Где обедал воробей?», «Мяч»
План мероприятия проекта
Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
1.Подготовительный этап (с 20.11.-27.11) | – подбор детской художественной литературы писателя. | Знакомство детей с жизнью и творчеством создание картотеки произведений. | Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака; | |
– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке. | консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме» | |||
2. Основной этап (организационно – практический) 28.11-03.12 | – чтение произведений писателя; | оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»; | ||
– рассматривание иллюстраций; | – участие родителей в проведении мероприятий; | |||
– заучивание стихов для конкурса чтецов; | ||||
– рисунки детей по стихотворению «Радуга»; - рисунки детей по стихотворению «Где обедал воробей?» по нетрадиционной методике С.В. Погодиной; - заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч» | ||||
Проведение физкультурного досу -га с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом» | ||||
Подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый» | Проведение акции среди родителей «Затуши сигарету-выбери жизнь!» на основе произведения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | |||
3. Итоговый этап (04.12-10.12) | выставка «Юные художники-иллюстраторы»; | – рисунки детей; | ||
Участие в конкурсе чтецов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста»
Долгосрочный педагогический проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми старшего дошкольного возраста»...
Новый взгляд на коррекционно-образовательный процесс через призму инновационных технологий
В статье рассматривается использование в практической деятельности учителя-логопеда таких образовательных технологий, как информационные компьютерные технологии и здоровьесберегающие...
Паспорт проекта Проект по мотивам сказки «Курочка ряба и десять утят» Самуила Яковлевича Маршака на один год для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Актуальность проекта Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей 3-4 летнего возраста с развитием игровой деятельности; появлением рол...
Педагогический проект "Формирование познавательного интереса к творчеству Самуила Яковлевича Маршака"
Методическая разработка предусматривает целенаправленную работу с детьми пяти лет по формированию познавательного интереса к творчеству советского писателя С.Я.Маршака. Разработана с учетом...
Проект "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".
Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр по лексическим темам....
Презентации к проекту "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".
Презентации, содержащие дидактические игры по лексическим темам, помогают в формировании познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста ....
Конспект НОД «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР САМУИЛА ЯКОВЛЕВИЧА МАРШАКА» с применением квест-технологий и ИКТ
Цель: познакомить детей с творчеством и биографией С. Я. Маршака.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» с приорите...