Новый взгляд на коррекционно-образовательный процесс через призму инновационных технологий
статья по коррекционной педагогике на тему

Прокопенко Светлана Геннадьевна

В  статье  рассматривается использование в практической деятельности учителя-логопеда таких образовательных технологий, как  информационные компьютерные технологии и здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sveta.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 14 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Учитель-логопед Прокопенко Светлана Геннадьевна

Новый взгляд на коррекционно-образовательный процесс

через призму инновационных технологий

На сегодняшний день перемены в образовании определили новый социальный заказ общества. Теперь детский сад – это первая ступень образовательного процесса и его работу регламентирует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Его целью является обеспечение полноценного развития учащихся во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Достигая данную цель, мы можем подвести дошкольников к тем целевым ориентирам, которые просматриваются мотивацией преемственности дошкольного и начального общего образования.

Еще Ушинский давал важные рекомендации по развитию речи и мышления воспитанников. Он обосновал тот факт, что развитие речи у детей непосредственно взаимосвязано с развитостью мышления, и обращал внимание на то, что мысль и язык пребывают в прочной консолидации. Ведущее в развитии речи детей - развитие мыслительных операций, вырабатывание навыка правильно конструировать  свои суждения.

Детям, не владеющим речью тяжело вступать в диалог, они не стремятся к взаимодействию с другими детьми, чаще всего не уверены в своих силах, у них не сформированы предпосылки к учебной деятельности.

Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу у дошкольников, необходимо найти такие технологии которые помогут в устранении этих недостатков.

Образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Выделяют игровые технологии, компьютерные технологии, диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды, тренинговые технологии.

В нашей статье мы рассмотрим применение в практической деятельности учителя-логопеда таких образовательных технологий как  информационные компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Информационные компьютерные технологии положительно воздействуют на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширяют уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. При реализации данной технологии используются компьютерные презентации на всех этапах обучения как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой и выступает в качестве наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения. Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка.

При использовании данной технологии у детей наблюдается повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

Также хочется сказать про такую инновационную технологию, как интерактивная  среда Mimio. Mimio-игра несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Она позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или очень сложно увидеть в повседневной жизни; увеличить объем предлагаемого материала и осуществить полисенсорное усвоение материала. Mimio дает возможность многократно возвращаться к изучаемому материалу, усложняя и изменяя задачи, добавляя задания.

С помощью программных средств среды Мимио возможна подготовка в домашних условиях без использования аппаратуры целой серии интерактивных занятий по различным направлениям, позволяющих активизировать процесс восприятия детьми сложных моментов учебного материала. Среда МИМИО позволяет реализовывать следующие образовательные области: - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

  Дети могут принимать более активное участие в занятиях и повышать свой уровень знаний. Mimio позволяет улучшить качество учебного процесса. Каждый продукт Mimio ставит ребёнка в центр образовательного процесса, чтобы они были активнее, с большей готовностью сотрудничали друг с другом и имели больше мотивации. Но управляет всем этим по-прежнему взрослый.  С нашей помощью развивать ребёнка становится легче и результативнее, а учиться – интереснее. Если технологии идеальны, то они прокладывают путь вперед, а не мешают движению. Педагоги получают возможность делать то, что у них получается лучше всего — просто учить.

Здоровьесберегающие технологии охватывают целый комплекс мер по сохранению здоровья воспитанников.

Одной из современных здоровье-сберегающих  технологий является  инновационная технология «БОС-здоровье». Биологическая обратная связь  — технология, представляющая собой  совокупность экспериментаторских, немедицинских, физических, предупреждающих и лечебных мероприятий, в процессе которых человеку при помощи формального  ряда обратной связи, подготовленной главным образом при помощи компьютерных приборов, изображается информация о положении и изменении разных физических операциях. Эта технология:

  • даёт возможность понять положение здоровья человека исходя из количественных показателей степени согласования качества действия дыхания и сердца;
  • позволяет получить паспорт здоровья с анализом по пятибалльной сенситограмме;

  • достаточно 10-15 интерактивных сеансов, чтобы усовершенствовать гармоничность дыхания и сердца и улучшить особенности здоровья человека.

Здоровьеразвивающая технология «БОС-здоровье» в дошкольном учреждении даёт шанс  всем детям и педагогам сформировать умение безукоризненного диафрагмально-релаксационного дыхания с предельным объёмом ДАС. Для осуществления технологии применяются современные достижения мультимедийного компьютерного оснащения, аппаратуры БОС и программные средства.

Технология «Бос-здоровье» предоставляет возможность: 1. улучшить продуктивность образовательных занятий; 2. Рационализировать поступки; 3. быть сосредоточённым; 4. Знакомит с правильной и красивой речью; 5. налаживает функциональное положение; 6. регулирует психоэмоциональную обстановку; 7. Понижает количество заболеваний ОРЗ и гриппом в несколько раз.

Логопедический комплекс БОС рассчитан для логопедической коррекции (исправления речи, заикание). Программно-индикаторный комплекс БОС записывает и подвергает обработке команды частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) с изолированием вдоха и выдоха. Комплекс использует речевой набор (стихи, рассказы), который может непрерывно расширяться. Используя первоначальные сведения редактированных сигналов ЧСС, ЧД и речевого набора программа ритмично распределяет речевую копию для чтения на выдохе.

Сигналы БОС видны на экране  компьютера наподобие зрительных образов, меняющихся в зависимости от вдоха и выдоха (чередование слайдов, постепенное появление текста и т.п.), в виде звуковых сигналов (пороговые включение и выключение, модификация направленности и т.д.).

Комплекс предоставляет тотальный контроль преобразований функционального состояния человека в состоянии покоя и при речевых заданиях, в свою очередь делает возможным постепенное повышение качества речи методом БОС.

Программа проводит синхронную переработку ЧСС и ЧД с методическим заданием необходимых характеристик по длительности вдоха/выдоха, постепенностью появления текстовых данных на выдохе и распознаванием по каналам мультимедийной БОС отклонений полученных данных от заданных. Конструкция программы на модульной основе даёт возможность беспрепятственно планировать сеанс и осуществлять руководство над его проведением.

Таким образом, используя в своей работе весь комплекс образовательных технологий, с учетом индивидуального своеобразия детей можно  не только лишь развивать устно-речевую основу у дошкольников, но и  заметно сократить время коррекции речевых недостатков.

Используемая литература:

  1. А. Сметанкин “Открытый урок здоровья”, СПб. “Питер” , 2005
  2. Информационное письмо “Об оценке эффективности лечения методом БОС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Формирование УДД по предмету «Музыка» в системе инновационных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»

Конспект логопедического занятия "Буква Ж". Основной целью данного занятия яляется формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формирование орфографической зоркости....

Наглядное моделирование, как инновационная коррекционно-образовательная технология.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».К. Д. У...

консультация для педагогов "Организация коррекционно-образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий"

консультация проводилась в форме семинара-практикума и сопровождалась мультимедийной презентацией, в конце вручались буклеты, в котором содержались краткие тезисы представленного материала...

Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»

Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий....

«Здоровьесберегающие технологии в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО. Новый взгляд на традиционные средства оздоровления»

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни....