«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста»
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему
Долгосрочный педагогический проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_marshak_1.docx | 384.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Катюша»
Педагогический проект
«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста»
Автор проекта: воспитатель
Александренко С.В.
Лабытнанги – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………. 3
2. Паспорт проекта…………………………………………………………………………… 7
3. План реализации проекта…………………………………………………………………. 9
4. Формы работы по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста» …………………………. 9
5.Презентация проекта…………………………………………………………………………11
6. Список использованной литературы………………………………………………………19
7. Приложения…………………………………………………………………………………20
Пояснительная записка
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.
Так как направление развития нашего ДОУ познавательно-речевое мною было определено направление работы «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака».
Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач:
- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;
- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;
- укрепление детско-родительских отношений;
- продолжение деятельности «Чтение с семьей».
Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 5-6 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Гипотеза. Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в
образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Паспорт проекта
Вид проекта: творчески-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь– декабрь).
Образовательная область: познавательно-речевое развитие.
Цель проекта. Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака.
Задачи проекта:
- познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», Загадки др.;
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…;
- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
-воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений, способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы;
- учить детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихов наизусть, соотносить текст стихотворения с картинкой, развивать образную память;
- развивать познавательные и умственные способности, речь детей, обогащать активный словарь детей;
- приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Участники проекта:
- дети старшей группы № 1;
- дети подготовительной группы № 2;
- библиотека;
- родители воспитанников;
- воспитатель старшей группы № 1 Александренко Светлана Викторовна;
- воспитатель подготовительной группы № 2 Егорова Валентина Константиновна.
Прогнозируемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- библиотека произведений С. Я. Маршака;
- подбор фонотеки, видеотеки произведений;
- создание мнемотаблиц по стихам Самуила Яковлевича «Где обедал воробей?», «Мяч»;
- создание условий для драматизации уже знакомых произведений С.Я. Маршака.
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них, по иллюстрациям.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
План реализации проекта
- Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
- Подобрать материалы для дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Подготовка конспекта занятия по рисованию «Где обедал воробей?».
- Подготовка к встрече с почтальоном.
- Подготовка конспекта к некоторым мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
- Разработка перспективного плана мероприятий.
Время реализации: 4 месяца.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа
- Подготовительный этап.
- Основной.
- Заключительный (итоговый).
Формы детской деятельности по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое»;
- работа по формированию грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
Художественно-эстетическое развитие
- рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?» с помощью трафаретов;
- рисование – групповая работа «Радуга»;
- лепка – коллективная работа «Багаж»;
- просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»;
- изготовление теневого театра «Сказка о глупом мышонке».
Физическое развитие
- игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
- игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»;
- игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое».
Социально-личностное развитие
- д/и «Где обедал воробей?»;
- сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
- театрализованная деятельность – теневой театр по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
- инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный».
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
- игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
- игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте;
- игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал».
Трудовая деятельность
- организованная деятельность ((НОД) в книжном уголке;
- картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»;
- реставрационная совместная деятельность детей и педагога.
Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов;
- совместное мероприятие – развлечение по произведениям С.Я. Маршака.
Ресурсное обеспечение проекта:
- компьютер (моноблок);
- подборка детских художественных произведений (книг);
- аудио- и видеотека произведений С.Я. Маршака;
- презентации по произведениям С. Я. Маршака.
Презентация проекта
Мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста».
Подведение итогов
- проведение акции против пагубных привычек «Затуши сигарету – выбери жизнь», взяв за основу произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;
- создание плаката «Полезные продукты» на основе произведения «Усатый–полосатый»;
- проведение физкультурного досуга с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом»;
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака;
- рисование животных зоопарка с помощью трафаретов;
- заучивание стихотворений «Где обедал воробей?», «Мяч» с помощью мнемотаблиц;
План мероприятия проекта
№ | Содержание работы | Сроки | результаты |
| |||
1 | «Методика организации детского чтения»; Подбор детской художественной литературы писателя. | сентябрь | Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака; создание картотеки произведений |
2 | Работа с детьми: подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке. | сентябрь | Аннотация произведений |
3 | Работа с родителями: | сентябрь | информационный стенд (список литературы по возрасту) |
4 | Подготовка информации по полезным продуктам | октябрь | Список полезных продуктов |
5 | Подготовка мнемотаблиц «Где обедал воробей?», «Мяч» | октябрь | мнемотаблицы |
6 | Подготовка конспекта занятия по рисованию с использованием нетрадиционной методики С.В. Погодиной | октябрь | Конспект, материалы |
7 | Подготовка конспекта физкультур- ного досуга с элементами театрали- лизации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом» | ноябрь | конспект |
8 | Подготовка материала к изготовлению теневого театра из фетра по произведению «Сказка о глупом мышонке» | ноябрь | Заготовка шаблонов животных, приобретение фетра |
9 | Подготовка схем по стихотворению «Мяч» | ноябрь | Картинки-схемы |
10 | Подготовка к участию в викторине по произведениям С.Я. Маршака | ноябрь | Заявка на участие, оплата конкурса, отправка документов |
II. Основной этап | |||
Работа с детьми: – чтение произведений писателя; – рассматривание иллюстраций; - рисунки детей по стихотворению «Где обедал воробей?» по нетрадиционной методике С.В. Погодиной; - заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч» по мнемотаб- лицам; – инсценировка теневого театра «Сказка о глупом мышонке - участие в викторине по произведениям С.Я. Маршака | Сентябрь - ноябрь Ноябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»; мнемотаблицы по стихам «Где обедал воробей?», «Мяч»; карточки со схемами для составления рисунка мяча с помощью палочек Кюизенера в разных вариациях; Теневой театр из фетра Выполнение и отправка заданий на конкурс | |
Работа с родителями: | Сентябрь - декабрь | Создание фото и видеотеки | |
Проведение физкультурного досуга с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом» | Ноябрь | Создание фотоотчета | |
Подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый» | Октябрь | Создание фотоотчета | |
Лепка предметов по произведению С.Я. Маршака «Багаж» | Ноябрь | ||
III. Итоговый этап | |||
Работа с детьми: – рисунки детей; | Сентябрь - декабрь |
выставка «Юные художники-иллюстраторы»; | |
Встреча с почтальоном | Ноябрь | Изготовление почтового ящика для писем в раздевалку группы | |
Участие в викторине по произведениям С.Я. Маршака | Декабрь | Викторина | |
Работа с родителями: - работы любимых героев произведений С.Я. Маршака; - конкурс чтецов - акция «Здоровый образ жизни против пагубных привычек» | Октябрь Ноябрь Ноябрь | Выставка работ, создание фото и видеотеки Создание видеотеки выступление на родительском собрании. | |
Выступление с презентацией проекта перед педагогами ДОУ | Декабрь | Выступление |
Практическая значимость
- Обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;
- развитие умение отгадывать загадки;
- развитие артистических способностей детей;
- развитие интонационной выразительности речи;
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака;
- развитие любознательности;
- развитие умения рисовать, используя нетрадиционные методики.
Список литературы
1. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2012. - № 10. - С. 42 - 44.
2. Олиферова Л. Наши добрые соседи: Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 106 - 122.
3. Папулова С. Путешествие по стране Маршака: [сценарий] // Библиотека. - 2011. - № 9. - С. 70 - 72.
4. Подумай-разгадай: [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2010. - № 3. - С. 18 - 19.
5. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 2013. - С. 95 - 129.
6. Светлова Г. Что такое стихи?: [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 101 - 104.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...
«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут счита...
Консультация учителя-логопеда на тему:«Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
В консультации представлены механизм становления фонематического слуха, основные функции речи. Особое внимание уделено исправлению речевых ошибок детей, пропедевтике речевых нарушений посредством прав...
Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...
Консультация для педагогов и родителей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Необходимость формирования фонетически правильной речи....
Педагогический проект "Формирование познавательного интереса к творчеству Самуила Яковлевича Маршака"
Методическая разработка предусматривает целенаправленную работу с детьми пяти лет по формированию познавательного интереса к творчеству советского писателя С.Я.Маршака. Разработана с учетом...
Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»
Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий....