«Особенности использования предикативной системы в дошкольном учреждении»
статья (подготовительная группа)

Азарова Наталья Владимировна

В работе педагогов дошкольных учреждений особое внимание уделяется выявлению индивидуальных особенностей дошкольников с целью организации наиболее оптимальных условий для их воспитания и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predikativnaya_sistema_v_detskom_sadu.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности использования предикативной системы в дошкольном учреждении»

Азарова Наталья Владимировна,

педагог-психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №29 «Пчёлка» г.о. Серпухов Московской области

В работе педагогов дошкольных учреждений особое внимание уделяется выявлению индивидуальных особенностей дошкольников с целью организации наиболее оптимальных условий для их воспитания и образования. Индивидуальные особенности включают в себя целый ряд психофизических параметров, таких как темперамент, личностные характеристики, мотивационную направленность, интересы и предпочтения, эмоционально-волевые качества и т.д. Особенности восприятия информации также входят в число индивидуальных особенностей и оказывают непосредственное влияние на усвоение предлагаемого материала. В повседневной деятельности при организации занятий с детьми (как во фронтальной, подгрупповой, так и индивидуальной формах) любой педагог старается использовать различные методы обучения – наглядные, практические, словесные. Так, готовясь к проведению беседы, как правило подбирается иллюстративный материал, игровые упражнения включающие словесные, наглядные, а чуть реже и кинестетические методы. Педагог-психолог более узко обследует всех воспитанников группы компенсирующей направленности и воспитанников массовых групп, обнаруживающих какие-либо признаки снижения показателей по освоению воспитательно-образовательной программы, даёт рекомендации для всех участников воспитательно-образовательного процесса по осуществлению оптимизации индивидуальной или общей программ развития. В этих рекомендациях достаточно часто фигурируют такие индивидуальные признаки воспитанников, как преобладающий канал предикативной системы, особенности восприятия, памяти, внимания, преобладающий вид и форма. В рекомендациях  чаще всего отражаются в следующем виде:

- как рассадить на занятие – кого с кем предпочтительно, близости и дальности от педагога, от окна и т.д.;

- кого спрашивать при опросах в первую очередь, как и кого активизировать на протяжении занятия;

- как построить занятие, чтобы заинтересовать, вовлечь детей, чтобы содействовать усвоению материала;

- как отметить успехи и на какие именно из них стоит обратить внимание;

- какие задания наиболее подходят для конкретного ребёнка (карточка, ответ с места, показ и т.д.);

- на что обратить внимание при организации индивидуальной работы с воспитанниками, какие игры и упражнения использовать, с кем объединить для создания подгруппы и т.д.

Ключи глазного доступа являются важным вспомогательным элементом при этом – дети дошкольного возраста склонны к фантазированию. Увлекаясь, они зачастую придумывают себе реальность, находиться в которой им комфортно или выгодно по каким-либо причинам. Чтобы разобраться в тонкостях и причинах конкретной ситуации бывает необходимо опереться на определённые факты, свидетелями или участниками которых становятся дети.

У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются также сочетанные особенности развития познавательного развития в виде снижения памяти, внимания, ориентации в пространстве, особенно на вербальном, то есть словесном уровне. Поэтому развитие когнитивной сферы насыщается речевым материалом, подкрепляемым изобразительными средствами, физическими упражнениями, сопровождаемыми вербальными подсказками и т.п., подключение первичной информации по предикативной системе в простой форме требует многократных и разнообразных упражнений. Для этого используются игры: «Встреча взглядом», «Угадай, что почувствовал», «Угадай по описанию», «Продолжи фразу», «Расскажи, что услышал», «Слушаем тишину», «Догадайся по звуку, кто спрятался?», «Опиши по схеме», «Придумай сказку», «Сравни», «Что увидел первым?» и др. Эти упражнения в игровой форме вводятся в систематический план занятий, досуговую деятельность, вне режимные моменты. Используются различные вариации и степени сложности в зависимости от особенностей воспитанников и группы в целом.  

Помимо указанных составляющих в повседневную деятельность педагога входит работа с родителями, взаимодействие с коллегами, руководством, так же требующих определённых коммуникативных навыков. Этот вид работы во многом так же зависит от взаимопонимания, уровня коммуникативных навыков и готовности к сотрудничеству обоих сторон. Умение выслушать партнёра, принять его точку зрения, представить его позицию, довести до сведения, убедить или опровергнуть выдвигаемые аргументы, подтвердить или деликатно отдалить какой-либо момент, напрямую влияет не только на успешность дальнейшей работы, но и на микроклимат личного пространства каждого участника, целой группы, коллектива.

Таким образом, владение навыками определения преобладающих каналов восприятия людей, ключей глазного доступа, являются важным составляющим профессиональной компетенции педагога любого профиля. Данные навыки позволяют педагогу наиболее результативно осуществлять как профессиональную деятельность, так и сохранению собственного психологического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию

Данный материал адресован воспитателям и старшим воспитателям дошкольных учреждений, раскрывает систему работы работы с воспитателями и детьми ДОУ по экологическому воспитанию...

Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении.

Презентация использования проектного метода в дошкольном учреждении....

СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание....

Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад.

Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ. Игры и упражнения с детьми раннего и младшего ...

Построение системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Построение системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников...

"Система работы дошкольного учреждения по организации игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фребеля"

Фридрих Фребель был создателем первого в мире дидактического пособия «Дары Фребеля». Пособие предназначалось для детей детского сада. Оно имело развивающий потенциал для обучения и воспита...