Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад.
консультация на тему
Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ. Игры и упражнения с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_doshkolnogo_uchrezhdeniya_v_period_adaptatsii_detey.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад.
Проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» ребенка, не умеющего и нежелающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.
Сейчас я познакомлю вас, уважаемые педагоги, с системой мероприятий, нацеленных на профилактику дезадаптации детей к условиям детского сада, которые проводятся у нас в детском саду последние годы.
- Перед поступлением ребенка в ДОУ, когда родители подготавливают необходимые документы, проводится работа с семьей со стороны заведующей, старшей медсестры, педагога-психолога, педагогов групп раннего возраста, в которую входит направленные беседы, анкетирование, составление индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка. Мы разработали единую анкету для родителей, целью анкетирования является выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка, получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволяет наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.
- В июле месяце проходит конференция для родителей, вновь поступающих детей по вопросам адаптации ребенка к условиям детского сада, на которой выступают заведующая ДОУ, старшая медсестра, педагог-психолог, педагоги групп раннего возраста. На конференции мы раздаем памятки каждому родителю «Как подготовить ребенка к детскому саду».
- Также в июле месяце происходит комплектование групп и составляется подвижный график поступления детей в ДОУ. Составление своего подвижного графика, также предупреждает дезадаптацию детей, так как 2 раза в неделю (в понедельник и четверг) мы принимаем по два-три ребенка в один день. Это позволяет реализовать индивидуальный подход к ребенку, учесть его актуальные потребности, уровень психофизического развития, уделить ребенку максимум внимания, так как оба воспитателя работают в одну первую смену (до тех пор, пока дети не остаются до вечера), поэтому рядом с ребенком два педагога и помощник воспитателя в самые первые дни посещения детского сада.
- Психологическое обеспечение адаптационного периода включает в себя: разработку рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода, психологическое просвещение воспитателей и родителей, наглядная информация в уголки для родителей и помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе, регистрация наблюдений за ребенком в листе социально-психологической адаптации, который в последствии вкладывается в медицинскую карту ребенка, психопрофилактическая работа с детьми в адаптационный период через проведение игр и упражнений, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Мониторинг …..позволил сделать следующие выводы…
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы. Наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист. В котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист вкладывается в медицинскую карту. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мероприятий и, при необходимости , коррекционных для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Игры и упражнения с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедленного темпа психофизического развития.
Педагогам и психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и детей, подражать их действия.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, рекомендуется проводить игры на преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
Каждая из игр повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в игре. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе.
Игра-занятие «Божья коровка»
Педагог или психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит: «К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней». Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней. Взрослый вместе с детьми определяют цвет, форму и величину игрушки. «Ребята, смотрите, наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!». Дети вместе с педагогом выполняют хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. «Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку». Дети вслед за педагогом медленно разжимают кулачки.
Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями.
Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кис-
тями рук.
Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя.
Черного и белого, Ритмично хлопают в ладоши.
Только не горелого! Грозят указательным пальцем.
Как правило на первых порах многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым. В этом случае педагог или психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.
«Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием». Дети дышат на ладошки. «Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки». Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
«А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок».
Мы вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились. Кружатся.
Божьи коровки, покажите мне ваши Показывают
Головки, носики, ротики. названные
Ручки-крылышки, ножки, животики. части тела.
«Замечательно! А теперь мы поиграем в игру 2Божиьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам». Дети встают на четвереньки и ползают по полу. «Подул злой холодный ветер, перевернул жучков». Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками. «Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают. (Игра повторяется 2-3 раза). «Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели».Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат. «Какие молодцы, а божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!».
Такие игры-занятия создают положительный эмоциональный настрой в группе, развивают умения действовать соответственно правилам игры, развивают координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентацию в собственном теле, развивают зрительное восприятие, внимание, речь и воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....
Система работы психологической службы в период адаптации детей к ДОУ
В данной статье представлена система работы по адаптации детей к детскому саду, разработанная психологической службой ГБДОУ....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.
Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание....
ПРОЕКТ«Система работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ»
•Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее зависит от нас взрослых: родителей и педагогов. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление реб...
Советы родителям в период адаптации ребёнка, поступающего в детский сад
Материалы для родителей...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...