"Система работы дошкольного учреждения по организации игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фребеля"
консультация
Фридрих Фребель был создателем первого в мире дидактического пособия «Дары Фребеля». Пособие предназначалось для детей детского сада. Оно имело развивающий потенциал для обучения и воспитания детей в раннем возрасте. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для ГПО
по организации работы с детьми раннего дошкольного возраста на тему:
"Система работы дошкольного учреждения по организации игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фребеля"
Выполнил: Вострикова Светлана Юрьевна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
Несомненно - игра для детей дошкольного возраста занимает ведущую роль. Это еще отмечали педагоги прошлых веков.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782–1852), известный немецкий педагог
19 века, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Он же первый рассмотрел игру, как важное средство в воспитании и обучении ребёнка. Также Фридрих Фребель был создателем первого в мире дидактического пособия «Дары Фребеля». Пособие предназначалось для детей детского сада. Оно имело развивающий потенциал для обучения и воспитания детей в раннем возрасте. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему.
Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, наш детский сад оснащен игровым набором «Дары Фрёбеля» в полном объеме.
В состав входит 14 модулей, упакованных в деревянные ящички, и инструкция. Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- Модуль 2 «Основные тела»
- Модуль 3 «Куб из кубиков»
- Модуль 4 «Куб из брусков»
- Модуль 5 «Кубики и призмы»
- Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- Модуль 7 «Цветные фигуры»
- Модуль 8 «Палочки»
- Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- Модуль 10 «Фишки»
- Модуль 11 «Цветные тела»
- Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
- Модуль 13 (5B) «Башенки»
- Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Игровой набор изготовлен из качественного натурального материала (дерева и
хлопка )легко применим, эстетичен, безопасен в применении, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и
самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно — исследовательской деятельности детей. Данный дидактический набор можно использовать уже с двух лет и старше.
В детском саду была разработана система освоения Даров Фребеля, начиная с раннего возраста.
Была поставлена цель деятельности:
Интеллектуальное и личностное развитие, развитие воображения, мышления, игровой деятельности, регулятивных и коммуникативных умений, творческих способностей дошкольников через использованием дидактического материала
«Дары Фребеля».
Для достижения данной цели сформулированы следующие задачи:
- Создавать эмоциональное благополучие ребенка через эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка во время игровой деятельности.
- Поддерживать индивидуальность и инициативность ребенка путем предоставления выбора игрового материала и вида деятельности с ним
- Знакомить с сенсорными эталонами, их практическим применением в игровой деятельности
- Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать.
В группе раннего возраста педагогами был разработан план игровой деятельности, который реализуется в основном в свободное время и частично во время организованной образовательной деятельности, так как время занятий всего 10 минут. Детей педагоги организуют по подгруппам. Игровая деятельность может быть одновременно организована как с одинаковым набором, так и с разными. В работе воспитателю оказывает помощь педагог- психолог. В начале года проводится вводная диагностика, в конце итоговая. Направление: развитие коммуникативных навыков, игровой деятельности и сенсорных эталонов.
По истечению учебного года педагоги были орентированы на получения
следующих результатов:
- Развитый познавательный интерес воспитанников, любознательность и познавательная мотивация
- Сформированы воображение, мышление, навыки игровой деятельности
- Сенсорное и коммуникативное развитие.
В работе с детьми раннего возраста используем следующие модули или Дары
Модуль 1: «Шерстяные мячики».
Комплект разноцветных мячей из вызаноой шерсти, ниточки
Цель: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.
Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 2 месяцев.
Основная развивающая среда малышей и возможность познать мир — это сенсорика (то, что можно потрогать, покатать, подержать в руках), соответственно в своей работе используем первые дары «мячи» выполненные из вязанной шерсти, окрашенные в цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и белый с черным мячиков. К каждому мячу прикрепляются ниточки. Фрёбель отмечал, что мячи должны быть первыми игрушками у малыша, так как его наиболее удобно держать в руках, которые еще плохо развиты. Мяч интересно рассматривать, ощупывать. Показывая ребенку мячи различного цвета, мы формируем таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны, и соответственно, приговаривая: «Вперед — назад», «Верх — вниз», «Вправо — влево», знакомим детей с пространственными представлениями. Развивая мелкую моторику рук, дети берут мячик в руки и начинают его катать. Для детей важны игры и упражнения направленные на тренировку дыхания или на расслабление. Все задания можно комбинировать с песенками, потешками, стихами.
Модуль 2: «Основные тела»
Комплект из шара, цилиндра и кубика. Этот набор вводит новые геометрические тела, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.
Цель: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
Данный комплект развивает способности сортировки, выполнения задания по образцу, сравнения, также развивает и тренирует мелкую моторику. В этом даре детям было предложено вставлять ниточку в объемные геометрические фигуры, делая из этого бусы. В процессе изготовления дети примеряют их
Модуль 4 «Куб из брусков»
Комплект из 8 деревянных плашек. Это деревянные цветные плоские геометрические фигуры: квадраты, ромбы и треугольники разных размеров, которые должны были ознакомить детей с понятием абстракции и подготовить их к рисованию.
Цель: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков.
Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это
ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.
Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».
Комплект досок с отверстиями, разноцветными шнурочками и мозаиками. Цель: Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.
Дар 12, не менее важный и значимый. В доску с отверстиями можно вставлять мозаику или просовывать шнурочки Данный дар развивает мелкую моторику и координацию движений, самоконтроль действий. Здесь ребенок может проявить свою индивидуальность в выборе цвета.
Использование Даров Фребеля способствует реализации одного из принципов дошкольного образования - принцип содействия и ребёнка и взрослого, признающее ребёнка полноценным участником образовательных отношений, а также вариативность предметной развивающей среды.
Информационный ресурс
https://npafp.ru/dary-frebelya/
https://www.fanclastic.ru/istoriia-konstruktorov/147-dary-frebelia.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС .
Консультация для педагогов. ...
"Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО"
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО.В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства:-младенческого возраста,-ранне...
Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"
В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...
Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.
Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...
Тема самообразования: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста.И, по мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забав...
Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»
Опыт работы педагога-психолога с дарами "Фребеля"...