Обобщение опыта работы Килиной М.Г.
проект
Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_kilinoy_m.g.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы воспитателя МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак Слайд 1
по теме: «Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания» Слайд 2
В связи с вступлением в силу нового Федерального закона об образовании и ФГОС - дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, ребенок становится «субъектом» образовательного процесса.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия на ребенка. Если раньше на первый план выходила задача воспитания с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас возникает необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому встал вопрос о поиске новых форм и методов организации образовательного процесса.
Для улучшения положения необходимо внедрение инновационных технологий
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников.
Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.
Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время.
( Слайд гипотеза 3) Если во главу воспитательной системы ДОУ поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием «Экологических проектов – как эффективным способом реализации экологического воспитания», социально культурных условий малой Родины, разработать систему; интеграции, воспитания, обучения, развития дошкольников, на основе идей экологического образования. Можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника
Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т.к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.
Я считаю, что если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учёбе и школе обеспечен.
Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу. Учиться прогнозировать результат, экспериментировать, делать выводы и обобщения. Словом развивает познавательные способности.
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существуют определённые противоречия: (Слайд 4)
- Между традиционным решением проблемы экологического воспитания дошкольников и необходимостью создания условий для самовыражения и самореализации ребенка.
- Между необходимостью проектной деятельности, как метода экологического воспитания, и отсутствием системы организации работы по внедрению его в практическую деятельность.
-Между желанием взрослых привить ребёнку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде.
(Слайд 5) Выявленные противоречия поставили передо мной проблему:
может ли проектная деятельность стать естественным социально-значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
(Слайд 6) Решение данной проблемы я вижу в создании системы педагогической работы, направленной на формирование у детей экологических знаний в процессе проектной деятельности. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности.
Работа проводилась в течении 3-х лет 2015-2018г, и проходила в три этапа
1-й этап- аналитико-диагностический:
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы, проведение диагностики (сентябрь 2015-ноябрь 2015)
2-й этап- практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (декабрь 2015-март 2017)
3-й этап- аналитико-обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Диапазон опыта.
Диапазоном моего опыта является единая среда, организованная непосредственно-образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.
Теоретическая база опыта
Педагогическую ценность укрепления чувств ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци.
Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.
Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой содержаться исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех учёных. педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о взаимоотношении в этом мире?
Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
Новизна моего педагогического опыта
(Слайд 7)1. Я считаю данная проблема недостаточно освещена в методической литературе.
2. В разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
2.Технология опыта
(Слайд 8 ) Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами экологических проектов - как эффективным способом реализации экологического воспитания
Реализация поставленной цели проходила через решение следующих задач:
(Слайд 9)Задачи:
1. Развивать у детей предпосылки логического мышления.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами окружающего мира.
5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей природе.
Слайд 10, 11,12. В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Показ слайдов 24) указываю на монитор
25 -27 слайд читаю на экране Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую различные педагогические технологии. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Слайд 28 Использование проектного метода можно реализовать через все виды деятельности дошкольника.
За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для моих воспитанников и их родителей (на слайде) читать
(Слайд29, 30) При работе над опытом в педагогической деятельности мною применялись следующие методы экологического образования:
- наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации),
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора),
- практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).
Планируя образовательную деятельность, я опирались на определенные дидактические принципы, которые сегодня наполнили новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей. (Слайд 31 читать), текст нет
- Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают познавательную активность, процесс самопознания.
- Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
- Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
- Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
- Принцип наглядности Я.А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения.
Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию
Для успешного применения проектной деятельности в образовательном процессе я создавала определенные условия:
Одним из важных условий решения поставленных задач является организация (Слайд 32) предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения экологических представлений детьми будет протекать наиболее эффективно.
Для детей в детском саду организованы:
- зимний сад, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;
- центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;
- центр библиотеки – это книги, энциклопедии;
- центр коллекций, он предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины);
- выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности;
- оформлены - календарь природы, календарь погоды, карты – схемы;
- собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);
- подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;
- подобраны подвижные игры и наглядный материал для их проведения;
- созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;
- имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);
Важно отметить, что при переходе ребёнка в старшую и затем в подготовительную к школе группу у детей меняется психологическая позиция, дети ощущают себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте мы развиваем любые проявления дошкольников: самооценку, самоконтроль, самовыражение, самопознание.
Мы поддерживаем организацию предметно-развивающей среды таким образом чтобы дети проявляли познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Привлекаем старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняя их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекаем в процесс преобразований. (Включить репортаж)
(Слайд 37) Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе мы используем в проектах эмоционально привлекательные для детей виды деятельности:
- экологические игры;
- наблюдение и труд;
- чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
- ведение календаря природы, моделирующей смену времен года;
- ведение дневника наблюдений;
- самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;
- творческую деятельность детей: рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;
- составление план – карт, схем;
- сочинение «Экологических сказок», историй и загадок;
- участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода, создание листовок на природоохранные темы);
- участие в экологических праздниках, экскурсиях;
За годы внедрения проектного метода, мною разработано и реализовано много различных проектов.
Тематика и содержание проектов разнообразны. Тему исследования подсказывают сами дети, стоит только не пропустить, что именно им интересно:
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования экологической культуры у старших дошкольников, проявление устойчивого интереса к миру природы, совершение позитивных поступков по отношению к живым объектам. Для диагностики уровня сформированности экологической культуры я использовала диагностические карты и материалы из программы «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич
По результатам первичной диагностики получены следующие данные.
Таб.1 Уровень сформированности экологических представлений у детей средней группы. 2015 год.
Уровень сформированности экологической культуры | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
2015 год | 34% | 26% | 40% |
Исходя из результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у детей недостаточно сформирована экологическая культура, следовательно, использованные ранее методы не были эффективными.
В мае 2017 уч. года был проведен промежуточный мониторинг экологических представлений у детей старшей группы. Результаты представлены в таблице 2.
Таб.2 Уровень сформированности экологических представлений у детей старшей группы. 2017 год.
Уровень сформированности экологической культуры | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
2015 год | 34% | 26% | 40% |
2017 год | 9% | 41% | 50% |
Исходя из результатов промежуточного мониторинга, получены следующие данные: высокий уровень сформированности экологических представлений увеличился на 10 %, а низкий уровень снизился на 25 %.
Контрольное обследование детей позволило, определить изменения в повышении уровня формирования экологической культуры у детей. Результаты уровня сформированности экологических знаний отражены в таблице 3.
Таблица 3: Уровень сформированности экологических представлений у детей подготовительной группы 2016г.
Уровень сформированности | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
экологической | |||
культуры | |||
2016 год | 23% | 77% | |
Уровень сформированности | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
экологической | |||
культуры | |||
2015 год | 34% | 26% | 40% |
2018 год | 23% | 77% | |
Изменение | Уменьшение на 34% | Уменьшение на 3% | Увеличение на 37% |
уровня |
Таб.4 Сводная таблица 2015, 2018 г.г
Опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям, что доказывают результаты мониторинга 2018 г.
высокий уровень - 34%, 2018 - 77%. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, научились сопереживать в различных ситуациях. Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 72%; у 79% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 93%- уверены в том, что их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду.
По результатам диагностики детей, контрольного мониторинга и итогового анкетирования родителей можно сделать следующий вывод:
1.Широкое внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс повышает уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.
2. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Обобщение опыта работы воспитателя МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак Богдановой Маргариты Юрьевны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....