Каждый ребенок и родитель – индивидуальность
консультация

Киянова Наталья Сергеевна

Каждый ребенок и родитель – индивидуальность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_rebenok_lichnost.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок – личность

Каждый ребенок – особый, уникальный и неповторимый. Поэтому, воспитывая ребенка, родителям надо знать индивидуально-психологические особенности своего ребенка: тип нервной системы, особенности познавательного отношения к окружающему, к себе и тому подобное. Они проявляются в поведении и деятельности ребенка, а именно: как он воспринимает и выполняет поручения, | откликается на просьбы сверстников, родных, незнакомых, как налаживает контакты с другими людьми, как ведет себя в совместной деятельности с взрослыми, с другими детьми, как реагирует на трудности и как преодолевает их, как переживает неудачи, успех и тому подобное.

Индивидуальные различия могут быть врожденными и приобретенными.
Врожденные более стабильные и очень трудно поддаются педагогическому воздействию. Это - разные задатки, типологические особенности нервной системы (сочетание силы, подвижности и равновесия, процессов возбуждения и торможения), врожденные дефекты органов чувств и речи и тому подобное. Эти особенности не являются решающими в развитии способностей ребенка, но оказывают влияние на темп, способ и качество овладения определенным видом деятельности. Другую группу составляют приобретенные различия. Они менее устойчивы и в целом подвергаются изменениям. Понятно, что такие различия определяются условиями жизни и воспитанием ребенка, его собственным опытом. Это - особенности познавательных процессов, проявления отдельных черт характера, нравственных качеств, эмоционально-волевых свойств.
Определяются такие различия по характеру инициативности, самостоятельности или склонности к подражанию, качественной характеристикой детской фантазии, ходом эмоциональных процессов.

Что необходимо знать родителям о природных особенностях высшей нервной деятельности? Известно, что ребенок рождается с целым рядом безусловных рефлексов. Многие из них сначала слабо выражены, но крепнут и развиваются под влиянием окружения. Ориентировочно-исследовательские действия детей нужно активно стимулировать в детском учреждении и семье.

Одним из проявлений перенапряжения нервной системы, нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения являются систематические прихоти ребенка перед сном и после пробуждения.


К природным индивидуальным особенностям принадлежит тип нервной системы деятельности, темперамент. Темперамент характеризует устойчивые, присущие человеку от рождения черты. Его свойства накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. Существуют несколько типов темперамента.

САНГВИНИК.
Живой, подвижный, приветливый ребенок, легко идет на контакт, открытый, жизнерадостный. Говорит чаще громко, быстро, эмоционально. Язык обычно сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией. Умеет преодолеть препятствия, пользуется симпатией ровесников.

ФЛЕГМАТИК.
Спокойный, неторопливый, здравомыслящий ребенок, достаточно терпеливый. Речь у него спокойная, равномерная, замедленная, без выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Общается с небольшим количеством людей, стойкий в привязанности.

ХОЛЕРИК.
Дети-холерики конечно беспокойные, необузданные, раздражающие, с трудом приспосабливаются ко всяким ограничениям, режимным моментам, требованиям старших. Речь быстрая, неровная, эмоционально ярко окрашена. В общении хотят быть лидерами, предпочитают подвижные игры.


МЕЛАНХОЛИК.
Дети-меланхолики похожи на тепличные растения: с чужими они боязливы, замкнуты, нерешительны, зато в привычной доброжелательной обстановке сообразительны, внимательны и отзывчивы. Разговаривают тихо, быть на первых ролях не стремятся.

У каждого ребенка свой характер. Индивидуальное своеобразие ребенка однако не только определяется его темпераментом. Каждая личность имеет свой особый психический склад, свою манеру поведения, свой способ действия, свой характер. Тип нервной системы постоянно влияет на выработку характера ребенка. Считают, что темперамент и характер личности представляют собой единство, как неразрывные свойства личности. Вместе с тем, это одно и тоже. Тип нервной системы имеет врожденную основу, а характер складывается прижизненно. Характер определяется совокупностью всех черт, которые проявляются в действиях и поступках. В народе говорят, что в двух одинаковых людей по характеру, одинакового поведения не бывает.

В формировании характера важную роль играет не только социальная среда, но и
семья, причем именно она оказывает едва ли не наибольшее влияние, особенно в детстве. От семьи во многом зависит не только то, будет ли человек здоровым, но и то, как смогут раскрыться его задатки, способности, какой у него характер, как она относиться к другим людям, наконец, сможет быть счастливым. Только целенаправленное воздействие семьи, общества, различных учреждений может сформировать в человеке определенные черты и свойства.

Большинство родителей жалуются, что при одинаковом воспитании, дети в них выросли разные. Иначе и не может быть! В результате воспитания формируется характер, который можно считать вектором исполнения и генного набора. Не следует забывать, что на характер влияет темперамент. Судьба человека во многом зависит от характера. Известная пословица учит: Посеешь случай - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу ".

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый ребенок - индивидуальность.

Рекомендации родителям....

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка.

Для подготовительной к школе группе....

Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка

Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка...

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка....

Индивидуальное планирование на год (для каждого ребенка)

После логопедического обследования я пишу план работы с ребенком на год...

«Каждому ребенку с ОВЗ - индивидуальный маршрут развития»

Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения....