Составление характеристики на дошкольников.
методическая разработка
Составление характеристики на дошкольников (по результатам наблюдения) . Для характеристики предложены несколько пунктов и варанты их написания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по заполнению характеристики для дошкольников (по результатам наблюдения).
1. Цели заполнения характеристики.
Основной целью составления характеристики является предоставление наиболее полной информации о ребенка по результатам наблюдения ребенка в деятельности.
2. Основное содержание характеристики ребёнка.
В характеристике отражены наиболее значимые линии развития старшего дошкольника.
Эмоциональный фон и личностные качества ребёнка являются значимым показателем в развитии дошкольника, эти данные могут свидетельствовать об уровне усвоения знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие показывает возможности успеха в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами взаимодействия я другими людьми.
Познавательное развитие информирует о сформированности знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Социальная позиция будущего школьника позволяет судить о степени желания ребенка идти в школу
I Эмоционально-волевые особенности
Особенности поведения
- Двигательно – расторможен, не может сосредоточиться на чем-то одном, не может управлять своим поведение;
- Двигательно - расторможен, с трудом управляет свои поведением;
- Спокоен, эмоционально устойчив может при необходимости подчиняться социальным нормам поведения;
- Выдержан, уравновешен;
- Поведение организованное, может управлять собой.
Состояние эмоционально-волевой сферы
- Низкий эмоциональный тонус. Не реагирует на эмоциональные возбудители, апатичный и пассивный;
- Пониженный эмоциональный фон, безразличен к эмоциональным стимулам;
- Эмоционально-волевая сфера в пределах нормы. Адекватно реагирует на оценку своей деятельности, умеет сдерживать эмоции.
- Высокий уровень эмоционального тонуса. Быстрая смена настроений: упрям, плаксив, агрессивен, замкнут, бурно реагирует на положительную оценку своей деятельности.
- Несдержан, не может успокоится даже при вмешательстве взрослого. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
Уверенность в себе
- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Никогда не советуется с другими. Самоуверен.
- Объективно оценивает свои возможности, достоинства и недостатки.
- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
- Неуверен в себе, занижает свои возможности, обидчив.
- Всего боится, очень замкнут.
Самооценка
- Самоуверен, всегда полностью убежден в своей правоте;
- Обладает завышенной самооценкой, переоценивает свои силы.
- Имеет уровень самооценки соответствующий своему возрасту. Уверен в себе (своих знаниях, физических качествах, нравственных суждениях).
- Имеет низкую самооценку, старается делать все как все.
- Имеет заниженную самооценку боится проявить себя.
Эмоциональная реактивность
- Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
- Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его можно глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
- Эмоционально уравновешен.
- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
Эмоциональная устойчивость
- Настроение обычно ровное, спокойное. В сложных условиях заметных перемен в поведении не наблюдается. Качество выполняемой работы при этом, как правило улучшается.
- Настроение часто ровное, спокойное. В напряженных условиях наблюдается некоторая взволнованность.
- Чувствителен к замечаниям, которые резко снижают качество выполняемой работы и ухудшают поведение. В напряженной обстановки теряется, допускает «нелепые ошибки». При затруднениях и неудачах в работе раздражается, теряет терпение, может забыть элементарные вещи. После замечаний сделанных в резком тоне, качество работы значительно ухудшается.
- Настроение часто неустойчивое, меняющееся без видимых причин.
- Импульсивен. Настроение всегда зависит от обстоятельств.
II Проявление себя в деятельности
Произвольность деятельности
- Несобранный, трудно сосредотачивается на выполнении задания, не хочет прикладывать собственные усилия.
- Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.
- В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
- Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
- Умеет следовать инструкции, способен удерживать инструкцию по длительности.
Познавательная деятельность
- Не проявляет интерес к учебной деятельности, учебные навыки не сформированы, речевой негативизм, отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство.
- Проявляет избирательный интерес к учебной деятельности, учебные навыки не сформированы, на подгрупповых занятиях пассивен.
- Проявляет интерес к учебной деятельности, иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях. Учебные навыки сформированы.
- Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активен на занятиях. Учебные навыки сформированы.
- Проявляет активность на занятиях, выполняет дополнительные задания. Учебные навыки сформированы на самом высоком уровне
Особенности игровой деятельности
- Ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры.
- Участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли.
- Очень любит играть в подвижные игры и машинки с другими детьми.
- С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.
- Любит играть в одиночестве
Коммуникативная деятельность с другими детьми
- В отношениях с другими детьми проявляет дружелюбие.
- В отношениях с другими детьми проявляет доброту, умеет пожалеть
- В отношениях с другими детьми проявляет равнодушие.
- В отношениях с другими детьми проявляет негативизм.
- В отношениях с другими детьми проявляет грубость.
Коммуникативная деятельность с взрослыми
- Доброжелателен в отношениях с взрослыми
- Избирателен в отношениях с взрослыми, с теплотой относится к тем кто ему нравится
- Спокойно проявляет себя во время общения с взрослыми людьми.
- В отношениях взрослыми проявляет агрессию.
- Боится общаться с взрослыми людьми.
III Личностные качества
Инициативность
- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
- Проявляет инициативу только если этого требуют обстоятельства.
- Редко сам начинает новое дело.
- Почти никогда сам не начинает новое дело.
- Никогда не выступает зачинателем нового дела.
Гуманизм
- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
- Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
- Считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».
Общительность
- Всегда охотно вступает в контакт с детьми и с взрослыми.
- Как правило, с удовольствием общается с людьми.
- Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
- Замкнут, не общителен.
Вежливость, тактичность
- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Ведет себя в соответствии с установленными нормами. Однако под влиянием обстоятельств, друзей может совершить неблаговидный поступок, нарушает дисциплину.
- Легко совершает различного рода неблаговидные поступки, нарушения. дисциплины, норм поведения, не носящие, как правило, злонамеренного характера.
- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Стремление к успеху, первенству
- Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
- Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
- Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.
- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
- Всегда и во всем стремится быть первым, настойчиво этого добирается.
Настойчивость
- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить поручение.
- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
- Доводит до конца задуманное; если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности
- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. Целеустремлен. Упорен в преодолении трудностей, стоящих на пути к поставленной цели.
IV Особенности психических процессов
Внимание
- Рассеян. Внимание привлекают события, не имеющие к делу отношения. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
- Нередко внимание бывает сосредоточено на вещах, далеких от занятий. Находясь в аудитории «отсутствует». Часто отвлекается.
- Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
- Внимательно и сосредоточенно работает в течение всего дня. Отвлекается редко.
- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание. Наблюдателен.
Память
- При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал требующий механического запоминания, запоминает легко.
- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал требующий механического заучивания, дается с трудом.
- Материал требующий механического заучивания, усваивает очень легко. Хорошо запоминает материал после прослушивания объяснений педагога.
- При заучивании долго разбирается в материале, многократно повторяет его логическую структуру. Лучше запоминает материал после выполнения письменных работ. Для запоминания действий различной сложности нуждается в их выполнении. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагается точно.
- Учебный материал заучивает механически, без переосмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление
- С большим трудом использует теоретические знания для решения практических задач. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
- Отличается некоторой медлительностью мышления. Должен сосредоточиться и как бы отключиться от всего. В числе последних улавливает суть объяснений педагога.
- Удовлетворительно понимает материал после объяснения педагога, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. Выводы и обобщения делает быстро, находчив в ответах
Особенности мышления.
- Затрудняется в обобщении и классификации.
- Допускает ошибки в обобщении и классификации. Затрудняется отвечать на вопросы причинно-следственного характера.
- С помощью взрослого обобщает понятия по родовому сходству, выделяет лишнее.
- Самостоятельно обобщает понятия по родовому сходству, выделяет лишнее. Может дать объяснение по наводящим вопросам.
- Быстро запоминает новый материал, не требует повторения. Самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщения и выводы.
IV Социальная позиция будущего школьника
Мотивационная сфера
- Согласен пойти в школу, потому что так положено, чтобы все дети ходили в школу.
- Хочет пойти в школу, чтобы получить много интересных и нужных знаний.
- Хочет пойти в школу, чтобы было с кем поиграть.
- Стремиться пойти в школу для того, чтобы стать старше и повысить свой социальный статус.
- Хочет пойти в школу для того, чтобы получать хорошие отметки и похвалу учителя.
Социальный статус
- Не умеет и не хочет общаться, ведет себя изолированно по отношению к другим людям.
- Занимает подчиняемую позицию с другими людьми, полностью зависим от окружающих.
- Способен включиться в детское сообщество, в случае необходимости может уступать или отстаивать свою правоту.
- Умеет действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости может подчиняться или руководить.
- Во всем старается быть первым, старается подчинить окружающих своей воли, стремиться руководить людьми.
Отношение к школе
- Не хочет идти в школу.
- С нежелание относится к тому, чтобы пойти в школу.
- Спокойно относится к школе без особой радости, но и без огорченья.
- Имеет интерес к школе, но особого рвения стать первоклассником не проявляет.
- Хочет быстрее пойти в школу, имеет большое желание стать первоклассником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-145245-1538735881.jpg)
КРАТКАЯ характеристика группы дошкольников (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)
Данная таблица составляется на первых этапах работы с группой в помощь психологу (индивидуальная карта группы). Сотавляется на основании мед.карт детей, социальных паспортов семьи и др. и содержит осн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/11/picture-15071-1402511522.jpg)
Ключ для составление характеристики на детей ДОУ
Полная развернутая схема характеристики на реьенка-дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-419831-1394918232.jpg)
Фонетические характеристики речи дошкольников
В данной статье раскрываются особенности развития произносительной стороны речи ребенка с первого по шестой год жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-482151-1413216473.jpg)
Презентация"Составление характеристики для МПК на дошкольника ,имеющего нарушения в речевом развитии"
В презентации указаны все параметры ,корорые должны быть освещены в логопедической характеристике.И рассмотрены ознакомительно психические процессы скоторыми ,волей не волей .работает логопед.И наруше...
Педагогическая характеристика на дошкольника
Характеристика всегда требуется на ПМПК...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697256-1445959513.jpg)
Характеристика речи дошкольников старшего возраста
Характеристика речевого развития старших дошкольников...
Технологическая карта занятия (составление характеристик героев)
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитиеТема занятия: Русская народная сказка СнегурочкаВозрастная группа: ста...