Характеристика речи дошкольников старшего возраста
статья по развитию речи на тему
Характеристика речевого развития старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_razvitie_rechi.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонации вопроса, радости, удивления.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения словарного состава языка, особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами синонимами, антонимами, многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
Однако отдельные дети не произносят правильно все звуки, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм: в родительном падеже множественного числа существительных, согласовании существительных с прилагательными, образовании приставочных глаголов, употреблении предлогов, построении сложных синтаксических конструкций. Что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. С такими детьми проводится специальная работа над развитием словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя и связной речи. А некоторым детям необходима помощь логопеда.
ВОСПИТАНИЕ ЗВ У КОВ ОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Основной задачей работы по усвоению и правильному произношению звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление четкой, правильной, выразительной речи.
В специальных упражнениях детям предлагают для дифференциации пары звуков С-3, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, С-Ш, 3-Ж, Ч-Т, Л-Р и др., т.е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков изолированно, в словах, в фразовой речи.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи, различные тексты. Параллельно детей учат изменять громкость голоса, темп речи при произнесении стихов и скороговорок.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Большое внимание уделяется умению детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, широко используются загадки, описания предметов, их свойств, качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой
стороной слова (синонимы и антонимы), формированию умений употреблять слова, наиболее подходящие к ситуации. Необходимо научить детей различать значения слов, отражающих характер движения (бежать - мчаться) или значение прилагательных оценочного характера (умный - рассудительный), а также развивать понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи, учить детей сочетать слова в соответствии с контекстом.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Нужно дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, желание говорить правильно. У детей развиваем умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (слова, которые имеют общую часть - учит, книга, ручка, учитель) или образовать слово по образцу (весело - веселый). Дети подбирают родственные слова в контексте. Развиваем умение образовывать существительные с увеличительными , уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (береза-березка-березонька). Различение смысловых оттенков существительных, глаголов и прилагательных развивает умение точно и уместно использовать эти слова в различных этапах высказывания. Это тесно связано с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова (почему шапку называют ушанка?).
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи - умению строить не только простые распространенные предложения, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, даются задания на дополнение предложения, начатого взрослым. Составление коллективного письма помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.
Подведение детей к тому, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков, т.е. выработка у детей осознанного отношения к речи являются необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
В пересказывании литературных произведений необходимо учить детей связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
При рассказывании по картине умение самостоятельно составить описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название к рассказу в соответствии с содержанием, соединяя отдельные предложения и части высказывания в повествовательный тест.
Необходимо формировать умение дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)
Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.
В данном материале описывается метод наглядного моделирования и его значение в педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Описываются приемы наглядного моделирования....
План самообразования на тему: «Изучение и использование игр на интерактивной доске по развитию грамматического строя речи дошкольников старшего возраста».
В материале раскрыта актуальность внедрения информационно - коммуникативных технологий для развития грамматического строя речи у детей старшего возраста, представлены задачи работы, ожидаемые результа...
Картотека Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста
КартотекаИгры по развитию речи дошкольников старшего возраста...
«Современные образовательные технологий для развития связной речи дошкольников старшего возраста»
Актуальность проблем речевого развития.В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в дошкольном детс...
Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр
Структура занятия по теме "Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр" выглядит так:• Подготовительная работа• Беседа, проблемные вопросы• Рассматр...
Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников старшего возраста.
Целью работы является развитие связной речи дошкольников и речевого творчества детей посредством игровой деятельности....