«Организация совместной деятельности с дошкольниками в детской лаборатории»
методическая разработка по теме

Нестерук Евгения Анатольевна

Данный материал представлен в виде консультации для воспитателей по созданию условий для проведения с дошкольниками эксперименирования, являющегося однм из видов детской деятельности.

В содержании раскрываются условия организации совместной образовательной деятельности в детской лаборатории, позволяющей организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками и направленную на развитие познавательной активности, любознательности. Представлена структура проведения игр-экспериментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciyadetskaya_laboratoriya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г. ВОРКУТЫ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Организация совместной деятельности с дошкольниками

 в детской лаборатории»

                                                                                                           Е.А.Нестерук

                                                                                                                       старший воспитатель

Содержание:

  1. Основные условия организации образовательной деятельности в детской

лаборатории.

  1. Оснащение детской лаборатории.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира. Организация образовательной деятельности в детской лаборатории

будет способствовать овладению дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

Совместная деятельность с воспитанниками в детской лаборатории позволит:

  1. работать с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
  2. использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  3. не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений

(«испачкаешься», «прольешь»...).

Совместную деятельность воспитателя с дошкольниками в детской лаборатории

можно организовать один раз в неделю:

с детьми младшей группы (3-4 лет) по 15 минут;

с детьми средней группы по 20 минут;

с детьми старшей группы – 25 минут;

с детьми подготовительной к школе группы по 30 минут.

Работу проводить  небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей на принципах игрового взаимодействия.

Во время совместной деятельности можно организовать один-два эксперимента с детьми младшей и средней группы и два-три эксперимента с детьми старшей и подготовительной к школе группы (в зависимости от сложности).

Структура проведения игры-экспериментирования:

  1. постановка,  формулирование  проблемы (познавательной задачи);
  2. выдвижение  предположений,  отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4. подведение итогов, вывод;
  5. фиксация результатов;
  6. вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников рекомендуется используются различные стимулы:

  1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  1. тайна, сюрприз;
  2. мотив помощи;
  3. познавательный мотив (почему так?);
  4. ситуация выбора.

Образовательная деятельность в детской лаборатории может начинаться начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – игровым персонажем «Знаем», с оборудованием и правилами поведения. Игрушка «Знай» показывает забавные опыты. Кроме  «Зная» к детям в лабораторию могут придти в гости его друг «Почемучка», «Капелька», «залететь» галчонок «Любознайка», «приплыть» «Золотая рыбка» и другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Дети могут задать вопросы «Знаю», а он  присылать им в группу книгу или подсказку, либо предложить спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям.  Некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи с ним в лаборатории.

Работа в лаборатории позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей (художественное творчество, музыка, познание, коммуникация, безопасность, труд, социализация, чтение художественной литературы и др.). Так, после проведения экспериментов со звуком можно создать с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала, оформить коллаж по изучаемой теме.

Для родителей воспитанников можно создать  «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для старших дошкольников и их родителей организовать совместное мероприятие, где дети смогут продемонстрировать свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.

        

        Организация образовательной деятельности в детской лаборатории предполагает:

  1. Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в

детской лаборатории и их выполнение.

  1. В детской лаборатории можно создать мини-музей: на стеллажах оформить

тематические выставки: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском», а также коллекции коры деревьев, гербарии, почвы, мхи и лишайники и другие.

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Младшая группа

(3-4 лет)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Подготовительная к школе группа

Задачи  и содержание экспериментальной деятельности

1.Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  1. Развивать у детей представления о различных химических свойствах веществ:

  1. Растворение различных веществ при соединении и их влияние на свойства других предметов (сахар, соль, цветная гуашь и др.; чай-молоко, гуащь-вода, вода-чай,кофе..и др)
  1. Выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования

  1. Развивать элементарные представления  об основных физических свойствах и явлениях:

  1. Магнетизм
  2. Отражение и преломление света
  3. Звук
  4. Теплота
  5. Замерзание и таяние воды
  1. Испарение
  2. Сила тяготения
  3. Трение
  4. Электричество
  5. Инерция

  1. Развивать представления о свойствах:

  1. Бумаги
  2. Воды
  3. Песка
  4. Глины
  5. Воздуха
  6. Камня

  1. Развивать элементарные математические представления

  1. Количественный счет
  1. Мерка - как способ измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины

  1. Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера

  1. Элементарные представления о солнечной системе и космических явлениях

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

  1. Увеличительное стекло
  1. Увеличительное стекло
  2. Микроскоп
  3. Чашечные весы
  4. Песочные часы
  5. Линейка
  6. Сантиметровая лента
  7. Бинокль

3.Развивать у детей интеллектуальные способности: логическое мышление: анализ, классификация, сравнение, обобщение; способы познания путем сенсорного анализа

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

ОСНАЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

Основное оборудование и материалы

  1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль.
  2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
  3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей и др.
  4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические   предметы,   формочки-вкладыши  от  наборов шоколадных конфет, различные катушки от ниток.
  5. Технические материалы: гайки, винты, болтики.
  6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная, вощеная и др.
  7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

  1. Медицинские материалы:  пипетки,  колбы, пробирки, шпатели,   деревянные   палочки,   вата,   мензурки,   воронки, шприцы (пластмассовые без игл),  марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
  2. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и

прозрачные стекла, формочки,  поддоны,  плоское блюдо, стеки, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

  1. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», мини фонтан,

водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Дополнительное оборудование и материалы

  1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  2. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
  3. Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
  4. Детский понятийный словарь.
  5. Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности взрослых и детей МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка» в условиях реализации ФГОС ДО"

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогических знаний о ре...

Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »

Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способству...

Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.

Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...

«Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....