«Организация совместной деятельности с дошкольниками в детской лаборатории»
методическая разработка по теме
Данный материал представлен в виде консультации для воспитателей по созданию условий для проведения с дошкольниками эксперименирования, являющегося однм из видов детской деятельности.
В содержании раскрываются условия организации совместной образовательной деятельности в детской лаборатории, позволяющей организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками и направленную на развитие познавательной активности, любознательности. Представлена структура проведения игр-экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciyadetskaya_laboratoriya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г. ВОРКУТЫ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: «Организация совместной деятельности с дошкольниками
в детской лаборатории»
Е.А.Нестерук
старший воспитатель
Содержание:
- Основные условия организации образовательной деятельности в детской
лаборатории.
- Оснащение детской лаборатории.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира. Организация образовательной деятельности в детской лаборатории
будет способствовать овладению дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.
Совместная деятельность с воспитанниками в детской лаборатории позволит:
- работать с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений
(«испачкаешься», «прольешь»...).
Совместную деятельность воспитателя с дошкольниками в детской лаборатории
можно организовать один раз в неделю:
с детьми младшей группы (3-4 лет) по 15 минут;
с детьми средней группы по 20 минут;
с детьми старшей группы – 25 минут;
с детьми подготовительной к школе группы по 30 минут.
Работу проводить небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей на принципах игрового взаимодействия.
Во время совместной деятельности можно организовать один-два эксперимента с детьми младшей и средней группы и два-три эксперимента с детьми старшей и подготовительной к школе группы (в зависимости от сложности).
Структура проведения игры-экспериментирования:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников рекомендуется используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Образовательная деятельность в детской лаборатории может начинаться начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – игровым персонажем «Знаем», с оборудованием и правилами поведения. Игрушка «Знай» показывает забавные опыты. Кроме «Зная» к детям в лабораторию могут придти в гости его друг «Почемучка», «Капелька», «залететь» галчонок «Любознайка», «приплыть» «Золотая рыбка» и другие известные детям персонажи.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Дети могут задать вопросы «Знаю», а он присылать им в группу книгу или подсказку, либо предложить спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи с ним в лаборатории.
Работа в лаборатории позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей (художественное творчество, музыка, познание, коммуникация, безопасность, труд, социализация, чтение художественной литературы и др.). Так, после проведения экспериментов со звуком можно создать с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала, оформить коллаж по изучаемой теме.
Для родителей воспитанников можно создать «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для старших дошкольников и их родителей организовать совместное мероприятие, где дети смогут продемонстрировать свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.
Организация образовательной деятельности в детской лаборатории предполагает:
- Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в
детской лаборатории и их выполнение.
- В детской лаборатории можно создать мини-музей: на стеллажах оформить
тематические выставки: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском», а также коллекции коры деревьев, гербарии, почвы, мхи и лишайники и другие.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Младшая группа (3-4 лет) | Средняя группа (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Подготовительная к школе группа | |
Задачи и содержание экспериментальной деятельности | 1.Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
| |||
|
| |||
| ||||
|
| |||
| ||||
| ||||
| ||||
|
| |||
| ||||
| ||||
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов | ||||
|
| |||
3.Развивать у детей интеллектуальные способности: логическое мышление: анализ, классификация, сравнение, обобщение; способы познания путем сенсорного анализа | ||||
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. |
ОСНАЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.
Основное оборудование и материалы
- Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей и др.
- Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, различные катушки от ниток.
- Технические материалы: гайки, винты, болтики.
- Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная, вощеная и др.
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и
прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.
- Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», мини фонтан,
водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Дополнительное оборудование и материалы
- Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
- Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
- Детский понятийный словарь.
- Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом интеграции детских видов деятельности"
Консультация...
«Организация совместной деятельности взрослых и детей МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка» в условиях реализации ФГОС ДО"
Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогических знаний о ре...
Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »
Методическая разработка «Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способству...
Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.
Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...
Корниловский детский сад, МБДОУ «Детский сад № 189» Тема: «Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками, как механизм достижения образовательных результатов.»
Лэпбук "Моя математика"...
Выступление на тему: «Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».
Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов...
«Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».
Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....