"Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, принцип безопасности"
материал
"Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, принцип безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplnie_na_rmo.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43
Кулундинского района Алтайского края
"Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, принцип безопасности"
Составитель:
воспитатель
Лютикова А.С.
2019 г.
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.
В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;
• учет особенностей и коррекции недостатков их развития;
•построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка, не допуская искусственного ускорения или замедления развития детей;
• создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе и ограниченные) возможности здоровья.
Так что же такое «развивающая предметно-пространственная среда»?
РППС – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста.
РППС ДО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. К тому же, РППС должна быть постоянно развивающейся. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять их местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, то со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного. Понятно, что, смена оборудования, игрушек и т. д. – это затратное мероприятие, которое многим ДОУ не под силу. Но педагоги и воспитатели, являясь творческими, инициативными, зачастую пополняют РППС своими силами, изготавливая методические пособия, дидактические игры и т. д. Хочу предложить Вам два наглядных примера, как можно пополнить РППС быстро, не затратно, своими силами. Занимаясь исследовательской деятельностью со старшими дошкольниками по любой теме, материал собираем в лэпбук, иными словами тематическую или интерактивную папку. Она имеет множество разнообразных деталей, мини-книжки, книжки-гармошки, всевозможные кармашки, конвертики разных форм. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к РППС: информативен: (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, можно использовать как с подгруппой детей, так и индивидуально. Лэпбук обладает дидактическими свойствами, является средством развития ребенка, вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части, его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Разнообразить РППС можно, например, развивающими чехлами на стульчики. Чехлы предназначены для использования в группах раннего и младшего возраста. Их можно представить основными цветами; красный, синий, желтый, зеленый. Они развивают мелкую моторику, координацию, воображение. Повышают уровень усидчивости. Украшают помещение, создают радостное настроение и яркую атмосферу в группе. Демонстрирую Вам стул красного цвета, он призван вызывать у детей интерес к поисковой деятельности, экспериментированию, желанию узнать содержимое того, что они видят перед собой. Так же развивается моторика, закрепляется знание цвета, повышается настроение за счёт сюрпризного момента. Стулья незаменимы в период адаптации. Дети отвлекаются на них моментально и на долгое время. Помогают они и тогда, когда нужно усадить на место самых неусидчивых. Дети могут не просто сидеть на стуле, но одновременно занять свои руки приятным и полезным делом.
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Для выполнения задачи развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей РППС должна быть:
содержательно-насыщенной и построенной на основе принципа уважения к потребностям и нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста. Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки. Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные. Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр и занятий в одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства игровой комнаты. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по группе. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.
Трансформируемой. Для мобильности пространства РППС предполагаетсяразделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.
Полифункциональной. Это означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые будут востребованы детьми и будут выполнять развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.
Доступной. Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям.
Нельзя забывать о принципе опережающего характера содержания оборудования. Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во-первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во-вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.
Безопасной. Безопасность ППР предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
Существуют принципы оценки безопасности игровой продукции
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, отсутствие аллергенов, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр., возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Предметно-пространственная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....