Обобщение опыта на районной августовской конференции Тема "Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику"
материал
Одним из источников формирования у детей эстетического отношения к действительности выступают произведения декоративно-прикладного искусства. Оно близко к понятию детей, привлекает простотой формы, яркостью цвета. К декоративно-прикладному искусству относится и мозаика. Мозаика - это искусство подражать живописи набором мелких кусочков одного или нескольких различных материалов - и в этом её особая ценность. Приобщение детей к мозаике оказывает большое влияние на эстетическое, умственное, нравственное, трудовое развитие детей, т.е. воспитания в комплексе, способствует успешной подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_rebyonka_cherez_bumazhnuyu_mozaiku.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида №15 с. Кабанск»
Обобщение опыта
педагогической работы
на районной августовской конференции
в пгт Селенгинск
«Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику».
Подготовила выступление
Бусовикова О.В.
Развитие личности ребёнка осуществляется в процессе общения его с природой, предметами окружающего мира, произведениями искусства.
Одним из источников формирования у детей эстетического отношения к действительности выступают произведения декоративно – прикладного искусства. Оно близко к понятию детей, привлекает простотой формы, яркостью цвета. К декоративно – прикладному искусству относится и мозаика.
Мозаика – это искусство подражать живописи набором мелких кусочков одного или нескольких различных материалов – и в этом её особая ценность.
На наш взгляд, мозаика как вид декоративно - прикладного творчества, должна найти более широкое применение в воспитательно – образовательном процессе дошкольных учреждений как средство художественно - эстетического воспитания детей. В связи с этим была разработана педагогическая технология «Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику». Цель которой художественно-творческое развитие детей в процессе приобщения к искусству мозаики.
И мы убеждены, что приобщение детей к мозаике:
- оказывает большое влияние на эстетическое, умственное, нравственное, трудовое развитие детей, т.е. воспитания в комплексе;
- помогает выполнять программные задачи;
- способствует успешной подготовке детей к школе.
Таким образом, были выделены основные задачи по работе с мозаикой:
- способствовать формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического
отношения к миру;
- знакомить детей с мозаикой как с видом декоративно – прикладного искусства;
- формировать у детей умения, навыки работы с различными материалами в технике мозаики;
- развивать художественно – творческие качества
личности;
- осуществлять художественно – речевое развитие.
В приобщении детей к мозаике, как виду декоративно – прикладного искусства, освоении специальных знаний, умений, навыков, используются разнообразные методы:
- игровой;
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- эвристический;
- исследовательский.
Реализацию поставленных задач мы осуществляем в доступных для дошкольников формах:
- беседы;
- занятия по ознакомлению детей с искусством, рисованию, аппликации, художественно-ручному труду;
- дидактические настольно-печатные игры;
- выставки художественно-творческих работ детей;
- экскурсии в музеи, в изостудию детского сада;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность.
В младшем возрасте дети учатся выкладывать мозаичную картинку через разнообразные настольные игры «Мозаика».
Игры развивающие, также помогают детям учиться подбирать цвет, форму, величину задуманного изображения.
Предполагается самостоятельная художественно - творческая работа детей в свободное от занятий время.
В работе с мозаикой нам помогают такие средства обучения, как: произведения искусства, созданные мозаичистами;
- произведения книжной графики;
- литературные произведения;
- музыкальные произведения;
- диафильмы, слайды;
- художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.
Содержание программы составлено не только с учётом традиционных дидактических принципов:
- доступности;
- последовательности;
- научности;
- наглядности;
- системности;
- с учётом возрастных особенностей, но и
принципов воспитания:
- гуманизации;
- ценностного отношения к каждому ребёнку;
- интегративности;
- эстетизации;
- взаимосвязи обучения и творчества;
- адаптивности;
- концентричности.
Нами разработана структура технологии:
- пояснительная записка;
- содержание планирования деятельности по возрастным группам;
- предполагаемый результат;
- литература.
Мозаика подразделяется на 2 вида – монументальную: она более крупных размеров, и очень прочная, ею украшают купола, здания. Главное её достоинство – долговечность, выразительность. И мозаика художественного промысла, которая служит для украшения интерьера, предметов быта, одежды, мебели. Она - наиболее приемлема для детей-дошкольников.
Выполнение мозаичных работ не требует особых материальных затрат и оборудования. Наиболее доступным материалом для детей –является цветная бумага разной фактуры, которую можно нарезать, обрывать, скатывать; но освоив её, можно работать как с искусственным, так и с природным материалом разного качества и размера, например: из обыкновенных отходов цветной ткани, ниток, яичной скорлупы, поролона, флоры, круп, ваты, пластмассы, пайеток, бисера и т.д.
Задания подбираются индивидуально, дифференцировано, чтобы каждый ребёнок смог применить имеющийся у него опыт художественно-творческой деятельности. Типы заданий бывают:
- по образцу;
- рисунку;
- замыслу;
- словесному описанию;
- на темы сказок.
По технике выполнения мозаика может быть:
- контурной;
- сплошной;
- многослойной;
- с просветами;
- частичной.
Мозаичные работы имеют более обобщённые, упрощённые формы основных фигур, а цветовые решения – условные, ограниченные несколькими цветами, без плавных переходов.
Набирать мозаику можно не только на бумажную основу, но и на пластилиновую, деревянную, пластиковую и т.д.
Нами неоднократно проводились выставки детских работ.
Срок реализации творческой работы с детьми по программе рассчитан на 4 года и включает в себя 2 этапа:
- констатирующий (изучение литературы, обследование дошкольников) – 1 год;
- формирующий (выявление объёма знаний, умений, навыков) – 3 года.
В ходе работы по избранному направлению осуществляется тесное взаимодействие педагога с семьёй. В связи с этим планируется проведение:
- анкетирования родителей;
- родительские собрания;
- консультации;
- оформляются папки-передвижки;
- создан художественный уголок «Наша мастерская» с помощью родителей, где дети создают картины, хранится весь накопленный материал, образцы работ.
Предполагаемый результат реализации программы – т.е. развитие художественно-творческого потенциала ребёнка.
С 1 младшей группы начинается знакомство с крупной Мозаикой как с игрой. Со 2-ой, - приступаем к непосредственному выкладыванию простых узоров, предметов. В перспективном плане работы с детьми этого возраста чётко расписаны настольно-печатные игры «Мозаика», дидактические упражнения.
В средней группе дошкольного возраста планируем занятия подгруппами, проводим беседы, рассматриванием картины, планируем совместную, самостоятельную деятельность, настольно – печатные игры).
Для детей старшего возраста создаём специальный уголок, в котором хранится материал для занятий и где с увлечением, самостоятельно можно заниматься художественной работой; проводим с детьми комплексные занятия, беседы, настольно – печатные игры, дидактические упражнения
Занятия художественной мозаикой, дают возможность интересно и с пользой заполнить свободное время, а самое главное – дети никогда не устают, вся работа - своеобразная игра.
Работа по выполнению мозаичного набора, положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речь ребёнка в пределах нормы.
Как уже было выше сказано, на каждом возрастном этапе предусмотрено усложнение технических и конструктивных навыков, обеспечивая тем самым развивающий характер. Такая работа увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приёмов и способов действия, творчески общаться друг с другом.
Овладевая умением, дети многократно могут комбинировать цвета и формы с учётом свойств предметов и материалов, пробуют с помощью мозаики украшать изделия, облагораживать интерьер групп, детского сада. Мозаичное изображение как и аппликация может быть предметным, сюжетным и декоративным.
Картины очень красивы:
- из крошки пенопласта;
- из множества шариков цветного пластилина;
- из стружки цветных карандашей (которые заготавливают родители.)
Методическая литература сыграла важную роль в разработке технологии.
В перспективе на будущее, у нас намечена более расширенная работа с мозаикой, это – и овладение детьми всей техникой, и более широким спектром использования разнообразного материала; привлечение родителей, совместно с детьми к изготовлению мозаичных панно; выставок за пределами детского сада, изготовление подарков ветеранам, гостям; так как мы считаем, что именно в процессе творческой деятельности развивается образное, аналитическое, конструктивное мышление, воображение, зрительная память и др., т.е. происходит разностороннее психическое развитие ребёнка, раскрывается его личность, воспитывается лёгкость и быстрота овладения знаниями и умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация. И мы надеемся, что покинув стены детского сада, дети не остановятся на достигнутом, а будут продолжать заниматься мозаикой дома, в школе на уроках труда, в кружковой работе. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие у детей творческих способностей через создание целостного образа глиняной игрушки."
Система работы с дошкольниками по обучению лепке из глины. Авторская "Программа дополнительного образования с дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет "Глиняные забавки"...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"
Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....
Доклад на районной августовской конференции по теме: "Введение ФГОС в детскому саду "Сказка" в рамках экспериментальной площадки"
Материал по введению ФГОС в воспитательно-образовательный процесс в рамках экспериментальной площадки....
Выступление на районной августовской конференции "Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка"
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка....
Из опыта работы: «Реализация творческого потенциала детей через театрализованную деятельность в условиях ДОУ».
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и ораторские способности, развивается чувство коллективизма...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в детском саду»(обмен опытом)
презентация по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду...
Сообщение "Развитие интеллектуального творческого потенциала ребёнка через проектно-исследовательскую деятельность"
Этот материал был озвучен на педагогическом совете по теме" Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского эксперементирования"...