Сообщение "Развитие интеллектуального творческого потенциала ребёнка через проектно-исследовательскую деятельность"
опыты и эксперименты
Этот материал был озвучен на педагогическом совете по теме" Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского эксперементирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 340.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №21 «РАДУГА»
Педагогический совет на тему:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского экспериментирования»
Сообщение на педагогическом совете на тему:
«Развитие интеллектуального творческого потенциала ребёнка через проектно-исследовательскую деятельность»
Подготовила музыкальный руководитель:
Лукьянова Ольга Александровна
Г. Высоковск
Существует проектно - исследовательская деятельность, благодаря которой можно проследить интеллектуально-творческое развитие дошкольников.
И в художественно-эстетическом воспитании есть уникальная возможность выявить этот потенциал, т.к. музыка и театрализованная деятельность несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Что позволяет интеллектуально-творчески развиваться.
Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Например, при восприятии музыки: дети сравнивают, сопоставляют музыкальные произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Такие же приёмы я использую и в театрализованной деятельности. Дети впервые слышат название музыкального произведения, незнакомые слова, подходящие к данному образу, к жанру, имена и фамилии композиторов, художников, факты их биографий, тем самым пополняя свой потенциальный запас.
При музыкально-ритмических движениях, ребёнок ощущает характер музыки, смену настроений. И чтобы было наиболее понятно детям, предлагаю, для сравнения несколько вариантов. В такой проблемной ситуации дети должны выбрать, например, из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки. Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку самому предлагается найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по - своему использовать знакомые движения и т.д.
Двигательное «экспериментирование» под музыку является хорошим средством развития творческого воображения детей. Такие же игры и задания могут подходить и к театрализованной деятельности. Игры «Путешествие», «В осеннем парке», «Живая картина» основаны на двигательном и пантомимическом моделировании они побуждают детей к осознанию свойств музыкальной речи, к различению выразительных интонаций, пауз, акцентов.
Наряду с восприятием музыки и движением музыкальная деятельность включает в себя пение и игру на музыкальных инструментах, основанных на опыте восприятия. Музыкально-слуховые представления - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии можно развить именно в этих видах музыкальной деятельности. При развитии музыкально-слуховых представлений применяется метод сравнения, анализ, сопоставление, запоминание, которые влияют не только на музыкальное, творческое развитие, но и на интеллектуальное.
Дети любят упражнения, в которых раскрывается их творческий потенциал, такие как «Придумай колыбельную», «Сочини и спой песенку к картинке», «Песня для мамы» и другие.
В процессе музицировали, дети старшего дошкольного возраста уже сами решают поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки. Такой творческий эксперимент способствует развитию интеллектуальных качеств.
Наиболее широко творческую и интеллектуальную активность можно проследить в проектно-исследовательской деятельности. Основная цель таких проектов – развитие творческих способностей. И, конечно же, уделяется огромное внимание тренировке и развитию памяти, мышлению, воображению, речи. Прежде, чем приступить к работе над проектом, необходимо выбрать тему, актуальность, создать условия для реализации познавательной деятельности детей. Такие варианты вопросов: «А как ты думаешь? А как, по-твоему? Не кажется ли тебе, что…» воспитывают привычку в детях размышлять, заставляют их искать ответ, фантазировать, а для этого необходимо вслушаться в музыку. При этом у детей формируется музыкальное мышление, способность к элементарным суждениям и оценкам, развивается творческое воображение, углубляется эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.
По окончании проекта исследовательской деятельности проводится диагностика, в которой показывается качество освоения детьми образовательного материала. И определяются критерии оценки ожидаемых результатов и уровень усвоения программы. Делается вывод, где указывается насколько вырос интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. При чём, воспитанник не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют уровень развития. Диагностические задания должны вызывать у детей положительные эмоции, связанные с игрой, желанием общаться .
Делаем вывод, что вся работа, направленная на развитие интеллектуально-творческого потенциала не проходит даром. Дети становятся более уверенными, любознательными, раскрепощёнными, самостоятельными, с ними интересно общаться не только ровесникам, но и нам взрослым, а значит, мы достигаем основной цели образовательной деятельности и создают условия для полноценного развития дошкольника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-431773-1396616549.jpg)
Презентация «Развитие творческого потенциала детей через опытническо-экспериментальную деятельность»
Тема: «Развитие творческого потенциала детей через опытническо-экспериментальную деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365186-1386697745.jpg)
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в детском саду»(обмен опытом)
презентация по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/16/picture-757614-1681614883.jpg)
Обобщение опыта на районной августовской конференции Тема "Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику"
Одним из источников формирования у детей эстетического отношения к действительности выступают произведения декоративно-прикладного искусства. Оно близко к понятию детей, привлекает простотой фор...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/07/picture-888915-1694056428.jpg)
Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1421951-1665540287.jpg)
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1421951-1665540287.jpg)
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....