Выступление на районной августовской конференции "Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка"
консультация
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По словам Б.Н.Чумакова , купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.) , с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам".
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.
По мнению родителей здоровье – это:
- Физическое, социально, духовное благополучие;
- Отсутствие болезней;
- Способность к полноценной жизни;
- Когда мы улыбаемся
- Когда ты свеж и бодр
- Равновесие между внутренним и внешним миром
- Здоровое питание, физические нагрузки.
- Сила, красота, хорошее настроение
- Активный образ жизни
- Вера в себя, психологический комфорт.
- Образ жизни
По мнению детей – это:
- Когда болеешь потом выздоравливаешь
- Когда не болеешь никогда
- Когда организм кушает все здоровое.
- Это полезная еда
- Это когда я здороваюсь
- Это ходить в детский сад, не болеть.
А по вашему мнению, что такое здоровье (педагоги предлагают свои варианты ответов)
- Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
- Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
- Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
- Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
- Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
- Итак, здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил.
Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.
Начинать необходимо с выявления тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
По мнению ученых, причинами катастрофического состояния здоровья наших детей является:
- Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
- Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- Перенасыщение учебного процесса;
- Стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
- Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостатки в системе физического воспитания.
На протяжении веков создавались традиции здорового образа жизни:
- Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
- Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
- Детские потешки ("Водичка-водичка, умой мое личико…", "С гуся вода, с Вани вся худоба…", "Сорока-ворона, кашу варила…" и др.), являющиеся своеобразным методом терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
- Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
- Правильная организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: "Что есть?", "Как есть?", "Когда есть?" На базе нашего детского сада созданы уже определенные условия для физического развития и оздоровления детей, для валеологического образования. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, музыкальный зал.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки (фото): в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Необходимо организовывать в группах "уголки здоровья\" и работу в них, где дети будут получать знания валеологического характера, которые помогут ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В группах проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
На физкультурных занятиях решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий детей знакомим с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки, активно используем музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и самомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Включаем мероприятия на расслабление: минутки радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.
Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаем лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники.
Благодаря совместным занятиям воспитателей и родителей создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.
В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используем как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. Проводим консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ.
При организации взаимодействия с родителями необходимо:
- Более активно вовлекать родителей к сотрудничеству по формированию здорового образа жизни.
- Продолжать физкультурно-оздоровительную работу в тесном сотрудничестве с родителями.
- Использовать нетрадиционные методы и приемы проведения консультаций, родительских собраний.
- Вовлекать родителей к сотрудничеству.
Выступление на августовской конференции
ТЕМА: «Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка»
Подготовила воспитатель МКДОУ «Торга» Волкова М.В.
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка
Воспитываем у детей привычку к здоровому образу жизни - растим здоровое поколение....
Выступление на районном семинаре библиотекарей по теме: «Роль книги в жизни ребенка дошкольного возраста»
Добрый день всем присутствующим в этом залеТема моего выступление «Роль книги в развитии дошкольника» В современном обществе сегодня особенно актуальна проблема сох...
Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...
Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)
С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...
Выступление на районном методическом объединении «Применение игровых технологий в познавательном развитии дошкольников».
Игра ведущий вид деятельности ребенка....
Выступление на районном педагогическом совете на тему: «Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае»
В современных условиях развития общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в дошкольном возрасте закладывают...
Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...