Выступление на районной августовской конференции "Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка"
консультация

Бембеева Саглара Владимировна

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

     По словам Б.Н.Чумакова , купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.) , с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам".
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.
По мнению родителей здоровье – это:

  • Физическое, социально, духовное благополучие;
  • Отсутствие болезней;
  • Способность к полноценной жизни;
  • Когда мы улыбаемся
  • Когда ты свеж и бодр
  • Равновесие между внутренним и внешним миром
  • Здоровое питание, физические нагрузки.
  • Сила, красота, хорошее настроение
  • Активный образ жизни
  • Вера в себя, психологический комфорт.
  • Образ жизни
    По мнению детей – это:  
  • Когда болеешь потом выздоравливаешь
  • Когда не болеешь никогда
  • Когда организм кушает все здоровое.
  • Это полезная еда
  • Это когда я здороваюсь
  • Это ходить в детский сад, не болеть.
    А по вашему мнению, что такое здоровье (педагоги предлагают свои варианты ответов)
  • Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  • Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  • Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
  • Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
  • Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  • Итак, здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил.
    Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ  обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.
    Начинать необходимо с выявления тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
    По мнению ученых, причинами катастрофического состояния здоровья наших детей является:  
  1. Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
  2. Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
  3. Перенасыщение учебного процесса;
  4. Стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  5. Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
  6. Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  7. Недостатки в системе физического воспитания.
    На протяжении веков создавались   традиции здорового образа жизни:  
  • Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
  • Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
  • Детские потешки ("Водичка-водичка, умой мое личико…", "С гуся вода, с Вани вся худоба…", "Сорока-ворона, кашу варила…" и др.), являющиеся своеобразным методом терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
  • Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
  • Правильная организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: "Что есть?", "Как есть?", "Когда есть?"  На базе нашего детского сада созданы уже определенные условия для физического развития и оздоровления детей, для валеологического образования. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, музыкальный зал.
    Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки (фото): в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
    Необходимо организовывать в группах "уголки здоровья\" и работу в них, где дети будут получать знания валеологического характера, которые помогут ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
    В группах проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
    На физкультурных занятиях решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий детей  знакомим с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки, активно используем музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
    Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание  музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и самомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Включаем мероприятия на расслабление: минутки радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.
    Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
    Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаем лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники.

Благодаря совместным занятиям воспитателей и родителей создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.
В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей  используем как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья.   Проводим консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду  постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ.
 При организации взаимодействия с родителями необходимо:

  • Более активно вовлекать родителей к сотрудничеству по формированию здорового образа жизни.
  • Продолжать физкультурно-оздоровительную работу в тесном сотрудничестве с родителями.
  • Использовать нетрадиционные методы и приемы проведения консультаций, родительских собраний.
  • Вовлекать родителей к сотрудничеству.







                          Выступление на августовской конференции

ТЕМА: «Системный подход в  формировании здоровья и  развития ребенка»

                                  Подготовила воспитатель МКДОУ                                 «Торга» Волкова М.В.

                                                                             2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка

Воспитываем у детей привычку к здоровому образу жизни - растим здоровое поколение....

Выступление на районном семинаре библиотекарей по теме: «Роль книги в жизни ребенка дошкольного возраста»

Добрый день  всем присутствующим в этом залеТема моего выступление «Роль книги в развитии дошкольника»    В современном обществе сегодня особенно актуальна проблема сох...

Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...

Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)

С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...

Выступление на районном педагогическом совете на тему: «Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае»

   В современных условиях развития общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в дошкольном возрасте закладывают...

Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...