Мастер-класс: «Применение социо-игрового стиля в работе с дошкольниками»
методическая разработка
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» (авторы: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов).
В своей педагогической практике применяю социо-игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Теремок»
г. Назарово Красноярский края
Мастер-класс:
«Применение социо-игрового стиля в работе с дошкольниками»
Воспитатель: Сбитнева Лариса Геннадьевна
2018 г.
ЦЕЛЬ мастер-класса:
обучение участников мастер-класса способам применения социо-игровой технологии в образовательном процессе в ДОУ в соответствии с ФГОС.
ЗАДАЧИ:
• познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии;
• повысить мотивацию педагогов к системному использованию в практике социо- игрового стиля.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» (авторы: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов).
В своей педагогической практике применяю социо-игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
В своей педагогической деятельности опираюсь на педагогические принципы, которые лежат в основе данной технологии и понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Сущность социо-игрового стиля работы определила формулировкой, авторами которой являются Е. Шулешко В. Букатов:
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Следуя этим советам, НОД организую как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно использую как в процессе НОД, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии ставлю перед собой такие задачи:
• помочь детям научиться общаться друг с другом;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, инициативности, творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровой стиль направлен на развитие коммуникативности у детей, в основе которого лежит общение детей между ссверстниками и со взрослыми.
Целесообразно в общении с детьми придерживаться следующих принципов:
• Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
• Не ворчать, не ныть, не бурчать;
• Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
• Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
• Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
• Поддержи, помоги подняться и победить;
• Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
• Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;
• Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
Плюсы социо-игрового стиля:
- Отношения: «ребенок-сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга, анализируют продукты собственной деятельности.
- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Принципы, которыми мы руководствуемся в работе со своими воспитанниками по социо-игровой технологии:
• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей;
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам;
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы и других помещениях детского сада;
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры;
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно;
• Движение и активность;
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках;
• Принцип полифонии: «За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток».
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
В ходе практической части мастер-класса участники проиграли в различные игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.
Памятка для воспитателей:
«Золотые правила» социо – игровой технологии
(по В.М. Букатову)
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте пары, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и поэтому «одинаковому» объединится в тройки;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...
Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...
Мастер-класс. Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков.
Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков....
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Задачи: ...
Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....
Мастер-класс для педагогов Социо-игровые технологии
Использование игровых технологий...
Мастер- класс для воспитателей: Социо- игровая педагогическая технология.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо- игровой технологии в работе с дошкольниками. Построени...